Статья «Интегрированный урок с использованием приемов технологии развития критического мышления как средство реализации ФГОС»
В условиях современной системы образования учащиеся школы должны научиться самостоятельно размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой или чужой опыт. Все это способствует интеллектуальному и нравственному развитию личности, умению работать с информацией, формированию критического и творческого мышления.
На уроках математики на этапе изучения нового материала используется методический прием под названием инсерт, для повторения материала целесообразно использовать специфический прием, называемый кластером, итог урока подводится с помощью методического приема, называемого синквейн.
Технология развития критического мышления развивает мыслительную деятельность учащихся, формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения. Методы и приёмы технологии способствуют активизации деятельности обучающихся, лучшему запоминанию материала на уроке, развивают познавательную деятельность. Разнообразные формы рефлексии формируют способность выражать свои мысли, помогают лучше понять причины явлений.
Формирование критического мышления учащихся в процессе обучения связано не только с новыми задачами, которые поставлены перед школой в современных условиях, но и с тем, что критическое мышление тем или иным образом занимает важное место в новых, нетрадиционных формах обучения, одной из которых являются интегрированные уроки.
В интегрированном уроке объединяются несколько дисциплин при изучении одного понятия, темы. Одна дисциплина является ведущей, а другие – вспомогательные, которые уточняют материал ведущей дисциплины. Интегрированные уроки стимулируют мыслительную деятельность, теоретические знания подкрепляются жизненным опытом обучающихся, и, наоборот, полученные теоретические знания могут использовать в практической жизни.
На интегрированных уроках обучающиеся учатся искать связи между предметами и явлениями, анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Интеграция - это форма обучения, во время которой повышается мотивация учебной деятельности, понятия рассматриваются в разных предметных областях, происходит целенаправленная работа с мыслительными операциями. Нестандартный ход урока побуждает интерес и стимулирует активность учеников. Особенно важно отметить, что в процесс обучения включен каждый ученик, а не часть ученического коллектива, что способствует более качественному, а не поверхностному обучению.