Интеграция как средство организации образовательного процесса

3
0
Материал опубликован 12 August 2021

Королёва Надежда Витальевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 58»

Г. Набережные Челны

Интеграция как средство организации образовательного процесса

В настоящее время изменения коснулись всех сфер жизни человека. Образовательная сфера также не осталась в стороне. Приходит осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе.

Объем научной информации стремительно возрастает и каждые десять лет он только удваивается. Поэтому насколько бы ни были прочны и обширны знания учеников, они могут оказаться не готовыми к решению задач и проблем, связанных с их жизнью. Так, в одном исследовании ученые попытались выяснить, насколько уверенно российские школьники чувствуют себя при решении практических задач по математике. Результаты были следующими: только ⅔ школьников могут вычислить, сколько времени займет поездка из одного населенного пункта до другого, пользуясь расписанием движения поездов. И всего 65% понимают графики, публикуемые в журналах и газетах, 53% могут найти реальное расстояние между городами по карте, зная масштаб. А вот решить алгебраическое уравнение первой степени может уже 91% школьников.

Это происходит отчасти потому, что обучение постепенно стало предметным, и отбирать его содержание стали специалисты. Содержание образования постепенно отбиралось и отфильтровывалось специалистами разных предметных областей. Они знают и видят те возможности, которые предоставляет запас знаний, а главное при каких обстоятельствах его можно применить. Так «запас» стал главным, а места, где его можно использовать, потерялись, нам-то, специалистам и педагогам они очевидны, а вот ученикам неизвестны.

В связи с введением новых образовательных стандартов всё большую значимость приобретает интеграция. Актуальность интеграции содержания образования в начальных классах продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Методологически этот вопрос рассмотрен не достаточно, нет разработок по части интеграции содержания образования. Разработано большое количество интегрированных уроков, курсов по разным дисциплинам, а разработок, которые могли бы подчеркнуть целостность всего содержания образования начальной школы, которыми могли бы воспользоваться учителя начальных классов, с целью организации всего учебного процесса нет.

Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника начальной школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом, порождают серьезные трудности в формировании у детей целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию окружающей среды.

К тому же предметная система обучения предполагает рассмотрение отдельных сторон действительности и ориентирует учащихся на усвоение знаний в той или иной области. В большинстве случаев ученики и не предполагают, что знания математики необходимы при изучении таких предметов как: «История», «География», «Окружающий мир», когда нужно ориентироваться во времени, рассчитывать расстояние между населенными пунктами, делать сравнительный анализ при изучении свойств различных веществ. В свою очередь, знания, полученные на этих предметах, понадобятся для написания текстов-рассуждений по предмету «Русский язык». «Литературное чтение» тесно связано с предметом «Окружающий мир», когда мы анализируем поступки людей, общества, особенности окружающего нас мира.

Следовательно, необходимо создавать условия для развития способностей учащихся распознавать проблемы, возникающие в окружающем мире, которые могут быть решены с помощью знаний, полученных на уроках, во внеклассной работе, дополнительном чтении познавательной литературы, формулировать эти проблемы, интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.

В целях обеспечения комплексного восприятия учащимися окружающего мира учитель при составлении интегрированной рабочей программы осуществляет определённую тематическую коррекцию, так как в учебном процессе он может выступать главным «конструктором» содержания образования, поскольку ведет в одном и том же классе несколько предметов. Это является основным отличием и особенностью работы учителя начальных классов. Он ежедневно наблюдает, общается и взаимодействует с одним коллективом учеников. Анализирует их развитие, выявляет недостатки и фиксирует достижения. Следовательно, большую роль в деятельности учителя играет планирование. От того как он распланирует свою работу с классом в течение урока, учебного дня, учебного года будет зависеть качество его работы. Поскольку планирование служит основным средством управления деятельностью класса и школы в целом.

Учитель еще до начала учебного года составляет интегрированную рабочую программу. При разработке такой программы с целью согласования тем, он дополняет содержание, изменяет последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения.

Стержнем такой программы может служить дисциплина «Окружающий мир», так как одной из задач образования является формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем. Например после изучения той или иной темы по предмету «Окружающий мир», информацию, связанную с этой темой, можно применять и на уроке математики, при решении задач, на уроке русского языка при работе над текстом специально подобранного упражнения, и на уроках литературного и внеклассного чтения, найти общее в изобразительном искусстве, применении в трудовой деятельности человека.

Подобная интегрированная рабочая программа как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не сами уроки, а совместная с преподавателем и самостоятельная деятельность детей.

В согласованном календарно-тематическом планировании предметов можно выделить ряд преимуществ. Во-первых, при организации учебного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса с учетом календарно-тематического принципа планирования, с учетом интеграции образовательных областей, дает возможность достичь этой цели. Во-вторых, построение образовательного процесса вокруг одной темы в течение всего учебного дня или дней, помогает организовать информацию оптимальным способом. У учащихся появляются многочисленные возможности для практики, развития понятийного мышления. В-третьих, обеспечивается достижение единства образовательных целей, органичное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся

Список литературы:

Комплексная интегрированная программа учебных дисциплин к УМК «Школа России». 3 класс: тематическое планирование, модели уроков/ авт.-сост. Н.В. Королёва. – Волгоград: Учитель, 2014. – 61 с.

2. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников [Текст]: пособие

для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации