Публикация «Инновационная начальная школа, или Как обеспечить ученикам успешный старт?»

10
0
Материал опубликован 2 April 2021 в группе

Как мотивировать детей на успешную учёбу в начальной школе? Как совместить традиционный подход к обучению и инновационные методики? Как заинтересовать детей внеурочными занятиями? Этими вопросами задаются не только молодые учителя, но и опытные педагоги. Известно, что именно в начальной школе закладываются основы знаний и умений, от которых зависит эффективность всего дальнейшего обучения, а значит, на плечах учителей начальных классов лежит огромная ответственность за будущие результаты их учеников. В такой ситуации помочь педагогу выполнить свою задачу на отлично могут качественные учебники.

Информационно-образовательная система (ИОС) «Начальная инновационная школа» издательства «Русское слово» разработана в соответствии с требованиями ФГОС с опорой на сложившиеся традиции и с учётом современных тенденций развития образования. Важное преимущество ИОС «Начальная инновационная школа» в том, что наряду с традиционными дидактическими принципами она реализует идеи развивающего обучения. Она обеспечивает в учебно-воспитательном процессе содержательное, организационное и информационное поле для развития личности школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями, при этом большое внимание уделяется возможности самостоятельного освоения знаний и умений с помощью современных средств обучения, формированию умения планировать свою деятельность и оценивать собственный результат, работать в коллективе.

Учебники, входящие в состав ИОС «Начальная инновационная школа», включены в Федеральный перечень, утверждённый приказами Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 и от 23 декабря 2020 г. № 766. 

Система охватывает все основные предметы, изучаемые в начальной школе: русский язык, русский родной язык, русский язык с родным (нерусским) языком обучения, литературное чтение, литературное чтение на родном (русском) языке, английский язык, математику, окружающий мир, ОРКСЭ, изобразительное искусство, технологию, музыку и физическую культуру. 

Учебники имеют единый стиль оформления, единую систему условных обозначений и единую структуру. Разделы учебников начинаются с формирования мотивации обучающихся, а изучение конкретных явлений – с наблюдения, сравнения, анализа закономерностей, актуализации уже имеющихся знаний, создания проблемной ситуации. Последовательность изложения материала в учебниках базируется на принципе открывающейся перспективы, или учёта зоны ближайшего развития: младшие школьники приобретают новые знания, осваивают умения и способы деятельности в системе, которая побуждает строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность постоянного развития. Все учебники ориентированы на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов согласно ФГОС и имеют логическое продолжение в основной школе. Кроме общих особенностей, все учебно-методические комплексы системы «Начальная инновационная школа» имеют свои уникальные черты: они строятся на индивидуальных авторских методиках с учётом классических канонов и современных достижений методической науки. 

Букварь и учебники русского языка Л.В. Кибиревой, Г.И. Мелиховой, О.А. Клейнфельд (№ в действующем Федеральном перечне 1.1.1.1.1.3.1 – 1.1.1.1.1.3.5) способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников. Они содержат большое количество заданий и упражнений, направленных на совершенствование техники чтения, навыков правописания, развитие речи. Правила, представленные в виде таблиц и схем, а также занимательные задания помогают легко запоминать правильное произношение и написание слов. Игровые и творческие задания для развития коммуникативных способностей, а также сюжетное начало и сквозные персонажи на страницах учебников вносят элемент игры в образовательный процесс. 

Вот что говорит об особенностях подачи материала в УМК руководитель авторского коллектива, кандидат педагогических наук Людмила Кибирева:

«Процесс обучения организован таким образом, что ни одно изучаемое языковое явление не преподносится ученикам в готовом виде… Все, о чём ребёнок будет говорить на уроке, основывается на наблюдениях, сравнении, анализе языковых закономерностей на базе уже имеющихся знаний… В каждом уроке есть примеры детских диалогов, в которые включаются ученики».

Стоит подчеркнуть, что линия учебников по русскому языку создана с учётом особой значимости этого предмета в начальной школе, ведь от того, как дети освоят навыки устной и письменной речи, зависит качество их обучения по другим предметам. Линия учебников для начальной школы входит в единую систему учебников по русскому языку, разработанных на основе преемственности начального, основного и среднего общего образования («Русский язык» для 5–9 классов под редакцией Е.А. Быстровой и «Русский язык» для 10–11 классов Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной).

Учебники по литературному чтению Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой созданы под редакцией доктора педагогических наук Г.С. Меркина (№ в действующем Федеральном перечне 1.1.1.1.2.5.1 – 1.1.1.1.2.5.4). Они знакомят учеников с произведениями фольклора, русских и зарубежных классиков и известных детских писателей, а также произведениями литературы народов России. Примечательно, что учебники учитывают специфику формирования мировоззрения ребёнка: например, раздел «Я и моя страна», отражающий эгоцентричное восприятие мира в 1 классе, во 2 классе трансформируется в «Наше Отечество», а в 3-м – в «Славные страницы российской истории». Такие изменения демонстрируют, что ребёнок постепенно начинает ощущать себя частью семьи, школьного коллектива, родной страны – и в соответствии с этим учится воспринимать всё более сложные и серьёзные тексты. 

Один из авторов УМК по литературному чтению, кандидат филологических наук, доцент Борис Меркин отмечает, что в учебниках особая роль отводится работе со словом, «ведь именно слово формирует нравственные ценности, которые определяют жизнь каждого человека… Мы приучаем ребёнка обращать внимание на слово начиная с первого урока в 1 классе и заканчивая последним уроком в 11 классе».

В учебники также включена рубрика, посвящённая внеклассному чтению. Серьёзное внимание уделяется вовлечению семьи в образовательный и воспитательный процессы: многие задания предполагают совместную работу и общение со взрослыми, специальная рубрика направлена на возрождение традиций семейного чтения. Линия входит в единую систему учебников по литературе, разработанных на основе преемственности начального, основного и среднего общего образования («Литература» для 5–9 классов Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева и «Литература» для 10–11 классов С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева).

В числе новинок издательства «Русское слово», вошедших в Федеральный перечень, – линии учебников «Русский родной язык», «Русский язык для школ с родным (нерусским) языком обучения» и «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1–4 классов.

Учебники «Русский родной язык» Л.В. Кибиревой, Г.И. Мелиховой, В.Л. Скляровой (№ в действующем Федеральном перечне 1.2.1.1.1.25.1 – 1.2.1.1.1.25.4) ориентированы на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и позволяют сформировать у школьников представление о языке как о живом развивающемся явлении, имеющем духовную, нравственную и художественную ценность. Преамбула в учебниках каждого класса выражает главные идеи курса: 1 класс – «Россия – Родина моя», 2 класс – «Наш родной русский язык», 3 класс – «Отражение русской культуры в языке», 4 класс – «Великий русский язык». Особое внимание при этом уделяется практическому компоненту: развитию коммуникативных навыков и совершенствованию культуры речи, а также проектной и исследовательской работе. Для отработки письменных навыков и развития орфографической и пунктуационной зоркости со 2 класса предусмотрена рубрика «Пишу на 5!». Линия входит в единую систему учебников по русскому родному языку, разработанных на основе преемственности начального и основного общего образования («Русский родной язык» для 5–9 классов Т.М. Воителевой, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирновой, И.В. Текучёвой, И.В. Шамшина).

«Мы рекомендуем педагогам начальной школы провести собственный анализ курса "Русский родной язык" и для основной школы, чтобы увидеть логику, системность и последовательность в подаче материала. Это обеспечивает преемственность на уровне восприятия авторской идеи, содержания, организации учебной деятельности и методов преподавания», – говорит Ирина Громовик, автор-составитель программы курса «Русский родной язык» для 1–4 классов, методист издательства «Русское слово».

Учебники «Русский язык для школ с родным (нерусским) языком обучения» Е.А. Хамраевой, Л.М. Саматовой (№ в действующем Федеральном перечне 2.1.1.1.1.3.1 – 2.1.1.1.1.3.4) созданы на основе новейших достижений в области преподавания русского языка как неродного и знакомят школьников со спецификой русского языка как хранителя исторических и культурных традиций. Основная цель учебников – комплексное развитие всех видов речевой деятельности учащихся. Учебники предполагают работу с лексикой, фонетикой, морфологией, синтаксисом и другими разделами языкознания. В них реализован принцип диалога культур: в каждом классе предлагаются задания на сопоставление явлений русского и родного языков. Особый акцент сделан на устранение интерферентных ошибок. Важно отметить, что учебники доступны для учащихся с разным уровнем способностей и начальной подготовки, допускают высокую степень индивидуализации обучения. Роль учителя при этом носит творческий характер: у него появляются возможности для формирования как индивидуальных траекторий обучения, так и для организации групповой работы.

Учебники «Литературное чтение на родном (русском) языке» Н.Е. Кутейниковой, О.В. Синёвой, Л.В. Дудовой под редакцией С.И. Богданова (№ в действующем Федеральном перечне 1.2.1.1.2.9.1 – 1.2.1.1.2.9.4) формируют социальную и национальную идентичность школьников на основе текстов художественных произведений. Содержание и методический аппарат способствуют включению детей в культурно-языковое пространство своего народа, приобщению к культурному наследию и традициям, воспитанию ответственности за сохранение русской культуры. В учебниках выделен ряд ключевых тем, которые являются сквозными на протяжении четырёх лет обучения: «Россия – моя Родина», «Природа вокруг нас», «Праздники русского народа», «Они сражались за Родину» и др. Их изучение способствует активному пополнению словарного запаса детей, развитию коммуникативных навыков. Ключевые темы предметов «Литературное чтение» и «Литературное чтение на родном (русском) языке» перекликаются, расширяя читательский и общекультурный кругозор современных школьников.

«Стоит отметить такую важную особенность УМК "Литературное чтение на родном (русском) языке", как включение большого числа произведений, отражающих мир ребёнка, восприятие окружающей действительности и отношений в обществе глазами детей. Например, страшные дни Великой Отечественной войны передаются в проекции детского восприятия в произведениях "Валин дедушка" Е.И. Каликинской, "Папка" С.Т. Алексеева и других», – говорит Алевтина Фёдорова, кандидат педагогических наук, доцент, почётный работник высшего профессионального образования РФ, методист издательства «Русское слово».

Учебники английского языка Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой (№ в действующем Федеральном перечне 1.1.1.2.1.6.1 – 1.1.1.2.1.6.3) отличаются лексическим разнообразием, аутентичностью текстов и аудиоматериала, использованием межпредметных связей и социокультурной направленностью. Их главная цель – формирование и развитие коммуникативной компетенции. Объяснение грамматики строится от примеров к правилам, от частного к общему, для того чтобы дети смогли сформулировать эти правила самостоятельно. Изучение тем сопровождает сквозная история-комикс, за приключениями героев которой дети следят в течение всех трёх лет изучения языка в начальной школе. 

«Материалы учебников по английскому языку способствуют развитию творческих способностей учеников и их самовыражению. Например, школьникам предлагаются задания описать вымышленное животное, сочинить стих, разыграть сценку, выполнить проект. Иными словами, учебники не только информативные и насыщенные, они – интересные! А формирование устойчивой мотивации – один из важных аспектов в обучении английскому языку», – говорит Наталья Слепова, методист издательства «Русское слово».

Линия входит в единую систему учебников по английскому языку, разработанных на основе преемственности начального, основного и среднего общего образования («Английский язык» для 5–9 классов и «Английский язык» для 10–11 классов Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой).

Хорошо известны педагогам учебники «Математика» Б.П. Гейдмана, И.Э. Мишариной, Е.А. Зверевой (издаются под редакцией доктора физико-математических наук, профессора, академика РАН В.В. Козлова) (№ в действующем Федеральном перечне 1.1.1.3.1.14.1 – 1.1.1.3.1.14.4). Возвращения этой линии в Федеральный перечень ждали с особым нетерпением.

«Не важно, решают наши дети олимпиадные задания с ходу или нет, но нам необходимо стараться доносить красоту, гармонию, интригу математики до каждого ребёнка», – утверждал заслуженный учитель РФ Борис Гейдман.

Эти слова в полной мере отражают содержание и методический аппарат учебников, направленных на формирование у учащихся прочных математических знаний и устойчивых вычислительных навыков, на развитие умения решать текстовые задачи и мотивации к работе с нестандартными математическими задачами.

«В учебниках Гейдмана продумана скорость введения нового материала, выдержан баланс между различными заданиями: устными и письменными, относительно лёгкими и более трудными. Есть развивающие задачи, задачи-головоломки, много задач по типу магического квадрата, задач на разрезание и других. Методика позволяет достигнуть высоких результатов практически любому ученику, независимо от объёма начальных знаний и навыков в момент зачисления в 1 класс. Об этом свидетельствуют не только хорошие оценки детей в начальных классах, но и их дальнейшее успешное обучение в основной школе», – говорит Ирина Мещерякова, кандидат технических наук, заместитель руководителя Информационно-методического центра издательства «Русское слово».

К отличительным особенностям этих учебников относятся гармоничное сочетание арифметической, геометрической и логической составляющих, а также наличие информации, необходимой школьникам для ориентации в современном мире, в компьютерных технологиях для продолжения образования. Линия входит в единую систему учебников по математике, разработанных на основе преемственности начального, основного и среднего общего образования («Математика» для 5–9 классов и «Математика» для 10–11 классов под редакцией В.В. Козлова и А.А. Никитина).

Учебники «Окружающий мир» В.А. Самковой, Н.И. Романовой (№ в действующем Федеральном перечне 1.1.1.4.1.6.1 – 1.1.1.4.1.6.4) нацелены на то, чтобы, соединяя в себе сведения из гуманитарных и естественно-научных дисциплин (биологии, географии, химии, истории, обществознания, ОБЖ), формировать целостную картину мира ребёнка, способного к абстрактному мышлению. Линия обеспечивает преемственность с курсами биологии, географии, истории России в основной школе. Работа с учебниками предусматривает обращение младших школьников к различным источникам: словарям, справочникам, энциклопедиям, электронным изданиям, Интернету и т.д. Это позволяет развить у детей элементарные навыки работы с информацией (поиск, преобразование, представление информации, её практическое применение).

«Содержание данного учебника базируется на принципе открывающейся перспективы – младшие школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая побуждает детей строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность в постоянном развитии», – говорит один из авторов УМК, кандидат педагогических наук, доцент Виктория Самкова.

Учебники по основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) обеспечивают изучение одного из трёх модулей по выбору ученика: «Основы религиозных культур народов России» А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова (№ в действующем Федеральном перечне 1.1.1.5.1.4.1), «Основы светской этики» М.Т. Студеникина (№ в действующем Федеральном перечне 1.1.1.5.1.4.2) и «Основы православной культуры». Модуль «Основы православной культуры» представлен двумя разными комплектами: УМК А.В. Бородиной (№ в действующем Федеральном перечне 1.1.1.5.1.4.3) и УМК О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерея Виктора Дорофеева, О.Н. Яшиной, под редакцией И.В. Метлика и Е.Ф. Тепловой (№ в действующем Федеральном перечне 1.1.1.5.1.4.4). Учебники входят в единую систему учебников по ОРКСЭ, разработанных на основе преемственности начального и основного общего образования (учебники для изучения тематических модулей предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5–6 классов).

Учебники по изобразительному искусству Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской, Н.Л. Селиванова, Т.В. Селивановой, под редакцией доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО Л.Г. Савенковой (№ в действующем Федеральном перечне 1.1.1.6.1.2.1 – 1.1.1.6.1.2.4) основаны на концепции полихудожественного воспитания Б.П. Юсова, предполагающей работу с художественным образом на примере разных видов искусства. Они сопровождаются уникальным электронным приложением-конструктором, доступным для бесплатного скачивания на сайте издательства. Линия входит в единую систему учебников по изобразительному искусству, разработанных на основе преемственности начального и основного общего образования («Изобразительное искусство» для 5–8 классов Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской, Н.Л. Селиванова, Т.В. Селивановой, Г.В. Павловой, под редакцией Л.Г. Савенковой).

В учебниках «Технология» Л.Ю. Огерчук (№ в действующем Федеральном перечне 1.1.1.7.1.6.1 – 1.1.1.7.1.6.4) важное место отводится проектной деятельности. Характерная особенность линии – практико-ориентированный подход к организации учебного процесса. 

«Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета “Технология” позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов… Это создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников», – говорит автор УМК, кандидат педагогических наук Людмила Огерчук.

Стоит отметить также содержание учебников по физической культуре В.Я. Барышникова, А.И. Белоусова, под редакцией М.Я. Виленского (№ в действующем Федеральном перечне 1.1.1.8.1.1.1 – 1.1.1.8.1.1.2): курс направлен на популяризацию здорового образа жизни среди младших школьников и развитие их физических качеств, необходимых для успешного обучения, активного досуга и выполнения повседневных обязанностей. Линия входит в единую систему учебников по физической культуре, разработанных на основе преемственности начального, основного и среднего общего образования («Физическая культура» для 5–9 классов и «Физическая культура» для 10–11 классов под редакцией М.Я. Виленского).

Учебники «Музыка» Д.А. Рытова, созданные под научной редакцией доктора педагогических наук, профессора, академика РАО С.Б. Малых и доктора педагогических наук, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова, члена-корреспондента РАО О.А. Карабановой, входят в число новинок Федерального перечня (№ в действующем Федеральном перечне 1.1.1.6.2.7.1 – 1.1.1.6.2.7.4), построены с учётом интеграции музыки с другими предметами начальной школы и различными видами внеклассной деятельности школьников. Они знакомят детей с произведениями музыкального искусства, известными композиторами, исполнителями, обучают игре на простейших музыкальных инструментах, позволяя реализовать творческий потенциал учащихся и воспитать уважительное отношение к культуре. При этом фундаментом для эффективного развития музыкальных способностей и приобретения первоначального музыкального опыта выступает народная музыка.

По словам автора УМК, кандидата педагогических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного института культуры Дмитрия Рытова, учебник помогает ребёнку осознать, «что музыка имеет важное значение для него, что музыка – это то явление, которое позволяет ему проявлять себя, реализовывать в различных видах деятельности, понимать мир, который его окружает, – мир природы, мир взаимодействия с другими людьми, мир тех ценностей, на основе которых может выстраиваться гармоничная жизнь...».

Помимо собственно учебников в печатной и электронной формах, ИОС «Начальная инновационная школа» предлагает рабочие тетради, прописи, рабочие программы, методические пособия, а также дополнительные мультимедийные материалы по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру, позволяющие учителю разнообразить и обогатить уроки, а ученикам лучше усвоить и повторить материал.

Широкомасштабная апробация ИОС «Начальная инновационная школа» признана успешной более чем в 30 субъектах Российской Федерации, в частности в Московской, Смоленской, Новосибирской областях, Красноярском крае, Республике Чувашии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарской Республике и других регионах. Линии учебников, являющиеся частью ИОС «Начальная инновационная школа», включены в Федеральный перечень и обеспечивают преемственность с главными предметными линиями для основной школы. Кроме того, учебники дополняются широким рядом учебно-методических пособий для организации внеурочной деятельности по всем направлениям, которая способствует разностороннему развитию школьников, реализации их творческого потенциала, несёт в себе воспитательные функции.

Выбирая учебники ИОС «Начальная инновационная школа», учителя могут быть уверены в их качестве, оптимальном балансе между традиционным и инновационным подходом к обучению, а также в методической поддержке со стороны издательства «Русское слово», позволяющей добиться лучших образовательных результатов.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.