Интегрированный урок химии и математики «Растворы. Массовая доля растворённого вещества» (8 класс)
Интегрированный урок (Химия + математика), 8 класс.
Тема урока « Растворы. Массовая доля растворенного вещества»
Цель урока: Познакомить учащихся с растворами, расширить знания по теме, рассмотреть алгоритм решения задач на растворы с приемами решения задач в химии и математике, углубить знания о значении этих растворов в быту, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе и применения химии и математики в быту.
Задачи:
Образовательные:
1. Актуализировать понятие массовой доли вещества и концентрации вещества.
2. Познакомиться с растворами и способом решения задач на смешивание двух растворов разной массовой доли.
Развивающие:
1. Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.
2. Умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания.
3.Развитие научного мировоззрения, творческого мышления посредством создания проблемной ситуации.
Метапредметные:
- способствовать формированию умений анализировать, сопоставлять, обобщать знания;
- продолжить развивать умение работать в парах;
- формировать чувство ответственности за свою работу.
Личностные:
- формировать осознанную потребность в знаниях;
- развивать умение управлять своей учебной деятельностью;
Оборудование:
1. Химические препараты и посуда.
2. Опорные конспекты.
3. Карточки .Презентация. Интерактивная панель.
Тип урока: урок обобщения материала.
(Проблемное обучение с побудительным диалогом)
Методы обучения:
частично-поисковый,индивидуально-дифференцированный, репродуктивный, словесно – наглядно – практический.
Ход урока.
Этап. Организационный момент.
Умение решать задачи развивается в процессе обучения,
и развить это умение можно только одним путём –
постоянно, систематически решать задачи.
Учитель химии: Доброе утро! Сегодня мы проводим необычный урок - урок на перекрестке наук химии и математики.
Учитель математики: Здравствуйте, ребята! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии.
П Этап. Мотивационно-информационный.
Постановка проблемы.
А чтобы сформулировать тему урока, давайте решим такую задачу.
Учитель математики: Мама, отправляя Аню и Дашу в школу, на завтрак приготовила чай, Аня попросила положить в стакан 2 чайные ложки сахара, а Даша – 2 кусочка сахара-рафинада. Определите, не пробуя на вкус, в каком стакане чай слаще? ( Объём жидкости 200 мл., но можно использовать разный объем жидкости, тогда ответ становится более непредсказуемым)
Учитель химии: ( Демонстрирует задачу).
- Я вижу удивление в ваших глазах, вы не знаете, как это сделать? Прежде всего, посмотрите на чай с сахаром с точки зрения химии.
( Демонстрирует задачу).
– С точки зрения химии посмотрите, что такое сладкий чай?
– Теперь можете ответить на вопрос задачи? Или вам не хватает знаний и умений?
Давайте сформулируем тему и цель урока из ваших ответов.
Итак, тема нашего урока «Растворы. Решение на вычисление массовой доли растворенного вещества».
Цель. Научиться вычислять (массовую долю вещества), познакомиться с приемами решения в химии и математики, расширить знания о значении этих растворов в быту.
III этап. Решение проблемы и достижения цели урока.
1. Вспомним, всё, что мы уже знаем по этой теме.
Работа в паре (5 мин). Необходимо вспомнить определения, формулы для достижения цели урока. Перед вами список формул, необходимо выбрать нужные для решения этих задач.
Учитель математики
- На ваших столах имеется поле для лото с вопросами, отдельно есть фишки с правильными и неправильными ответами. Ваша задача в течение 5 мин заполнить поля.
Для проверки переверните ваши фишки, у каждой пары должны получиться слова. Назовите их.
Переведите в проценты 1,03 | Какая формула позволяет вычислить массу раствора | Переведите в десятичную дробь - 30% |
Какая формула позволяет вычислить концентрацию вещества в растворе | Переведите в проценты 0, 30 | Какая формула позволяет вычислить массу вещества в растворе |
Раствор состоит из | Смесь, в состав которой не входит вода | Сколько глюкозы содержится в 100 г 4% раствора глюкозы |
IV этап. Решение задач
Учитель химии
Теперь ребята, давайте решим задачу с точки зрения химии.
Задача. Мама, отправляя Аню и Дашу в школу, на завтрак приготовила чай, Аня попросила положить в стакан объёмом 200 г 2 чайные ложки сахара(1ч.л. содержит 12,5г сахара), а Даша – 2 кусочка сахара-рафинада(1 кусочек имеет массу 5,6г). Определите, не пробуя на вкус, в каком стакане чай слаще?
(работа с учебником Г.Е. Рудзитис п.34- в парах: вывод формулы, решение задачи).
И так, смогли ли вы ответить на вопрос: «В каком стакане чай слаще? И почему?»
Ответы учащихся:
В первом стакане чай слаще (Он стал более насыщенным).
Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещества).
Учитель математики: А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества.
Запишите формулу для вычисления массовой доли растворённого вещества
Задача №1. Какую массу молока 3%-й жирности и пломбира 20%-й жирности необходимо взять для приготовления 200г 10%-го новогоднего коктейля? (результат округлите до целых)
Раствор | Масса вещества (г) | Масса раствора (г) | %-е содержание |
молоко |
|
|
|
пломбир |
|
|
|
Коктейль |
|
|
|
Задача №2. Учитель химии
Рассчитайте массу воды, необходимой для приготовления 15% раствора, содержащего вещество массой 60 г ( Работа у доски )
Определите массу жира в одной коробочке школьного молока с массовой долей жира в нем 2,5 %.
Составьте алгоритм решения задачи.
V этап. Практическая работа «Приготовление раствора заданной концентрации» Работа по вариантам и в парах.
Задание: Рассчитайте массу твердого вещества, необходимого для приготовления раствора в соответствии с вашим вариантом задания (табл. 1). На весах отмерьте рассчитанную массу твердого вещества и перенесите его в химический стакан.
Рассчитайте массу воды, необходимой для приготовления раствора. Поскольку плотность воды равна 1 г / мл. рассчитанная вами масса численно равна ее объему. С помощью мерного цилиндра отмерьте вычисленный объем воды и прилейте его к веществу в стакане. Перемешивая содержимое стакана стеклянной палочкой, добейтесь полного растворения вещества в воде. Требуемый раствор готов.
Перелейте раствор в склянку, закройте пробкой, сделайте этикетку.
Помните, при приготовлении растворов! К соли приливают воду. Кислоту добавляют в воду при постоянном помешивании!
Варианты задания к практической работе
Вариант | Растворенное вещество | Масса раствора, г | Массовая доля растворенного вещества, % |
1 | Поваренная соль | 70 | 20 |
2 | Сульфат магния | 100 | 5 |
3 | Карбонат натрия | 75 | 12 |
4 | Гидроксид натрия | 60 | 15 |
VIII этап. Итог урока.
Рефлексия.
Скажите, какой метод вы применяли в практической работе? Почему? Сегодня вы решили проблему, работая вместе, помогая друг другу. Так и в жизни, для того чтобы решить сложную проблему, нужна взаимопомощь. Сделаем вывод, что такое раствор?