Инклюзивный урок ИЗО в 6 классе: Скульптура из бумаги «Мышка с сыром»
Учитель: Бычкова Елена Анатольевна МБОУ «СОШ№24»
Тема: Скульптура из бумаги « Мышка с сыром».
Цель: создание скульптуры из смятой бумаги мышки в технике бумагопластика.
Задачи:
•обучающая: познакомить с новыми и традиционными видами работы с бумагой, освоение разных приемов, методов и способов работы, овладеть техникой бумагопластики.
• развивающая: умение сминать бумагу и создавать скульптурную композицию, развивать моторику рук, творческие способности.
•коррекционная: вовлечение детей с ОВЗ, ЗПР , развитие тактильных ощущений при работе с бумагой; переключаемость ребенка с одного вида деятельности в другой;
• воспитательная: привить интерес к традиционному искусству моделирования из бумаги – бумагопластике, воспитать эстетический вкус и уважение к мировым культурным ценностям.
Универсальные учебные действия:
Здоровьесберегающая: -профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности. Физкультминутка.
Личностные: – развитие способности наблюдать за окружающим миром, анализировать и воспринимать скульптуру, как жанр искусства;воспитание уважительного отношения к творчеству.
Метапредметные: - учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Коммуникативные УУД:- строить логические обоснованные рассуждения, определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу, излагать свое мнение и делать выводы.
Познавательные УУД: -скульптура в технике: бумагопластика , смятие и скручивание бумаги.
Регулятивные УУД:- развитие художественно-образного мышления, интерес к познанию нового в искусстве.
Предметные: -развитие приобретенных умений для творческого решения технологических задач; формирование навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности. Создание скульптурной композиции , получение знаний моделирования из смятой бумаги.
Тип урока: получение новых знаний.
Форма организации деятельности: индивидуальная, групповая.
Методы урока: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: клей, кисти, краски.
ТСО: компьютер, проектор для демонстрации презентации к занятию.
Материалы для учителя: конспект урока, лист бумаги.
Материалы для ученика: квадратики бумаги, клей, краски, кисти, баночка с водой.
Зрительный ряд: презентация , поделка из бумаги мышка с сыром ,выполненная в технике бумагопластика.
Музыкальный ряд: произведение П.И. Чайковского " Щелкунчик"
План урока:
1. Вводно-мотивационный этап - приветствие, организация рабочего места. – 2 мин.
2.Операционно-содержательный этап - рассказ об истории появления бумаги, приемах и способах работы с бумагой, знакомство с видами бумагопластики-15мин.
3.Физминутка-1мин
работы с бумагой, знакомство с видами бумагопластики.
4.Практическая часть: работа над созданием скульптуры в технике бумагопластики. -20мин.
5.Рефлексивно-оценочный этап – 2 мин.
Ход урока:
Звучит произведение П.И.Чайковского «Щелкунчик».
Вводно-мотивационный этап.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Я рада нашей с вами встрече. Давайте настоимся на хорошую работу. Пожелаем друг другу удачи и творческого настроения.
Отгадайте загадку и узнаете тему нашего урока.
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами!
Ответ детей: Бумага.
Тема нашего урока Скульптура из бумаги" Мышонок с сыром"
Как вы думаете - известно имя создателя бумаги?
Дети: Скорее всего - нет.
Операционно-содержательный этап.
Учитель: История бумаги началась с Древнего Египта. Где примерно 3500 лет д.н.э. использовали папирус. Тогда, прародителя бумаги, делали из тростника. Папирус был плотный, тяжёлый и достаточно дорогой. Поэтому пользоваться им могли только элиты общества. Однако ближайший родственник современной бумаги появился примерно в 105 году нашей эры. Считается, что история бумаги, хоть и отдалённо, но напоминающей современный аналог, началась с человека по имени Цай Лунь. Кто-то рассказывает о нём как об учёном и изобретателе, а кто-то как о китайском чиновнике. Но достоверно известно, что именно он первый вывел экспериментальным путём способ изготовления бумаги.
Как Цай Лунь делал бумагу?
На самом деле, до открытия нового рецепта Цай Лунем, китайцы изготавливали бумагу из шёлка. Чиновник решил добавить в неё золу и пористые волокна с внутренней стороны коры тутового дерева. Всю смесь Лунь хорошенько вымачивал. Затем промалывал, выкладывал на ровную поверхность и высушивая на солнце после проглаживал камнями.
В отличие от прежней бумаги, эта получилась более тонкой, но при этом прочной. Например прежняя бумага, была хрупкой, чернила на ней быстро выцветали, кроме того, она довольно скоро подвергалась разрушению.
То есть, впервые чиновник стал использовать не только волокна шёлка, при производстве бумаги, но и добавил так же другие компоненты. В следствии чего, отходов стало значительно меньше. Что в итоге снижало затраты и делало конечный продукт более дешёвым.
Довольно трудоёмко в Древнем Китае делали бумагу, не так ли? Но за новый способ изготовления, император повысил чиновника.
К слову, о самом Цай Луне известно не много. Однако история сохранила кое-что. В древних источниках написано, что будучи ещё подростком, в возрасте 15 лет, Лунь поступил на службу к императору. Его описывают как трудолюбивого, усердного и талантливого сотрудника. За свою жизнь, Цай Лунь дослужился до должности начальника арсенала самого императора.
Тем не менее, бумагу пытались делать в Японии (примерно в 600 г.н.э.) и в Индии (около 400-х г.н.э.)
Но китайцам удавалось держать секрет изготовления более дешёвой и крепкой бумаги почти тысячу лет! До тех пор, пока в 751 году арабы не получили рецепт её изготовления.
Случилось это во время правления династии Тан, когда была война китайцев с арабами. В очередной стычке в плен были взяты несколько китайцев, среди которых нашёлся тот кто раскрыл секрет производства.
Уже к 11 веку н.э. бумага практически вытеснила папирус. Ею активно пользовались в Индии и Арабском мире.
Позже бумага начала своё путешествие по миру и уже очень скоро появилась в Европе. Сначала, примерно в 13 веке н.э., первыми из европейцев освоившими производство бумаги были итальянцы, испанцы и французы. Но для нас как для художников актуален вопрос: кто же был тот первый художник, который догадался из листа бумаги сделать бумажную скульптуру? Его имя неизвестно, но этот человек во время своего открытия несомненно попал в интересную проблемную ситуацию, как вы думаете – почему?
В чем была трудность создания бумажной скульптуры?
Дети: - он не знал ,как складывать бумагу;
- бумага была плохая;
- не было ножниц, инструментов
Учитель: Мы знаем, что основной характеристикой скульптуры является объем и форма, а лист перед тем художником был абсолютно плоским. Как превратить плоское в объемное - вот о чем он задумался! И мне бы хотелось, чтобы вы сейчас тоже погрузились в решение этой проблемы- как плоский лист сделать объемным ?
Перед вами листы бумаги и вы должны превратить их в объемные скульптуры.
Учитель рассказывает и показывает , способ смятый лист бумаги (комканье).
1Способ: смятый лист бумаги (комканье).
Смятый лист бумаги превращается в объемную форму . Он напоминает нам нагромождение скал – мы видим среди складок и изгибов ровные поверхности – грани, которые как раз и являются существенным компонентом скульптуры и архитектуры.
2Способ : скручивание.
полоску скручиваем в жгутик .
Дети: отрабатывают способы бумагопластики.
Физминутка: «Психологическая установка на работу»
(упражнение на снятие усталости)
Практическая работа.
Учитель: Мы сегодня познакомились с видами и способами бумагопластики.
Я вам предлагаю творческую часть нашего урока провести в согласии с современными тенденциями и объединить в нашей работе все изученные виды и способы бумагопластики.
Предлагаю вам создать скульптурную композицию из бумаги «Мышка с сыром»
Техника безопасности при работе с бумагой,ножницами.
-ножницы передавать в закрытом виде, кольцами вперед;
-не оставлять ножницы в раскрытом виде;
-клеем пользоваться очень осторожно;
-не допускать попадания клея в глаза; (при попадании немедленно промыть теплой водой)
-по окончанию работы тщательно вымыть руки.
Этапы работы:
1.Смять руками лист писчей бумаги. Чем сильнее смять лист, то будут легче изготовить мышку. Смятый лист нужно расправить.
2.Разрезать лист пополам.
3.Одну половинку скатать в бумажный шарик.
4. Отрезать квадрат от второй половинки лист. Смазать квадрат клеем и завернуть в него бумажный комок.
5.Сформировать из бумажного свёртка каплеобразную форму и дать подсохнуть.
6.Вырезать из остатков 2 кружочка для ушей, полоску для хвоста и маленький квадрат для носа.
7.Скручиваем полоску для хвоста в жгутик, а маленький квадрат в шарик.
8.Соединяем все детали и склеиваем мышонка.
9.Из остатков бумаги склеить треугольный сыр.
10.Когда мышонок и кусочек сыра высохнуть, то можно раскрасить гуашевыми красками.
Мышонок готов!
Дети делают выставку.
Учитель: Ребята, как вы считаете, получилось ли у нас сделать красивые объёмные скульптуры ? Вам понравилось их делать?
Дети: Да, получилось! Работы у всех такие красивые, яркие, не похожие друг на друга!
Рефлексивно-оценочный этап – Эмоциональная.
Дети отвечают на вопрос:
Я доволен своей работой.
На уроке я работал неплохо.
На уроке мне было трудно.
«Какое у тебя настроение?»
Дети выбирают смайлик настроения.
Учитель: Спасибо, вы работали прекрасно! Уборка рабочих мест.
Урок окончен!