Урок на тему «Решение задач на определение массовой доли вещества в сплавах и растворах»
Тема урока: Решение задач на сплавы и растворы.
Цели:
Образовательные:
Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации вещества.
. Рассмотреть алгоритм решения задач на сплавы и растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии.
Выявить уровень овладения учащихся комплексом знаний и умений по решению задач на смеси химическими и математическими способами.
Развивающие:
Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.
Умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания.
Умение оценивать собственные возможности.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к химии и математике, культуру общения, способность к коллективной работе.
Задачи урока.
Обобщить знания учащихся по теме « Расчетные задачи с использованием понятия «доля», «процентная концентрация».
Продолжить развивать умения решать задачи, используя алгебраический метод решения.
Ход урока
I. Организационный момент (Слайд №1 )
Учитель математики: Здравствуйте! Сегодня мы проводим необычный урок. Урок по структуре называется интегрированным. Прежде всего мы сформулируем тему урока. А чтобы сформулировать тему урока, давайте вспомним олимпиаду зимних олимпийских игр 2018. Олимпиада проводилась с 9 по 25 февраля 2018 года в городе Пхёнчхане Южной Кореи. Это небольшой курортный городок численность населения не превышает 50 тысяч человек, был выбран столицей 23-й Олимпиады-2018. Медали Пхенчхана весят около полкилограмма и имеют толщину 0,8 см. Золотые медали олимпийцев содержат 1% (6 граммов) чистого золота, серебряные сделаны из чистого серебра, а бронзовые – из медного сплава. С учетом рыночной цены металлов стоимость медалей такова: золотая – $577, серебряная – $320, бронзовая – $3,50.
Обратимся к таблице.
Всего участвовало 87 стран. 1м-Норвегия, 2м-Германия, 3м-Канада, а Россия заняла 13 место. Наши спортсмены завоевали 2 золотые, 6 серебряных и 9 бронзовых медалей. За всю историю проведения олимпийских игр медали были самыми крупными.
Учитель химии:
Учитель химии: Золотая медаль содержит 580 г серебра и 6 грамм золота. Медаль массазы 586 г.
Итак, тема урока…. « Решение задач на сплавы и расстворы» (учащиеся формулируют сами)
Какова цель нашего урока? (Обобщить знания учащихся по теме « Расчетные задачи с использованием понятия «доля», «процентная концентрация»)
Эпиграф: (Слайд № 2)
«Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи»
Антуан деСент- Экзюпери
Учитель математики: Задачам на растворы в школьной программе по математике уделяется очень мало времени, но эти задачи встречаются на экзаменах в 9 и 11 классах. На этом уроке мы посмотрим с вами на задачи с двух точек зрения – с химической и математической, и выясним: как математика помогает в решении химических задач и как химия решает некоторые математические задачи.
Учитель математики: Для урока необходимо повторить некоторые определения .Устная разминка: начнем с кроссворда
Кроссворд:
1. Сотая часть числа называется …(процент)
2. Частное двух чисел называют …(отношение)
3. Верное равенство двух отношений называют …(пропорция)
4. В химии определение этого понятия звучало бы так: гомогенная смесь, образованная не менее чем двумя компонентами … (раствор). Один из которых называется растворителем, а другой растворимым веществом.
5. Отношение массы растворимого вещества к массе раствора называют массовой долей вещества в растворе или …(концентрация)
Вырази в процентах числа
А |
0,11 |
0,02 |
5 |
0,2 |
Представь в виде десятичных дробей
А |
10% |
74% |
6% |
23% |
Учитель химии: Золотая медаль содержит 580 г серебра и грамм золота. Медаль массазы 586 г.
Серебряная медаль серебро 99.9 олово-0,1
Бронзовая медаль- Си- 90%, цинк- 10%,
Задача 1. Масса олимпийских медалей составляет 586 г. Массовая доля золота в золотой медали равна 1,024%. Какова масса чистого золота в золотой медали?
Дано: Решение:
m (медали)= 586г
W (Au)= 1,024% W (в-ва)= m (в-ва)/ m (сплава)
m (Au)= m( ) x w (Au)
(Au) -7
m (Au)=586x0,01024= 6г
Ответ: m (Au)= 6г
Задача 2
Дано: Решение:
m (медали)= 586г
W (Ag)= 99,9% W (в-ва)= m (в-ва)/ m (сплава)
m (Ag)= m( ) x w (Ag)
(Ag) -7
m (Ag)=586x 0,999= 585,41
Ответ: m (Ag)= 585,41
Это химическое решение задачи на содержания металла в сплаве основываясь на формулу вычисления массовой доли вещества.
m (Au)=586x0,01024= 6г
m (Ag)=586x 0,999= 585,41
Давайте, попробуем составить другое выражение
показывающее соотношение трех данных данной формулы.
ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА, |
ОБЩАЯ МАССА сплава |
масса вещества, m |
|
СПЛАВ |
Учитель математики: (Слайд №24)
Задача №3:Для изготовления ювелирной продукции используют сплав золота с медью.
Определите процентное содержание(массовую долю)золота в сплаве, полученном из 1 кг золота и 715г меди.
СПЛАВ |
ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА, |
ОБЩАЯ МАССА сплава |
масса вещества, m |
Х |
1,715кг |
1 кг |
W (в-ва)= m (в-ва)/ m (сплава )
(1:1,715) *100%=58%
Задача 4
Изюм получается в процессе сушки винограда. Сколько кг винограда потребуется для получения 20 кг изюма, если виноград содержит 90% воды, а изюм содержит 5% воды
ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА, |
ОБЩАЯ МАССА сплава |
масса вещества, |
|
Изюм |
1-0,05= 0,95 |
20кг |
0,95 *20= 19кг |
Виноград |
1-0.9 = 0,1 |
Х |
0,1Х |
0,1Х=19
Х=190 кг
5) Исследовательская работа .
ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА, |
ОБЩАЯ МАССА сплава |
масса вещества, m |
|
серьги |
0,585 |
Х |
|
Чайная ложка |
0,15 |
Х |
Задача и6
Имеется два сплава. Первый содержит 10% никеля, второй -30% никеля. Из этих двух сплавов получили 3 сплав, массой 200 кг, содержащий 25% никеля. На сколько кг масса первого сплава была меньше массы второго?
сплавы |
ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА, |
ОБЩАЯ МАССА сплава |
масса вещества, m |
I |
0,1 |
Х |
0,1х |
II |
0,3 |
У |
0,3у |
III |
0,25 |
200 |
50 |
Составляем систему уравнений:
Х+У=200
0,1х+0, 3у=50
Задача 7.
Имеется 2 сплава. Первый сплав содержит 10% Си и Второй 40% Си. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 30 % Си. Найдите массу 3 его сплава. Ответ дайте в кг
сплавы |
ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА, |
ОБЩАЯ МАССА сплава |
масса вещества, m |
I |
0,1 |
Х |
0,1х |
II |
0,4 |
Х+3 |
0,4( Х+3) |
III |
0,3 |
2Х+3 |
0,3( 2Х+3) |
0,1Х+ 0,4(Х+3)= 0,3( 2Х+3)
Задачи на растворы.
Задача 8
Смешали некоторое количествр15-пролцентного
р-ра некоторого вещества с таким же количеством 19-процентного р-ра этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация полечившегося раствора?
сплавы |
ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА, |
ОБЩАЯ МАССА сплава |
масса вещества, m |
I |
0,15 |
А |
0,15А |
II |
0,19 |
А |
0,19 А |
III |
Х |
2А |
2АХ |
0,15А+0,19А= 2АХ
Задача 8.
Имеется два сосуда. Первый содержит 30 кг, а второй -20 кг раствора кислоты различной концентрации
Определите массу никеля и хрома в столовых приборах
если массовая доля никеля составляет 10 %, хрома 18%.
Вес приборов представлен в таблице:
№ |
Название прибора |
вес |
Масса никеля |
Масса хрома |
1. |
Чайная ложка |
25г |
25*0,1=2,5 |
25*0,18=4,5 |
2. |
Столовая ложка |
55г |
55*0,1=5,5 |
55*0,18=9,9 |
3. |
Нож |
60г |
60*0,1=6 |
60*0,18=10,8 |
4. |
Вилка |
35г |
35*0,1=3,5 |
35*0,18=6,3 |
Учитель химии:
Итак, чтобы найти массу вещества в смеси (сплаве), нужно массу смеси(сплава) умножить на долю содержания вещества
Учитель математики:
Задача №3:Для изготовления ювелирной продукции используют сплав золота с медью.
Определите процентное содержание(массовую долю)золота в сплаве, полученном из 1 кг золота и 715г меди.
Алгебраический |
химический |
w = m (р.в.)/m (р-ра ) |
|
(1:1,715) *100%=58% |
W=(1000/1715)*100%=58% |
ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА, |
ОБЩАЯ МАССА СМЕСИ, М |
масса основного вещества, m |
|
СПЛАВ |
ПРОЦЕНТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОЛОВА |
МАССА СПЛАВА, г. |
МАССА ОЛОВА,г. |
100% = 100% = 28%
Ответ: 28 %
Имеется два сплава. Первый содержит 10% никеля, второй -30% никеля. Из этих двух сплавов получили 3 сплав, массой 200 кг, содержащий 25% никеля. На сколько кг масса первого сплава была меньше массы второго?
Имеется 2 сплава. Первый сплав содержит 10% Си и Второй 40% Си. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 30 % Си. Найдите массу 3 его сплава. Ответ дайте в кг
Смешали некоторое количествр15-пролцентного
р-ра некоторого вещества с таким же количеством 19-процентного р-ра этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация полечившегося раствора?
Смешали 4 литра 25-процентного водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25- процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Задача 2. (Габриелян О.С. «Химия», 9 класс).
Вычислите массу меди и никеля, необходимые для производства 25 кг мельхиора. Мельхиор-сплав, содержащий 80% меди и 20% никеля.
Части |
ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА, |
ОБЩАЯ МАССА СМЕСИ, М |
масса основного вещества, m |
Медь |
80%=0,8 |
? (0,8 25 = 20 кг) |
|
Никель |
20%=0,2 |
? (0,2 25 = 5 кг) |
|
Сплав |
100%=1 |
25 |
25 кг |
Х = 0,8 25 = 20 кг.
Золотая медаль олимпиады 2018 года весит 586 г . Содержание золота в этой медали 1%. Найдите массу драгоценного металла-золота в этой медали.
адача 20 — металл для завода
2 сентября 2016
Условие
В двух областях есть по 20 рабочих, каждый из которых готов трудиться по 10 часов в сутки на добыче алюминия или никеля. В первой области один рабочий за час добывает 0,2 кг алюминия или 0,2 кг никеля. Во второй области для добычи xx кг алюминия в день требуется x2x2 человеко-часов труда, а для добычи yy кг никеля в день требуется y2y2 человеко-часов труда.
Обе области поставляют добытый металл на завод, где для нужд промышленности производится сплав алюминия и никеля, в котором на 1 кг алюминия приходится 1 кг никеля. При этом области договариваются между собой вести добычу металлов так, чтобы завод мог произвести наибольшее количество сплава. Сколько килограммов сплава при таких условиях ежедневно сможет произвести завод?
Решение
Для производства сплава заводу необходимо получить равное количество алюминия и никеля, поэтому рабочие из первой области должны разделиться на две бригады по 10 человек. Работая по 10 часов в сутки, бригады добудут 0,2⋅10⋅10=200,2⋅10⋅10=20 кг алюминия и 20 кг никеля в сутки. Из них на заводе изготовят 40 кг сплава.
Человеко-час = Кол-во работников ⋅ Кол-во часов на рабочих местах Человеко-час = Кол-во работников ⋅ Кол-во часов на рабочих местах . Поэтому x2=10⋅10x2=10⋅10.
Значит, во второй области за 10 часов в сутки 10 рабочих добудут x=10⋅10−−−−−√=10x=10⋅10=10 (кг) любого из металлов. Поскольку заводу необходимо получить равное количество металлов, необходимо разделить рабочих поровну, тогда они произведут 10 кг алюминия и 10 кг никеля. Из них на заводе изготовят 20 кг сплава.
Тем самым, завод сможет производить 40+20=6040+20=60 кг сплава ежедневно.
Правильный ответ
60
Подведение итогов урока
Учитель химии.
– Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет? (Задачи на растворы.)
– Действительно, во всех задачах фигурируют водные растворы; расчеты связаны с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.
Учитель математики.
– Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет? (Задачи на проценты.)
При решении всех этих задач мы используем правило нахождения процента от числа.
Оценки за урок.
Критерии оценивания: всего было 6 задач: максимальное кол-во заработанных жетонов-6Значит:
5-6 жетонов-«5»
3-4 – «4»
1-2 – «3»
Домашнее задание. : (Слайд31)
Текстовые задачи на смеси, сплавы, растворы
из сборника
«МАТЕМАТИКА. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ-2014»
Под редакцией Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова:
Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным и получили 600 г 15%-го раствора. Сколько граммов 10%-го раствора было взято?
Имеется кусок сплава меди с оловом общей массой 24 кг, содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску сплава, чтобы полученный новый сплав содержал 40% меди?
Рефлексия
Критерии |
Показатели |
|||
Знаю и умею – 3 балла |
Затрудняюсь – 2 балла |
|||
Знаю |
– определение процента |
|||
– основное свойство пропорции; |
||||
определение массовой доли |
||||
Умею |
– решать задачи на растворы и сплавы старинным способом; |
|||
- решать задачи алгебраическим способом |
||||
– решать задачи с помощью химических формул; |
Полезным ли для вас оказался этот интегрированный урок?
Смогли ли вы выбрать наиболее подходящий для вас способ решения?
Будете ли вы использовать эти методы в дальнейшем и при решении заданий ЕГЭ?
Наш урок подошел к концу.
Спасибо за урок!