Информ-досье «Интересные факты об автомобилях»

7
5
Материал опубликован 6 May 2018 в группе

/data/files/i1525637537.pptx (Его Величество "Автомобиль")

Сценарий мероприятия для проведения в библиотеке

Информ – досье

«Интересные факты об автомобилях»

Автомобиль стал неотъемлемой частью современного мира. Ведущие мировые производители постоянно усовершенствуют то, что, казалось бы, достигло своей вершины.

Сегодня не найти ни одной страны в мире, в которой не знали бы о том, что такое автомобиль. В настоящее время мировая автопромышленность продолжает наращивать объёмы продаж авто, ежегодно открываются автомобильные выставки, на которых ведущие производители демонстрируют новые модели машин, созданные по современным технологиям.

Автомобиль (от др. - греч.— сам и лат. — движущийся), автомашина, автотранспортное средство, в совокупности автотехника, автотранспорт — моторное безрельсовое дорожное транспортное средство минимум с 4 колёсами.

Термин включает легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, бронетранспортёр, но не включает сельскохозяйственный трактор и мотоцикл.

Происхождение автомобиля

Первые известные чертежи автомобиля с пружинным приводом принадлежат Леонардо да Винчи (15 век). Но ни действующего экземпляра, ни сведений о его существовании до наших дней не дошло. В 2004 году эксперты Музея истории науки из Флоренции смогли восстановить по чертежам этот автомобиль, доказав тем самым правильность идеи Леонардо. В эпоху Возрождения и позже в ряде европейских стран «самодвижущиеся» тележки и экипажи с пружинным двигателем строились в единичных количествах для участия в маскарадах и парадах.

В 1769 году французский изобретатель Кюньо испытал первый образец машины с паровым двигателем, известный как «малая телега Кюньо», а в 1770 году — «большую телегу Кюньо». Сам изобретатель назвал её «Огненная телега» — она предназначалась для буксировки артиллерийских орудий.

«Тележку Кюньо» считают предшественницей не только автомобиля, но и паровоза, поскольку она приводилась в движение силой пара. В XIX в. дилижансы на паровой тяге и рутьеры (паровые тягачи, т.е. безрельсовые паровозы) для обычных дорог строились в Англии, Франции. Они применялись в ряде европейских стран, включая Россию, однако были тяжёлыми, прожорливыми и неудобными, поэтому широкого распространения не получили.

Появление лёгкого, компактного и достаточно мощного двигателя внутреннего сгорания открыло широкие возможности для развития автомобиля. В 1885 году немецкий изобретатель Готтлиб Даймлер, а в 1886 году его соотечественник Карл Бенц изготовили и запатентовали первые самодвижущиеся экипажи с бензиновыми двигателями. В 1895 году Бенц изготовил первый автобус с ДВС. В 1896 году Даймлер изготовил первое такси и грузовик. В последнем десятилетии XIX в. в Германии, Франции и Англии зародилась автомобильная промышленность.

В первой четверти XX века широкое распространение получили электромобили и автомобили с паровой машиной. В1900 году примерно половина автомобилей в США была на паровом ходу, в 1910-х в Нью-Йорке в такси работало до 70 тыс. электромобилей.

В том же 1900 году Фердинанд Порше сконструировал электромобиль с четырьмя ведущими колёсами, в которых располагались приводящие их в движение электродвигатели. Через 2 года голландская фирма  выпустила гоночный автомобиль с полным приводом.

Первый гоночный автомобиль был оснащён двигателем мощностью 35 л. с. Этот «Мерседес» был разработан Вильгельмом Майбахом 22 декабря 1900 года и включал инновационные конструкторские решения: длинную колёсную базу, широкую колею и низкий центр тяжести, стальную раму, сотовый радиатор и рулевое колесо. Лёгкий и высокопроизводительный двигатель достигал 75 км/ч и мог набирать от 300 до 1000 оборотов в минуту.

Немалый вклад в широкое распространение автомобильного транспорта внёс американский изобретатель и промышленник Генри Форд, с 1913 года внедривший конвейерную систему сборки автомобилей.

В 1923 году фирма Бенца изготовила первый грузовой автомобиль с двигателем Дизеля.
 
Автомобилестроение в России

В 1780-е годы над проектом автомобиля, а скорее — веломобиля, с педальным приводом работал известный русский изобретатель Иван Кулибин - выдающийся русский механик, инженер, основоположник отечественной технологии производства оптического стекла, создатель новых мостовых конструкций.

«Кулибин» — так до сих пор называют талантливых мастеров-самоучек. И это не случайно. Вклад Ивана Петровича Кулибина в российскую и мировую науку столь значителен, что он по праву считается символом русского изобретательства. Он намного опередил свое время: создал механические устройства и предложил проекты, многие из которых были оценены лишь спустя столетие.

Иван Петрович Кулибин родился 10 апреля 1735 года по старому стилю в Нижнем Новгороде, в семье мелкого торговца мукой. Иван освоил грамоту и счет у дьячка, а затем встал за прилавок, чтобы помогать отцу. Однако больше всего юношу увлекало чтение книг и создание разных игрушек — «флюгеров, толчей, меленок». Убедившись в исключительных способностях сына, Кулибин - старший позволил ему заниматься слесарным и токарным делом.

В 1791 году Кулибин построил и представил Академии наук самодвижущийся экипаж, «самобеглую коляску», в которой применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т. д., по сути, являвшуюся предшественницей веломобиля. Она была рассчитана на одного пассажира, а в движение машину приводил слуга, стоящий на запятках и поочередно давящий на педали. Самобеглая коляска некоторое время служила аттракционом для знати, а затем затерялась в истории; сохранились только ее чертежи. Кулибин не был изобретателем веломобиля — за 40 лет до него аналогичную по конструкции построил в Петербурге другой изобретатель - самоучка Леонтий Шамшуренков - русский крестьянин, механик, изобретатель. Он родился в 1687 г. и в 1741 г. подал в нижегородскую губернскую канцелярию заявление «о сделании им коляски самобеглой», в котором, со слов изобретателя, говорилось: «сделать может подлинно, так что она будет бегать без лошади, только правима будет через инструменты двумя человеками, стоящими на той же коляске, кроме сидящих в ней празных людей, а бегать будет хотя через какое дальнее расстояние, и не только по ровному местоположению, но и к горе, буде где не весьма крутое место…»

В архивах не сохранилось описания коляски и чертежей. Но, судя по переписке, Шамшуренков обладал чрезвычайно острой изобретательской мыслью и конструкция его коляски была очень оригинальной.

В России автомобили появились в конце 19 в. Первый иностранный автомобиль появился в 1891 году, его привез из Франции на пароходе издатель и редактор газеты «Одесский листок» В. В. Навроцкий. 

Первый русский автомобиль был создан Яковлевым и Фрезе в 1896 году и показан на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Впоследствии в России малыми сериями выпускался целый ряд легковых и грузовых автомобилей, большинство из которых представляли собой лицензионные варианты заграничных конструкций, собиравшихся частично или полностью из иностранных запчастей.

Тем не менее, полностью самостоятельного массового производства автотранспорта в России до революции так и не появилось. И его становление практически целиком пришлось на период советской власти.

АМО-Ф-15 — первый советский грузовой автомобиль, выпускавшийся серийно заводом в Москве АМО.

Массовая автомобилизация на территории современной России началась поздно с введением в строй Горьковского (Нижегородского) автозавода в 1932 году, впервые начавшего крупносерийный выпуск легковых (ГАЗ-А) и грузовых (ГАЗ-АА) моделей по лицензии американской фирмы Ford.

Первые же легковые автомобили массового выпуска, предназначенные для индивидуального пользования, были выпущены лишь после завершения индустриализации страны, непосредственно перед Великой Отечественной войной (КИМ-10).

В послевоенные годы массовая автомобилизация страны стала свершившимся фактом благодаря большому количеству трофейных легковых автомобилей, ввезённых из Германии и главным образом попавших в личное пользование среднего и старшего командного состава РККА.

А уже в 1946 году был начат выпуск массовой малолитражки, предназначенной для продажи населению — «Москвича». К этому же времени относится и появление первой самобытной конструкции советского легкового автомобиля — «Победы» ГАЗ-М-20. Эти машины отечественного производства быстро потеснили «трофейный» автопарк, выпускаясь в масштабах порядка десятков тысяч в год, чего уже в 1950-х годах не хватало для покрытия возрастающего по мере послевоенного восстановления народного хозяйства страны спроса населения. В середине 1950-х годов их сменили на конвейере более совершенные разработки — Москвич-402 и «Волга», широко поставлявшиеся на экспорт.

После 1945 года СССР стал видным мировым производителем легковых и одним из крупнейшим — грузовых автомобилей. В 1950-х — первой половине 1970-х годов советские легковые и грузовые автомобили в больших количествах поставлялись во многие страны и практически все регионы мира, включая Западную Европу и Северную Америку.

Тем не менее, начиная с середины 1970-х годов отечественная автомобильная промышленность постепенно стала скатываться к состоянию кризиса, в коем по сути и находится вплоть до настоящего времени.

Интересно, что...

Автомобиль не раз становился главным или второстепенным героем художественных фильмов. В настоящее время выпускается множество печатных изданий, главной тематикой которых является автомобиль.

Первый российский журнал об автомобилях — «За рулём», вышел в апреле 1928 года.

Сначала планировалось, что автомобиль «Победа» будет называться «Родина». Узнав об этом, Иосиф Сталин иронически спросил: «За какую цену родину продавать будете?». Название немедленно изменили.

Чтобы сделать первый миллион автомобилей компании Генри Форда потребовалось 7 лет. 132 рабочих дня спустя благодаря конвейеру Форд сделал уже 10 млн. машин. Это было в 1924 г.

Миллионный автомобиль «Москвич– 408» был выпущен в 1967 году, то есть спустя 40 с лишним лет.

Первый «Роллс-Ройс», выпущенный в 1906 году стоил 600 тыс. долларов. Сегодня самый дешевый из «Роллс-Ройсов» стоит 200 тыс. дол.

Согласно данным Международной ассоциации производителей автомобилей (OICA) ежедневно в мире производится около 165,000 транспортных средств.

За более чем 130-летнюю историю автомобили стали технологичней и сложней. Вы не поверите, но по сложности современные автомобили превосходят первые спутники земли. Также электронная начинка новых автомобилей в наши дни по производительности превосходит компьютеры 15 лет назад.

Самым дешевым автомобилем из всех когда-либо выпускавшихся компанией «Форд» был «Форд-мустанг».

Знаменитому космонавту Юрию Алексеевичу Гагарину после полёта в космос подарили автомобиль «Волгу», с номерным знаком «12-04 ЮАГ» - датой полёта в космос и инициалами космонавта. 

Самые загруженные в мире дороги – в государстве Люксембург, где на каждую тысячу человек приходится 570 автомобиля. Интересно, что при такой плотности машин в этой небольшой стране почти никогда не бывает пробок.

Первые номерные знаки выдавались конным повозкам. Автомобильные номера появились в 1899 году в Германии (Мюнхен). В Российской Империи через пять лет выдали первый номерной знак, произошло это в Риге. Буквы на номере появились благодаря желанию немецкого бизнесмена сделать подарок своей возлюбленной. Он договорился, чтоб перед цифрами разрешили поставить инициалы супруги. Сегодня в России в номерах используют только те буквы (12 штук), которые есть и в латинице, и в кириллице.

Самая маленькая модель машины выпущена в 2011г. в Великобритании. Она занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Pell P50 в ширину – 104см, в длину – 137 см, весит 59кг. Этот одноместный автомобиль развивает скорость 80км/ч.

Во многих языках названия импортных машин звучат довольно непривычно и иногда имеют совершенно непредсказуемый смысл. Российским менеджерам пришлось переименовать автомобиль Лада Калина, экспортируемый в Финляндию из России, в «Lada 119». Дело в том, что слово Kalina на финском языке означает треск, стук или грохот. Это не первый случай, связанный с производителем этих авто - еще в советское время автомобилю «Жигули» пришлось придумать экспортный вариант названия - «Лада». Оказывается, что мало кому за рубежом нравится название, созвучное со словом «Жиголо». 

Самый длинный маршрут трамвая расположен в Бельгии (Береговой трамвай, 67 км), а самый длинный маршрут троллейбуса – в Крыму. На нем можно приехать из Симферополя в Ялту.

Англичанин Джон Эванс продержал на своей голове автомобиль весом 159,6 кг в течение 33 сек. Без рук, балансируя машиной как тарелкой. Рост Эванса 2 м. вес 156 кг, а обхват шеи – 61 см.

В Австралии каждый год в ДТП попадают около 20 тыс. кенгуру. Существует даже специальное тестирование на прочность и безопасность машины, при котором автомобиль сталкивают с макетом кенгуру.

В Европе используют термин олдтаймер (англ. Oldtimer) — «старинный, раритетный автомобиль». Как правило, под этим словом имеют в виду машину, выпущенную более 30 лет назад.

В сезоне 1909-1910 гг. цена автомобиля «Форд-Т», знаменитой «Жестяник Лиззи», составляла 950 долл. Однако. чем больше машин продавали, тем больше падала цена. в 1924 г. автомобиля стоил 265 долл.

Согласно последним исследованиям, внимание людей, которые разговаривают по сотовому телефону во время вождения автомобиля, рассеянно настолько же, как если бы они были пьяны. Даже если они используют для разговора без участия рук.

Вред от автомобилей

Негативное влияние автомобилей на окружающую среду очевидно. В нашем мире невозможно прожить без использования двигателей внутреннего сгорания. Человеком используются эти механизмы как в бытовой, так и в других видах деятельности. К сожалению, помимо всех тех положительных качеств, которые несет с собой использование двигателей внутреннего сгорания, также наблюдается и множество отрицательных факторов. Основным из них является негативное воздействие на окружающую среду.

Это негативное влияние с каждым годом увеличивается, это связано с тем, что спрос на автомобили тоже растет. Двигатели внутреннего сгорания, на которых работают все автомобили, за время своей работы сжигают просто огромное количество нефтепродуктов разной степени очистки. Это наносит вред окружающей среде и, в первую очередь, атмосфере. Так как автомобили в большом количестве в основном сосредоточены в больших городах, то воздух в мегаполисах обеднен кислородом и загрязнен продуктами горения нефтепродуктов. Такой воздух приносит вред здоровью человека, из-за такого воздействия нарушается экологическая среда, меняются природные и климатические условия. Также общеизвестно, что из воздуха эти вредные продукты попадают еще и в воду, а значит, загрязняется и водная среда.

Транспорт занимает первое место по вкладу загрязнения атмосферы - на него приходится 17% глобального выброса парниковых газов.

В дорожно-транспортных происшествиях ежегодно гибнут около 1,2 млн. человек и получают травмы 20-50 млн. человек.

ДТП занимают 9 место в общем рейтинге причин смерти и первое место для возрастной группы 19-29 лет.

Праздники и акции

Ежегодно 22 сентября проводится Всемирный День без автомобиля, девиз которого - «Город как пространство для людей, пространство для жизни».

В 1973 году в разгар топливного кризиса власти Швейцарии предложили гражданам провести один день без автомобиля, используя велосипеды и общественный транспорт. Через несколько лет появилась идея сделать ежегодную акцию, призывающую реже пользоваться личным автотранспортом. Идею подхватили разные города. Акция набирала популярность в связи с экологической обстановкой и как способ пропаганды здорового образа жизни. "Откажитесь от автомобиля хотя бы на один день, укрепите здоровье пешей или велосипедной прогулкой, воспользуйтесь общественным транспортом и сократите поток машин" - так призывали владельцев машин к участию в мероприятиях. В 1994 году было предложено проводить 22 сентября Всемирный день без автомобиля, эту инициативу поддержали многие страны Евросоюза. В России подобная акция впервые была проведена в 2008 году.

В рамках проведения Дня без автомобиля страны предлагают различные акции, мотивирующие к тому, чтобы водители оставили своих "железных коней" дома хотя бы на один день в году. Во многих городах снижают стоимость проезда на общественном транспорте, почти вдвое уменьшается стоимость проезда в метро. По примеру Сан-Франциско все больше стран проводят 22 сентября велодемонстрации: велосипедисты в ярких костюмах ездят по улицам города наравне с автомобилями, демонстрируя, что этот способ передвижения более экологически чист и полезен для здоровья, к тому же ничуть не мешает автомобилистам.

«День автомобилиста» — профессиональный праздник работников автомобильного транспорта, который отмечается в Российской Федерации ежегодно в последнее воскресенье октября.

Конкурсы автомобилей

Широкую известность приобрели конкурсы легковых, а затем и грузовых машин: «автомобиль года» сначала европейский, а затем японский и североамериканский, а также всемирный и международный конкурс легковых и грузовых машин, на которых победы попеременно одерживали автомобили разных классов, производителей и стран.

Среди легковых машин был проведён конкурс «автомобиль века», где победу одержал Ford T, давший старт мировой массовой автомобилизации

В мире постоянно проходят разные конкурсы "Автомобиль года", "Бренд года", но оценка их как правило весьма субъективная.

  /data/files/i1525637537.pptx (Его Величество "Автомобиль")

Рекорды скорости

Самая высокая скорость в мире — 1229,88 км/ч на наземном транспортном средстве — реактивном автомобиле Thrust SSC — была показана англичанином Энди Грином 15 октября 1997 года.

Самую высокую скорость, которую развила на автомобиле женщина, равна 843,323 км/ч. Её показала в декабре 1976 года американка Китти Хамблтон на трёхколёсном автомобиле S.М. Мотивейтор мощноcтью 48 тыc. л.c.

Мировой рекорд скорости установил британский суперкар Keating TKR с 7-литровым мотором мощностью 1500 л.с. — автомобиль разогнался до 416 км/ч.

В 2010 году Bugatti Veyron опять заняла нишу самого быстрого серийного автомобиля ( он разогнался более чем на 407 км/ч).

Список самых продаваемых автомобилей.

Крупнейшие производители диктуют моду на автомобили, по результатам их деятельности и определяются самые продаваемые авто.

Немаловажным фактором, влияющим на показатель самых продаваемых машин, является страна производителей и страна основных потребителей авторынка.

Первое место по продаже новых автомобилей принадлежит Китаю. За 2016 год в Поднебесной продано почти 28 млн. автомобилей, а годовой прирост составил более 12%. В Китае созданы многочисленные сети дилеров, разработаны доступные системы кредитования. Эти меры в совокупности с действующими программами утилизации призваны стимулировать рост объёма продаж.

На втором месте находятся Соединённые штаты, которые значительно уступают Поднебесной, количество проданных машин в них едва превысило 17,5 млн. единиц. Япония отстаёт от лидеров продаж, куплено 9 млн. авто, при этом реализация машин снизилась всего на 2%.

Далее в порядке убывания следует Германия, Индия, Англия, Франция, Канада, Южная Корея, Бразилия. Россия в этом списке находится на тринадцатом месте.

Рейтинг самых продаваемых автомобилей формируют самые крупные страны по объёму продаж — это Китай, США, Япония. Десятка самых востребованных автомобилей выглядит так:

1. Toyota Corolla

2. Volkswagen Golf

3. Ford F-Series

4. Ford Focus

5. Hyundai Elantra

6. Volkswagen Polo

7. Toyota RAV4

8. Toyota Camry

9. Honda CR-V

10. Chevrolet Silverado

Выбор покупателя формируется имиджем производителей, соотношением цены и качества автомобиля и его назначением.

Автомобиль будущего

Трудно ответить, какими будут машины в ближайшем будущем. Но можно точно сказать, что приоритетом станут экологичные, практичные, удобные и компактные модели. Может быть, это будет трансформер, который поразит воображение многих автовладельцев. Летающие автомобили будущего явно из мира фантастики, однако максимально приближенные к идеальным устройства с искусственным интеллектом точно покорят сердца.

Для того чтобы избежать летальных исходов и тяжелых последствий после аварии, необходимо обеспечить полную безопасность. Автомобиль будущего, скорее всего, будет обладать беспилотным управлением, что уже позволит избежать 90 % дорожно-транспортных происшествий.

Потенциальные технологии будущего автомобиля включают разнообразные источники энергии и материалов, которые разрабатываются для повышения энергоэффективности и снижения вредных выбросов.

С ростом цен на газ будущее автомобилей сдвигается в сторону большей топливной эффективности, экономии энергии, гибридных транспортных средств, электромобилей, а также автомобилей на топливных элементах.

Еще 100 лет назад сложно было представить, какими будут современные автомобили. Точно так же, как и сегодня тяжело понять, что будет через 100 лет, и как изменятся авто.

Конечно, десятилетиями будут проходить испытания и лабораторные исследования, которые в результате увенчаются успехом. А иначе ведь быть не может. Научный прогресс не стоит на месте и постоянно развивается. Это касается не только автомобилей, но и мототехники, кораблей, военных и медицинских технологий. Жизнь заключается в том, чтобы человек постоянно двигался вперед и не останавливался на достигнутом.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за материал.

6 May 2018

Рада, что вам понравилось!

7 May 2018

Рада, что вам понравилось!

13 May 2018

Очень интересный материал! Спасибо!

12 May 2018

Спасибо!Рада, что вам понравилось!

13 May 2018