Презентация «Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала на уроках физики»
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
Инновационные педагогические технологии: Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала на уроках физики Автор: Тимофеева Ю.В., преподаватель Пластовского технологического филиала ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С.В. Хохрякова»
"Преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы". К.Д.Ушинский
«Опорный конспект - это ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию". В.Ф. Шаталов
Объект исследования – схемные и знаковые модели на занятиях физики
предмет исследования –интенсификация процесса обучения физике
основные факторы интенсификации обучения 1. Повышение целенаправленности обучения; 2. Усиление мотивации учения; 3. Повышение информативной емкости содержания образования; 4. Применение активных методов и форм обучения; 5. Ускорение темпа учебных действий; 6. Развитие навыков учебного труда.
План занятия с использованием опорных конспектов: Изучение материала с помощью опорных конспектов происходит поэтапно: ---презентация; —опорный конспект; ---практическая работа -----тест - контроль
Тема урока: Влажность воздуха Тип урока: комбинированный
Цели урока: 1. Образовательные: сформировать понятие относительной влажности воздуха, познакомить учащихся со способами измерения относительной влажности, показать практическую зависимость относительной влажности в жизнедеятельности человека. 2. Развивающие: формировать умения анализировать, сравнивать, излагать свои мысли, делать выводы, устанавливать связь между физическими величинами. 3. Воспитательные: вызвать желание связать знания и умения, получаемые на уроках физики, вырабатывать наблюдательность, навыки и культуру проведения физического эксперимента; воспитывать внимательное отношение к окружающему миру; способствовать умению работать в группе.
1. Актуализация знаний: Продолжите предложение Процесс перехода вещества в газообразное состояние, происходящий с поверхности жидкости называется… Испарение происходит при … При испарении поверхность жидкости «покидают» молекулы с кинетической энергией… При испарении температура жидкости… Процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое называется…
2. Изучение нового материала: Вода занимает около 70,8 % земного шара. Живые организмы содержат от 50 до 99,7 % воды. В атмосфере находится около 13-15 тыс. куб. км воды. Вода в атмосфере капли водяной пар Кристаллы снега Источники водяного пара в атмосфере: испарение воды с поверхности океанов, морей, водоемов, влажной почвы, растений. Воздух в зависимости от количества паров, находящихся при данной температуре в атмосфере, делится на сухой и влажный. Влажный воздух – это воздух, содержащий водяные пары.
Величины, характеризующие содержание водяного пара в воздухе Абсолютная влажность Упругость водяного пара Относительная влажность ρ – величина, численно равная массе водяного пара, содержащегося в 1 м3 воздуха (плотность водяного пара в воздухе при данных условиях). p — это парциальное давление водяного пара, содержащегося в воздухе. φ - отношение абсолютной влажности к плотности ρ0 насыщенного пара при данной температуре, выраженное в процентах.
Давление насыщенного пара p0 при заданной температуре — величина табличная. Давление насыщенного пара p0 при заданной температуре — величина табличная. Упругость водяного пара (а значит, и абсолютную влажность) определяют по точке росы. Температуру tp, при которой водяной пар становится насыщенным, называют точкой росы
Приборы для определения влажности воздуха Психрометры Гигрометры
Конденсационный гигрометр С помощью гигрометра измеряют точку росы – температуру до которой необходимо охладить воздух, чтобы содержащийся в нем водяной пар, стал насыщенным.
Волосной гигрометр Человеческий волос при увеличении влажности воздуха удлиняется; при уменьшении влажности воздуха длина волоса уменьшается. Стрелка, соединённая с натянутым волосом, показывает относительную влажность воздуха.
Психрометр 1. Снять показания «сухого» и «влажного» термометров; 2. Определить разность показаний термометров; 3. На пересечении столбцов «температура воздуха» (по вертикали) и Δt (по горизонтали) найти значение относительной влажности воздуха
Для человека благоприятная относительная влажность воздуха 40 – 60%. Влажность воздуха в помещении можно изменять Увлажнители Для повышения Кондиционеры Осушители Для понижения
Значение влажности влияет на: Самочувствие человека Предсказание погоды в метеорологии Течение процессов в ткацком, кондитерском, печатном и других производствах Хранение произведений искусства, книг, музыкальных инструментов
3. Закрепление материала – выполнение эксперимента: Лабораторная работа № 6 Определение относительной влажности воздуха. Цель: познакомиться с устройством и принципом действия психрометра, научиться вычислять влажность воздуха, научиться пользоваться психрометрической таблицей. Теория: Относительную влажность воздуха измеряют числом, показывающим, сколько процентов составляет абсолютная влажность от плотности водяного пара, нужной для насыщения воздуха при имеющейся у него температур Порядок проведения работы: 1. Определяем температуру воздуха сухим термометром. 2. Заполняем таблицу по результатам эксперимента. 3. Вычисляем относительную влажность воздуха, пользуясь психрометрической таблицей
4. Обобщение материала: Контрольные вопросы: 1. Можно ли определить помощью психрометра относительную влажность воздуха, температура которого ниже 0 С? 2. При 26 С влажный термометр психрометра показывает 20 С. Каково будет показание влажного термометра при понижении температуры воздуха до 19 С, если относительная влажность воздуха не изменилась? 3. При каких условиях термометры психрометра будут показывать одинаковую температуру? 4. Где легче переносится жара: в сухой или влажной местности? 5. Какая относительная влажность должна быть в жилых помещениях? 6. Как повысить влажность в комнате?
5. Тест - контроль В предложенном тесте необходимо выбрать правильный ответ
ТЕСТ 1.Парообразование – А) процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое; Б) процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное; В) процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое. 2. Интенсивность процесса испарения зависит А) от площади свободной поверхности; Б) от температуры жидкости; В) от наличия вентиляции; Г) от рода жидкости; Д) от температуры окружающей среды; Е) от величины архимедовой силы. 3.Температура кипения А) с ростом атмосферного давления увеличится; Б) с ростом атмосферного давления уменьшится; В) не зависит от атмосферного давления. 4. Насыщенный пар – это А) пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью; Б) пар, образующийся над кипящей жидкостью; В) пар, не находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью. 5. Относительная влажность воздуха 100%. Сравните показания влажного T1 и сухого термометров Т2 психрометров. А) Т1 = Т2; Б) T1 >T2; В) Т1 < Т2.
Ключ к тесту 1 -б 2 – а, б, в, г 3 - б 4 - а 5- а
6. Домашнее задание: 1. Давление пара в помещении при температуре равно 756 Па. Давление насыщенного пара при этой же температуре равно 880 Па. Относительная влажность воздуха равна (ответ округлить до целых) 1) 1% 2) 60% 3) 86% 4) 100% 2. Относительная влажность воздуха равна 42%, парциальное давление пара при температуре рано 980 Па. Давление насыщенного пара при заданной температуре равно (ответ округлить до целых) 1) 980 Па 2) 2333 Па 3) 1022 Па 4) 412 Па
Литература: 1. Луппов Г.Д.Опорные конспекты и тестовые задания по физике: Книга для учителя. – М.: АО «Учебная литература», – 288 с. 2. Образовательная модель В.Ф.Шаталова как технология интенсивного обучения. 3. Костыко Г.С. Организация развивающего пространства в учреждении профессионального образования//Проф. образование «Столица» (приложение), – 48 с. 4. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. – М.: Просвещение, 5. Лысенкова С.Н. Метод опережающего обучения. – М.: Просвещение – 192 с. 6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, том 1. М.: НИИ школьных технологий – 816 с. 7. Поташник М.М. Требования к современному уроку//Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования – 271 с.
Похожие публикации