Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в организации образовательного процесса ДОУ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОУ
Федянина Г. С.
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме принятия неотложных мер по здоровьесбережению, оздоравливанию детей, по профилактике и коррекции различных отклонений в здоровье.
Ключевые слова: здоровье детей, здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни.
«Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное
описание счастливого состояния в этом мире». Джон Локк
В последние годы произошли существенные изменения в системе дошкольного образования. Появились значимые нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 6.2. статьи 9 Закона)[1], разработаны Федеральные Государственные Образовательные Стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Здоровье детей, его охрана является приоритетным направлением не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом. Только здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться. Здоровье является одной из самых главных ценностей человеческой жизни, без его сохранения невозможно нормальное развитие и деятельность. По данным НИИ гигиены и здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу.
Все мы — педагоги, родители, воспитатели — пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Вырастить здорового ребенка – вот главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Реализация принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, невозможна, без решения проблемы воспитания социально адаптированной личности, через систему мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей [2]. Это будет способствовать становлению гармонически развитой личности.
В настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение здоровьесберегающих технологий. Ребенок попадая в различные жизненные ситуации, может просто растеряться. И очень важно наличие у каждого человека определенного знания о том, что такое здоровый образ жизни и как сохранить свое здоровье. Появилась необходимость принятия неотложных мер по здоровьесбережению, оздоравливанию детей, по профилактике и коррекции различных отклонений в здоровье [3]. Дошкольное образовательное учреждение реализует комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. [4]. В связи с этим, особо востребованным на сегодня, является создание специальных педагогических методик, программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья, которые в современной терминологии называются здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ). Это технологии, направленные на решение приоритетной задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.
Только комплексное их воздействие повысит результативность образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у дошкольников стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Период дошкольного детства наиболее важный в становлении личностных качеств, формирования основ физического, психического, интеллектуального и социального здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим[5]. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Мы создаем для них оптимальные условия, учитывая индивидуальные особенности каждого. Делаем это в игровой форме, чтобы у ребенка формировались полезные привычки и позитивное отношение к охране своего здоровья.
Основной задачей мы ставим создание и организацию условий, для сохранения физического и психического развития и полноценной реализации потенциала каждого ребенка[5].
Мероприятия, реализуемые нашим ДОУ:
- различные оздоровительные режимы (адаптационный, по сезонам);
- комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика после сна);
- физкультурные занятия;
- оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (логоритмика, игры с песком и водой, Рече-двигательные игры, тактильные дорожки);
- организация рационального питания; витаминизация;
- медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
- соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
- комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов;
- вовлечение родителей воспитанников в оздоровление.
Для достижения этих целей используем:
- средства двигательной направленности;
- оздоровительные силы природы;
- гигиенические факторы.
Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.
Гигиенические факторы, содействующие укреплению здоровья и стимулирующие развитие адаптивных свойств организма:
- выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;
- личная и общественная гигиена;
- проветривание и влажная уборка помещений;
- соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна;
- привитие детям элементарных навыков;
- обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ, организация порядка проведения прививок с целью предупреждения инфекци)
Цели здоровьесберегающих технологий в нашем ДОУ:
Применительно к ребенку:
осознанное отношение ребенка к здоровью, умений оберегать, поддерживать и сохранять его; обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада;
воспитание валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Применительно к взрослым:
формирование культуры здоровья,
валеологическое просвещение родителей,
формирование культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ.
Для создания целостной системы двигательной активности детей очень важным является организация двигательной развивающей среды. В нашем дошкольном учреждении оборудован спортивный зал, спортивная площадка на свежем воздухе, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, повышающее интерес к физической культуре. В группах созданы физкультурные уголки, с учетом возрастных особенностей интересов и способностей детей. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр, подобрана картотека народных игр Белгородской области; физкультурное оборудование размещено так, чтобы оно было доступно детям. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют задания, при этом дети ведут себя непосредственно, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
Одной из задач нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений и повышение культуры педагогической грамотности семьи [4]. Для педагогов ДОУ проводятся семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»; Консультации «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ»; «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей»; Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.
Вся работа ведется при тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Уклад жизни семьи, отношения между её членами, их отношение к самому ребёнку, к окружающему миру являются для малыша образцом, примером для подражания и формирования позитивной детской субкультуры. [3]. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей ведется направленно: телеобразование семьи, через социальные сети, информационные стенды, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры). Проводятся видеоконсультации, беседы, круглые столы, обмен опытом семей, знакомство с валеологической культурой, культурой здоровья дошкольников.
Родители приобщаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ: соревнованиям, спортивным праздникам, дням открытых дверей, дням здоровья, встречам детей ДОУ с родителями-спортсменами, спортсменами выпускниками ДОУ (Вадимом и Виктором Немковыми).
Совместно с родителями проводятся «Походы за здоровьем», где дети с родителями играют, соревнуются, получают огромный заряд бодрости. Проводится дискуссионный клуб «Спорт – альтернатива пагубным привычкам!», проводится конкурс стенгазет «На Белгородчине модно вести Здоровый Образ Жизни».
Использование здоровьесберегающих технологий имеет огромное значение в оздоровлении, укреплении здоровья детей. Активно помогает ДОУ в решении приоритетных задач: повышению качества дошкольного образования, играет огромную роль в воспитании детей, формировании здорового образа жизни, развитии общей культуры здоровья.
Для отслеживания результативности проведенной работы была использована методика О.В.Хухлаевой для обследования психологического здоровья детей.
Сравнительный анализ результатов первичного и итогового мониторинга позволяет сделать следующие выводы:
- появился процент детей, имеющих высокий уровень сформированности представлений о ЗОЖ,
- снизился процент детей, имеющих низкий уровень сформированности представлений о ЗОЖ.
Кроме того, у детей выросла мотивация к здоровому образу жизни.
В результате нашей работы наметились положительные тенденции: уменьшился процент заболеваемости, повысилась посещаемость в группе (выше 90%), дети группы посещают спортивные секции (гимнастика, дзюдо), родители с детьми участвуют в марафонах здоровья (бег, езда на велосипеде).
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Применение здоровьесберегающих технологий помогает нашим воспитанникам и их родителям стать активными пропагандистами и участниками Здорового Образа Жизни.
ЛИТЕРАТУРА:
Закон РФ от 120.07.92 № 3266-1 «Об образовании»;
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход, 2000.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.
Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога.-М.: ВАКО.2009.