Интегрированный урок «Оберег. Куколка из соломы»
Тема интегрированного урока: Оберег. Куколка из соломы
Цель: Показать значение славянского декаративно - прикладного творчества и фольклора в жизни народа;
Задачи: · воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, уважения творчеству, рукоделию, к истории и духовным традициям России;
· формирование основ музыкальной культуры через эмоционально- активное восприятие;
· развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и прикладному творчеству;
· формирование целостности восприятия и представления об окружающем мире через межпредметные связи уроков технологии и музыки.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, звуковые файлы, солома. бразовательные технологии – технология группового обучения, информационно-коммуникативная технология.
Планируемые результаты:
личностные результаты: Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора; Повышение мотивации к учебно-творческому процессу.
Метапредметные результаты: Уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач; Уметь ставить и принимать учебные задачи при полученной информации; Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности; Уметь проявлять способность к саморегуляции.
Предметные результаты: Знать и понимать роль народного фольклора в жизни человека; тембровые возможности русских народных музыкальных инструментов; изготавливать куклу из соломы.
Тип урока: изучение нового материала
(Дети сидят в круге, учитель поёт и аккомпанирует себе на гуслях)
ПРИВЕТСТВИЕ
Светит, светит, солнышко,
На зелено полюшко,
На наш садочек,
На зимний холодочек.
В светлу горницу вошла,
Взглядом все тут обошла.
Сразу видно – эта хата
Мастерицами богата!
Всем учиться здесь не лень
Начиная новый день!
Солнце кругом собирает
Нам учиться помогает.
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Ребята наш урок мы с вами неслучайно начинаем с приветствия в круге. Как вы думаете почему?
Дети: Потому что круг – это символ солнца, тепла, дружбы.
УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ: И мы сегодня с вами на интегрированном уроке музыки и технологии попробуем создать круг дружелюбия и новых знаний.
Слайд
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: С древних времён круг всегда символизировал солнце,
Слайд
а так же и годовой круг, смену времен года. Круг в мифологии славян— одна из основных форм структурирования пространства.
Слайд
Круг создаёт сакральную преграду, охраняющую человека и его мир от потенциальной опасности.
Слайд
УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ: (выносит коробочку в которой лежат обереги: подкова, лапоть, куколка, домовёнок, веник, колокольчик)
-Девочки, посмотрите, что я приготовила для вас к нашему уроку. Рассмотрите эти предметы.
Задание 1
УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ:
Вы узнаете, для чего они служили, и какую пользу оказывали людям, если выполните задание и подберёте нужное соответствие, а по мимо этого вы соединитесь в пары.
Подкова |
на счастье |
Куколка |
защита в колыбельку для охраны малыша. |
Домовёнок |
защита семейного очага |
Колокольчик |
охраняет дом и его обитателей от дурных вестей, зависти, от черной магии, проклятий, порчи и сглаза. |
Лапоть |
чтоб велась всякая живность. |
Веник |
выметает из дома нечистую силу, болезни и горе. |
КРОССВОРД
Вы нашли определения и поделились на пары, и теперь каждая пара получит загадку, разгадав которую вы получите нужную букву. Соединив их вместе получите слово. Ответ впишите в клеточки…..
которое и будет названием урока.)
Кроссворд
|
|
1. |
п |
о |
д |
к |
о |
в |
а |
|
|
|
|
2. |
б |
у |
б |
е |
н |
ц |
ы |
|
|
3. |
з |
е |
р |
к |
а |
л |
о |
|
|
4. |
д |
е |
р |
е |
в |
о |
|
|
|
|
|
5. |
в |
е |
н |
и |
к |
|
|
|
6. |
к |
р |
у |
г |
|
|
|
|
|
|
Есть примета у людей —
Чтоб с успехом сладить,
Взять обувку лошадей,
Над дверьми приладить.
1. |
|
|
|
|
|
|
|
Ответ: (Подкова)
На дуге висят спокойно,
Стоит лишь дугу встряхнуть —
Мелодично и привольно
Очищают долгий путь.
2. |
|
|
|
|
|
|
|
Всех и все
Отображу,
Но молчу
И не сужу…
3. |
|
|
|
|
|
|
|
Ответ: (Зеркало)
За год три платья надевает,
Но в мороз их все снимает
В зеленом одеянье летом,
А в холода покрыта снегом.
4. |
|
|
|
|
|
|
Ответ: (дерево)
Он всегда стоит в углу,
Возле печки на полу.
Если кто-то сор бросает,
Он охотно убирает…
5. |
|
|
|
|
|
Ответ: (Веник)
Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки.
6. |
|
|
|
|
Ответ: (круг)
|
|
|
|
|
|
УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ: Ребята, вы успешно справились с заданиями, и теперь точно знаете, что речь на нашем уроке пойдёт об …?
Дети: Об оберегах.
Слайд
УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ: Люди в древности, для того что бы себя уберечь от опасности соблюдали обряды, чтили традиции, проводили различные ритуальные действия и изготавливали обереги, что бы оградить себя от неблагоприятных ситуаций
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: На протяжении столетий ни один праздник не обходился без хоровода и песни в круге УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ: и не один дом на Руси не обходился без народных оберегов. Русский народ верил, что обереги надёжно охраняют от болезней, «дурного глаза», стихийных бедствий и различных напастей.УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ: И сегодня на уроке мы не только будем знакомится с оберегами в теории, но и будем их мастерить???
Слайд
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: А тема нашего урока ещё для вас останется небольшой загадкой, которую мы с вами в процессе урока разгадаем и дополним.
Слайд
Итак, на данном этапе она будет звучать следующим образом.
Тема урока: Оберег… в ….. технике.
Как вы думаете почему?
Дети: (потому что мы ещё не знаем, какой делаем оберег и в какой соответственно технике)
Давайте составим план урока и определим наши цели. 1) Заполнить пробелы в названии темы урока, 2) познакомится с техникой, 3) изготовить оберег и 4) узнать какие музыкальные сюрпризы ожидают нас на уроке ещё.
Слайд
УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ: Давайте выясним значение слова оберег. Это слово происходит от корня «бер».
Слайд
Бер – стихийный неуправляемый Дух, буйный, бурный, бешеный. Бером называли Медведя наши предки, который пробудился от спячки раньше положенного времени и покинул свою…
Слайд
БЕРлогу, логово Бера. В этом состоянии медведь представлял собой особую опасность, руша все в округе и превращая в безлад.
Слайд
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Слово оберег, понимается как защита от Бера. Люди добавив букву О –символизировали ей круг, который так же оберегает от опасностей. Оберег же смиряет стихийный Дух, делает его ладным, приносит в жизнь красоту, порядок и сам Лад.
Слайд
УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ: Наши предки в старину, старались превращать в оберег практически все вещи, украшения, оружие, одежду, предметы, игрушки и даже дом.
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Итак, девчонки, мы с вами входим в удивительный, прекрасный и таинственный мир народной мудрости.
Слайд
В древние-древние времена, когда люди еще не умели писать, они передавали друг другу информацию, из уст в уста, свои знания о жизни, играя в игры, совершая обряды, рассказывая сказки и напевая песни….
Как это всё называлось одним словом?
Дети: фольклор (устное народное творчество)
Слайд:
Песни, входящие в часть музыкального фольклора, сопровождают человека всю жизнь. Без обрядовой песни не обходился встарь ни один праздник. Песня звучала и во время работы...
УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ: Не спроста говорили: как живётся, так и поётся. Хорошо, коли девушка слывёт певуньей – к такой женихи с радостью сватаются. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: На ряду с предметными - оберегами, были и песни – обереги. Задание №2 Выберите из предложенных вам фольклорных песен, песни- обереги. Обережными песнями были песни хороводные, но главными музыкальными оберегами были колыбельные и потешки. В них желали крепкого здоровья и хорошей жизни ребёнку. Женщины и девушки пели своеобразные заговоры-обереги. Наши предки считали, что в этих песнях присутствует особая магия несущая охранительную функцию.Сейчас я продемонстрирую вам известную вам потешку «Ладушки», подпевайте.
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Простоквашку.
Попили, поели,
Ладушки запели.
На головку сели!
Домой, полетели!
Рассмотрите куколку и скажите, из чего мы будем её изготавливать?
Из ткани, соломы. Правильно, из соломы и лоскутков ткани. Что бы из куколки сделать оберег, в солому при плетении добавлялись душистые травы от кашля или другой напасти и пели обережные песни.
И, сегодня мы будем изготавливать такую куколку –оберег для себя или своих братиков и сестричек.
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: И теперь мы с вами можем вернутся к нашей теме урока и заполнить пробелы.
Тема урока: Оберег соломенная кукла в лоскутной технике.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Итак, ребята, мы с вами будем мастерить соломенную куклу "Стригушка". Это самый популярный вид кукол из соломы. Основная их особенность заключается в том, что нижний край юбки не заплетается, а ровно подстригается ножницами, чтобы она хорошо удерживала вертикальное положение.
По традиции восточных славян, у такой куклы не изображали черт лица. Согласно верованиям, в фигурку с лицом может вселиться злой дух, а если его нет, то кукла считалась предметом неодушевленным, поэтому духи не станут там задерживаться.
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Дети любили с ней играть следующим образом: Кукла ставилась на ровную дощечку. Использовали поверхность стола или табуретки. Ребенок стучал кулаком рядом с куклой и она пускалась в пляс - подпрыгивала на месте и крутилась в разные стороны. Было впечатление, что она действительно выполняет танцевальные движения по круга и в игре так же защищает оберегательной магией.. Детвора всячески радовалась такому плясу, поэтому родители часто плели "стригушку" для малышей.
ИТОГ УРОКА.
Что такое оберег
Как называли злого духа от которого защищал оберег.
Назовите фольклорные песни обереги
И как называется кукла которую мы изготовили.
Рефлексия
Подкова – урок понравился и вы уходите с него счастливые.
Злойдух Бер – вам урок не понравился, было скучно и не интересно.
Презентация к уроку.PPTX / 5.67 Мб
Дидактический материалDOCX / 12.86 Кб
Дидактический материалDOCX / 1.48 Мб