Рабочая программа по физике для 7 класса на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания
Пояснительная записка
Учебно-тематическое планирование построено на основе рабочей программы по физике, авторской программы по физикеА.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник «Рабочие программы. Физика 7-9 классы», М.: Дрофа , 2013 г.,компетентностно-контекстной модели образовательной деятельности.
Компетентностно-контекстная модель обучения основана на теории контекстного подхода, более 30 лет разрабатываемого в научной школе А.А. Вербицкого, доктора педагогических наук, член-корреспондента РАО, и является результатом теоретико-экспериментального исследования по проблеме «Проектирование компетентностно-ориентированной образовательной среды», проводимого в течение 14 лет в Самарской области под руководством к.п.н. Н.А.Рыбакиной.
В ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный организация учебно-воспитательного процесса строится на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания в рамках опытно-экспериментальной работы по проблеме «Проектирование компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания» (научный руководитель Рыбакина Н.А., доцент кафедры современных технологий и качества образования МБОУ ДПО (ПК) ЦРО г.о. Самара, к.п.н.).
Особенности организации учебного процесса:
В компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса изучение любой темы разбиваетсяна 4 основных этапа:
1 этап – осознание структуры изучаемого явления, задачей которого является формирование когнитивной схемы – такой формы хранения опыта, которую человек, решающий ту или иную задачу, использует в качестве точки отсчета. На данном этапе когнитивная схема изучаемого явления формируется на основе комплексного использования действенного, образного и знакового способов кодирования информации. Для этого изучаемый материал сжимается и представляет собой не столько содержательную, сколько функциональную сущность изучаемого явления, позволяющую использовать его как инструмент решения большого класса задач. Сформированная когнитивная схема выступает в качестве основы формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
2 этап - осознание генезиса способов деятельности, где и формируются познавательные универсальные учебные действия, связанные с содержание учебного материала, такие как моделирование, структурирование, анализ, сравнение, классификация, оценка, и т.д. Для этого учитель представляет учащимся ряд задач, выстроенных по принципу «от простого к сложному» и организует деятельность учащихся «во внешней речи»: объяснение способа решения задачи на основе когнитивной схемы.
3 этап – самореализация. На данном этапе формируются универсальные учебные действия, не связанные с содержание образования: регулятивные, коммуникативные, познавательные (постановка и решение проблем). Для этого учитель организует коллективную деятельность, в процессе которой учащиеся определяют уровень достижений, темп и объем работы и работают по индивидуальным траекториям.
4 этап – рефлексия уровня достижений.На данном этапе осуществляется формирование рефлексивного мышления. Элементы рефлексии (контроля) осуществляются на протяжении всего времени изучения темы в виде небольших тестов, диктантов, самостоятельных работ. В частности обязательными являются проверочные работы в завершении этапа осознания генезиса способов деятельности, в процессе этапа самореализации. Если изучается достаточно объемный теоретический материал, то, как правило, в завершении этапа осознания структуры изучаемого явления проводится устный опрос.
Формирование регулятивных, коммуникативных метапредметных результатов и личностных результатов заложено в самой модели компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса и отрабатываются в процессе изучения каждой темы на третьем и четвертом этапах. Предметные и познавательные метапредметные результаты, которые непосредственно связаны с содержание образования конкретизируются в каждой теме календарно-тематического плана. В котором по каждой теме сформулированы результаты обучения в деятельной форме, то есть определено, что будет уметь делать учащийся с помощью нового знания и конкретизированы познавательные универсальные учебные действия.
На основании заявленных результатов учитель строит сценарий изучения темы в четыре выще указанных этапа, время на прохождение каждого из которых примерно распределяется следующим образом: 1 этап – 20%, 2 этап – 10%, 3 этап – 40%, 4 этап – 30% (указан % времени на каждый этап от общего количества времени, отведенного на изучение темы).
Каждому этапу изучения темы в календарно-тематическом плане соответствует определенная форма организации учебных занятий:
1 этап – проблемное изложение материала (в плане перечислены элементы представляемого содержания, составляющего основу когнитивной схемы);
2 этап – семинар, в процессе которого организована деятельность по объяснению выбора основ решения широкого класса задач (генезис способов деятельности);
3 этап – практикум по решению задач, в процессе которого каждый учащийся в коллективной деятельности строит свою работу по достижению личностно-значимых целей обучения;
4 этап – двухфазная рефлексия, состоящая, как правило, из трех уроков: предитоговая работа, рефлексия уровня достижений (обобщаюший урок), итоговая работа. Особенность этапа заключается в том, что две проверочные работы данного этапа проводятся по одному классификатору. Эти же работы задают уровень сложности освоения материала. В рамках заявленной темы он может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся, но не может быть ниже уровня: учащийся освоит, заданного примерной образовательной программой основного общего образования.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Физика» в 7 классе
Обучающиеся научатся:
проводить наблюдение физических явлений;
измерятьфизические величины: расстояние, время, температуру;
определятьцену деления шкалы прибора и погрешности измерения;
переводить значение физических величин в СИ
объяснятьфизич. явления: диффузия, большая сжимаемсть газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
пользоватьсяСИ и переводить единицы измерения в кратные и дольные единицы;
использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окруж. среды)
уметь измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил;
владеть экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления;
владеть способами выполнения расчетов при нахождении: скорость, пути, времени, силы тяжести, веса тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил;
измерять: атмосферное давление, давление жидкостей на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
владеть способами выполнения расчетов при нахождении: давления, давления жидкостей на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
пользоватьсяСИ и переводить единицы измерения в кратные и дольные единицы;
владеть способами выполнения расчетов при нахождении: механическую работу, мощность, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
Обучающиеся получат возможность научиться:
анализировать результаты измерений;
делать выводы;
выделять основные этапы развития физич. науки;
определятьместо физики как науки
находить адекватную предложенной задаче физическую модель,
разрешать проблему на основе имеющихся знаний о давлении с использованием математического аппарата
оценивать реальность полученного значения физической величины
приводить примеры практического использования физических знаний
2. Содержание учебного предмета
№ п/п |
Наименование раздела |
Содержание |
Материал учебника |
Кол-во часов по программе |
1 |
Введение |
Физика-наука о природе. Физические явления. Наблюдение и описывание физических явлений. Физические величины. Измерение физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника. Фронтальная лабораторная работа 1. Определение цены деления измерительного прибора. |
§§1-6. С.3-15 |
4 |
2 |
Первоначальные сведения о строении вещества |
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений. Фронтальная лабораторная работа 2. Определение размеров малых тел. |
§§.7-12. С.16-28 |
6 |
3 |
Взаимодействие тел |
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Фронтальные лабораторные работы 3. Измерение мссы тела на рычажных весах. 4. Измерение объема тела. 5. Определение плотности твердого тела. 6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром. 7. Измерение силы трения с помощью динамометра. |
§§13-32. С.30-74 |
21 |
4 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов |
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Определение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Сообщающие сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Воздухоплавание. Фронтальные лабораторные работы 8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело 9. Выяснение условия плавания тела в жидкости. |
§§33-52. С.77-126. |
21 |
5 |
Работа и мощность. Энергия |
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условие равновесия рычага. «Золотое» правило механики. Виды равновесия. КПД. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Фронтальные лабораторные работы 10. Выяснение условия равновесия рычага. 11.Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. |
§§.53-64. С.129-156. |
16 |
Итого |
|
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Кол-во уроков |
Дата проведения |
Форма проведения |
Тема урока |
Введение – 4 ч |
||||
1 |
1 |
Диалогическая лекция |
Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. |
|
2 |
1 |
Диалогическая лекция с ИКТ |
Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. |
|
3 |
1 |
Урок семинар |
Семинар по теме «Что изучает физика. Физические величины». |
|
4 |
1 |
Урок практикум |
Практикум по теме «Определение цены деления измерительного прибора». |
|
Первоначальные сведения о строении вещества – 6 ч |
||||
5 |
1 |
Диалогическая лекция с ИКТ |
Строение вещества. Молекулы . |
|
6 |
1 |
Диалогическая лекция с ИКТ |
Броуновское движение. Взаимодействие молекул. Агрегатные состояния вещества. |
|
7 8 9 |
2 |
Урок семинар |
Семинар по теме «Строение вещества». |
|
10 |
1 |
Контроль знаний |
Зачет |
|
Взаимодействие тел -21 ч |
||||
11 |
1 |
Диалогическая лекция с ИКТ |
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. |
|
12 13 |
2 |
Диалогическая лекция с ИКТ |
Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса. Плотность |
|
14, 15 |
2 |
Диалогическая лекция с ИКТ |
Сила. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости. Сила трения. |
|
16 17, 18 |
3 |
Урок семинар |
Семинар по теме «Механическое движение и взаимодействие тел». |
|
19 20 21 22 23 24 |
6 |
Урок практикум |
Практикум по теме «Механическое движение и взаимодействие тел». |
|
25 |
1 |
Проверка знаний |
Проверочная работа по теме «Механическое движение и взаимодействие тел» |
|
26 27 |
2 |
Урок обобщения |
Обобщение по теме «Механическое движение и взаимодействие тел» |
|
28 |
1 |
Контроль знаний |
Контрольная работа по теме «Механическое движение и взаимодействие тел». |
|
29 30 31 |
3 |
Лабораторная работа |
1. Измерение массы тела на рычажных весах. 2. Измерение объема тела. 3. Определение плотности твердого тела. 4. Градуирование пружины и измерение сил динамометром |
|
Давление твердых тел, жидкостей и газов- 21 ч |
||||
32 33 |
2 |
Диалогическая лекция с ИКТ |
Давление твердых тел, жидкостей и газов. Закон Паскаля. Измерение атмосферного давления. |
|
34 35 36 |
3 |
Диалогическая лекция с ИКТ |
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда. Плавание тел |
|
37 38 39 |
3 |
Урок семинар с ИКТ |
Семинар по теме «Давление и плавание тел». |
|
40 41 42 43 44 45 46 |
7 |
Урок практикум |
Практикум по теме «Давление и плавание тел». |
|
47 |
1 |
Проверка знаний |
Проверочная работа по теме «Давление и плавание тел» |
|
48 49 |
2 |
Урок обобщения |
Обобщение по теме «Давление и плавание тел» |
|
50 |
1 |
Контроль знаний |
Контрольная работа по теме «Давление и плавание тел». |
|
51 52 |
2 |
Лабораторная работа |
1.Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело 2.Выяснение условия плавания тела в жидкости. |
|
Работа и мощность. Энергия – 16 ч |
||||
53 |
1 |
Диалогическая лекция с ИКТ |
Механическая работа и мощность. |
|
54 55 |
2 |
Диалогическая лекция с ИКТ |
Простые механизмы. Условия равновесия тел. КПД. |
|
56 57 |
2 |
Диалогическая лекция с ИКТ |
Энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. |
|
58 59 60 |
3 |
Урок семинар |
Семинар по теме «Работа и мощность. Энергия». |
|
61 62 63 64 65 |
5 |
Урок практикум |
Практикум по теме «Работа и мощность. Энергия». |
|
66 |
1 |
Проверка знаний |
Проверочная работа по теме «Работа и мощность. Энергия». |
|
67 |
1 |
Урок обобщения |
Обобщение по теме «Работа и мощность. Энергия». |
|
68 |
1 |
Контроль знаний |
Контрольная работа по теме «Работа и мощность. Энергия». |
|
Итого: 68 часов |