Презентация «Оптимизация применения объяснительно-иллюстративного метода обучения на уроках физики»
МБОУ Суховская СОШ
Пролетарский район Ростовская область
Оптимизация применения
объяснительно-иллюстративного метода обучения на уроках физики
Учитель физики
1 квалификационной категории
Пучкова С.А.
2017 г
Оптимизация применения объяснительно-иллюстративного метода обучения на уроках физики
Основной задачей школы является вооружение учеников крепкими знаниями основ наук, формирование научного мировоззрения, развитие творческих способностей учеников и их всестороннее воспитание. Определяющая роль в достижении этих заданий принадлежит методам обучения, которые применяют на уроках.
Учебная работа учителя очень разнообразна, и все же она подлежит определенным закономерностям, которые можно понять лишь тогда, когда систематизировать опыт работы многих учителей и результаты специальных научно-педагогических исследований. В учебном процессе учитель принимает участие вместе с учениками, он организует их учебно-познавательную деятельность различными путями и способами. И именно эти способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников определенным образом упорядоченные и направленные на достижение поставленной цели образования, называют методами обучения.
Разработкой методов обучения и их классификацией занимается дидактика. Считают, что усвоение знаний происходит на трех уровнях:
осмысленное восприятие и запоминание;
применение знаний по образцу и в похожей ситуации;
творческое применение знаний.
Такими же уровнями характеризуется усвоение способов деятельности.
Исходя из анализа видов содержания образования и способов их усвоения, М.М. Скаткин и И.Я. Лернер выделили пять методов обучения:
объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
репродуктивный;
проблемное изложение;
частично-поисковый или эвристический;
исследовательский.
Объяснительно-иллюстративные технологии – технологии, при которых объяснение учебного материала сопровождается различными визуальными средствами. Установлено, что более 80 % информации человек усваивает с помощью органов зрения. Повышая активность зрительных рецепторов, учитель может рассчитывать на более высокое усвоение новой темы. Современное преподавание сочетает также интерактивные средства в виде презентаций, флеш-анимации, учебных фильмов. В результате грамотного применения различных иллюстративных методов усвоение учебного материала повышается.
Объяснительно-иллюстративный метод.
Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы) практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.). Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают. Известно (исследования института «Евролингвист», Голландия), что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы как основа объяснительно-иллюстративного метода представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества.
Сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которое могут, с одной стороны облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой – выступать в качестве источника новых знаний.
Важная особенность компьютерной демонстрации – это динамичность и управляемость наглядными образцами.
Эффективность применения иллюстраций и демонстраций в значительной мере зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения учителя вычленять те свойства и особенности, которые более чётко раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений.
Одновременно демонстрация и иллюстрация являются методами, к которым часто прибегают на практических занятиях. Учитель на уроке может демонстрировать учебный материал, который облегчит усвоение темы с последующим обсуждением его содержания.
Приведу формы сочетания комментария учителя с демонстрацией материала:
чередование демонстрации с пояснениями учителя;
демонстрация с последующей беседой по содержанию просмотренного;
объяснение в ходе демонстрации;
предварительная беседа с учащимися и последующая демонстрация.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
наглядность должна использоваться в меру и показывать её следует постепенно и в соответствующий момент урока;
учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый материал;
чётко выделять главные моменты;
детально продумывать пояснения в ходе демонстрации;
привлекать учеников к нахождению материала для демонстрации.
Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:
• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофрагменты);
• возможность осуществлять автоматизированный контроль с целью объективного оценивания знаний и умений;
• оптимизация учебно-познавательного процесса, что способствует повышению мотивации к обучению, активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся;
• возможность отчасти решить проблему здоровьесбережения, т.к. нейтрализуется страх ребенка быть неуспешным.
Применяя на уроках объяснительно-иллюстративный метод в сопровождении мультимедийных презентаций, программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся: электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора.
Уроки с использованием объяснительно-иллюстративного метода кроме учебных целей по предмету имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся: получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей, данный метод как инструмент профессиональной деятельности и общей культуры человека.
Можно выделить следующие особенности объяснительно-иллюстративного метода
Повышение уровня использования наглядности на уроке.
Повышение производительности урока.
В зависимости от подготовленности учащихся, можно определять по ходу урока темп и объём излагаемого материала.
Установление межпредметных связей с другими предметами.
Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и учителями-предметниками.
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:
избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.
дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;
учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.
Данная тема сообщения дает мне возможность поделиться информацией о создании собственных оригинальных информационных объектов, о подборе дополнительных наглядных материалов по теме урока и компьютерных презентаций, (в классе есть интерактивная доска, можно привлекать мобильный класс) которые позволяют сделать учебный процесс более эффективным.
Рассмотрим возможности использования объяснительно-иллюстративного метода обучения на различных этапах урока:
Этапы урока |
Содержание |
Цели |
Условия достижения положительных результатов |
организационный |
демонстрация темы и целей урока |
Подготовить учащихся к работе на уроке |
доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе |
проверка домашнего задания |
демонстрация правильного решения для заданий вызывающих затруднения, вопросы для проверки знаний, тестовый опрос по теории |
выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию |
выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса; устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися |
актуализация опорных знаний и способов действий |
вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу |
восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий |
формирование дидактической цели вместе с учащимися; использование различных приемов организации деятельности учащихся по принятию цели |
формирование новых понятий и способов действий |
основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты иллюстрирующие особенности нового материала |
демонстрация нового учебного материала |
применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения систематизация новых знаний |
применение знаний, формирование умений |
вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений |
выполнение тренировочных заданий |
использование различных способов закрепления знаний; обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны; умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями |
контроль и учет знаний |
задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний |
организация контроля и самоконтроля |
использование различных способов контроля и самоконтроля знаний; рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях |