12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бельчич Ольга Ивановна886
Россия, Краснодарский край, ст.НОВОПОКРОВСКАЯ
6

Интегрированный урок по теме " Растворы.Массовая доля растворенного вещества"

Интегрированный урок (Химия + математика), 8 класс.

Тема урока «  Растворы. Массовая доля растворенного вещества»


Цель урока:  Познакомить учащихся с растворами, расширить знания по теме, рассмотреть алгоритм решения задач на растворы с приемами решения задач в химии и математике, углубить знания о значении этих растворов в быту, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе и применения химии и математики в быту.

Задачи:

Образовательные:

1. Актуализировать понятие массовой доли вещества и концентрации вещества.

2. Познакомиться с растворами и способом решения задач на смешивание двух растворов разной массовой доли.

Развивающие:

1. Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.

2. Умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания.

3.Развитие научного мировоззрения, творческого мышления посредством создания проблемной ситуации.

Метапредметные:

- способствовать формированию умений анализировать, сопоставлять, обобщать знания;

- продолжить развивать умение работать в парах;

 - формировать чувство ответственности за свою работу.

Личностные:

- формировать осознанную потребность в знаниях;

- развивать умение управлять своей учебной деятельностью;

Оборудование:

1. Химические препараты и посуда.

2. Опорные конспекты.

3. Карточки .Презентация. Интерактивная панель.

Тип урока: урок обобщения материала.

(Проблемное обучение с побудительным диалогом)

Методы обучения:

 частично-поисковый,индивидуально-дифференцированный, репродуктивный, словесно – наглядно – практический.

 Ход урока.

Этап.  Организационный момент.

Умение решать задачи развивается в процессе обучения,

и развить это умение можно только одним путём –

постоянно, систематически решать задачи.

Учитель химии: Доброе утро!  Сегодня мы проводим необычный урок - урок на перекрестке наук  химии и математики.

Учитель математики: Здравствуйте, ребята! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии.

П Этап. Мотивационно-информационный.

Постановка проблемы.

А чтобы сформулировать тему урока, давайте решим такую задачу.

Учитель математикиМама, отправляя Аню и Дашу в школу, на завтрак приготовила чай, Аня попросила положить в стакан 2 чайные ложки сахара, а Даша – 2 кусочка сахара-рафинада. Определите, не пробуя на вкус, в каком стакане чай слаще? ( Объём жидкости 200 мл., но можно использовать разный объем жидкости, тогда ответ становится более непредсказуемым)

Учитель химии: ( Демонстрирует задачу).

- Я вижу удивление в ваших глазах, вы не знаете, как это сделать? Прежде всего, посмотрите на чай с сахаром с точки зрения химии.

( Демонстрирует задачу).

С точки зрения химии посмотрите, что такое сладкий чай?

Теперь можете ответить на вопрос задачи? Или вам не хватает знаний и умений?

Давайте сформулируем тему и цель урока из ваших ответов.

Итак, тема нашего урока «Растворы. Решение на вычисление массовой доли растворенного вещества».

Цель.  Научиться вычислять (массовую долю вещества), познакомиться с приемами решения в химии и математики, расширить знания о значении этих растворов в быту.

III этап.  Решение проблемы и достижения цели урока.

1. Вспомним, всё, что мы уже знаем по этой теме.

Работа в паре (5 мин). Необходимо вспомнить определения, формулы для достижения цели урока. Перед вами список формул, необходимо выбрать нужные для решения этих задач.

Учитель математики

- На ваших столах имеется поле для лото с вопросами, отдельно есть фишки с правильными и неправильными ответами. Ваша задача в течение 5 мин заполнить поля.

Для проверки переверните ваши фишки, у каждой пары должны получиться слова. Назовите их.

Переведите в проценты 1,03

Какая формула позволяет вычислить массу раствора

Переведите в десятичную дробь - 30%

Какая формула позволяет вычислить концентрацию вещества в растворе

Переведите в проценты      0, 30

Какая формула позволяет вычислить массу вещества в растворе

Раствор состоит из

Смесь, в состав которой не входит вода

Сколько глюкозы содержится в 100 г 4% раствора глюкозы

 

IV этап.   Решение задач

Учитель химии 

Теперь ребята, давайте решим задачу с точки зрения химии.

Задача.  Мама, отправляя Аню и Дашу в школу, на завтрак приготовила чай, Аня попросила положить в стакан объёмом 200 г 2 чайные ложки сахара(1ч.л. содержит 12,5г сахара), а Даша – 2 кусочка сахара-рафинада(1 кусочек имеет массу 5,6г). Определите, не пробуя на вкус, в каком стакане чай слаще?

(работа с учебником Г.Е. Рудзитис п.34- в парах: вывод формулы, решение задачи).

И так, смогли ли вы ответить на вопрос: «В каком стакане чай слаще? И почему?»

Ответы учащихся:

В первом стакане чай слаще (Он стал более насыщенным).

Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещества).

Учитель математики: А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества.

Запишите формулу для вычисления массовой доли растворённого вещества

Задача №1.  Какую массу молока 3%-й жирности  и пломбира 20%-й жирности  необходимо взять для  приготовления 200г 10%-го новогоднего коктейля? (результат округлите до целых)

Раствор

Масса вещества (г)

Масса раствора (г)

%-е содержание

молоко

 

 

 

пломбир

 

 

 

Коктейль

 

 

 

Задача №2. Учитель химии

Рассчитайте массу воды, необходимой для приготовления 15% раствора, содержащего вещество  массой 60 г ( Работа у доски )

Определите массу жира в одной коробочке школьного молока с массовой долей жира в нем 2,5 %.

Составьте алгоритм решения задачи.

  V этап. Практическая работа «Приготовление раствора заданной концентрации» Работа по вариантам и в парах.

 Задание: Рассчитайте массу твердого вещества, необходимого для приготовления раствора в соответствии с вашим вариантом задания (табл. 1). На весах отмерьте рассчитанную массу твердого вещества и перенесите его в химический стакан.

Рассчитайте массу воды, необходимой для приготовления раствора. Поскольку плотность воды равна 1 г / мл. рассчитанная вами масса численно равна  ее объему. С помощью мерного цилиндра отмерьте вычисленный объем воды и прилейте его к веществу в стакане. Перемешивая содержимое стакана стеклянной палочкой, добейтесь полного растворения вещества в воде. Требуемый раствор готов.

Перелейте раствор в склянку, закройте пробкой, сделайте этикетку.

Помните, при приготовлении растворов! К соли приливают воду. Кислоту добавляют в воду при постоянном помешивании!

                 Варианты задания к практической работе

Вариант

Растворенное вещество

Масса раствора, г

Массовая доля растворенного вещества, %

            1

Поваренная соль

70

20

2

Сульфат магния

100

5

3

Карбонат     натрия

75

12

4

Гидроксид натрия

60

15

VIII этап.  Итог урока.

Рефлексия. 

Скажите, какой метод вы применяли в практической работе? Почему? Сегодня вы решили проблему, работая вместе, помогая друг другу. Так и в жизни, для того чтобы решить сложную проблему, нужна взаимопомощь. Сделаем вывод, что такое раствор?

 Д/ З п 34-35.

 

 

 

 

 

 

 









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.