Профессиональная компетентность педагога как условие эффективности организации воспитательно-образовательного процесса
Профессиональная компетентность педагога как условие эффективности организации воспитательно-образовательного процесса
Е.В. Ветошкина,
социальный педагог
ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум»,
Россия, Нижегородская область, г. Урень
«Быть компетентным – значит знать, когда и как действовать».
Питер Вейлл
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.
В.Г. Суходольский отмечает, что профессиональная компетентность педагога это – «способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками» [1].
В качестве основных элементов педагогической компетентности можно выделить:
- специальную компетентность в преподаваемой дисциплине (знания по предмету, квалификация, опыт);
- методическая компетентность (применение различных методов обучения, знание дидактических методов и приемов, знание психологических механизмов усвоения знаний);
- психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения (умение строить целесообразные отношения с обучаемыми, осуществление индивидуальной работы с обучающимися, знание возрастной психологии, умение пробуждать интерес к предмету);
- дифференциально-психологическая компетентность (умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучающихся, определять и учитывать эмоциональное состояние людей);
- рефлексия педагогической деятельности (умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знание о способах профессионального совершенствования, умение видеть недоработки в своей работе, желание самосовершенствоваться).
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Система повышения квалификации. Система повышения квалификации педагогических кадров рассматривается как автономная и гибкая подструктура общей системы непрерывного образования, мобильно откликающаяся на запросы не только общества, но и каждой отдельной личности.
Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию. Одним из механизмов мотивации педагогов на повышение своей профессиональной компетентности является аттестация. Сегодня она должна быть не только диагностической, оценивающей процедурой, но и развивающей, прогностической, так как приводит педагога и весь педагогический коллектив к осознанию своих сильных и слабых сторон и индивидуального стиля деятельности, то есть к самоанализу и самооценке.
Самообразование педагогов. Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.
Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов, что является наиболее эффективным средством установления и поддержания связей среди педагогов.
Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование. Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
Овладение информационно-коммуникационными технологиями. Развитие современного мира диктует необходимость управления развитием и внедрением информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс, что влечет за собой необходимость формирования информационно-коммуникационной компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. С внедрением новых информационно – коммуникационных технологий, современный педагог получает мощный стимул для собственного профессионального, творческого развития, тем самым способствует повышению качества образования.
Участие в различных конкурсах, исследовательских работах, экспертных комиссиях. Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения профессионализма педагога. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый.
Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, постоянная работа над собой – вот необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства.
Библиографический список:
1. Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159 с.