Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений, формированию целостной картины мира, изобразительной деятельности на тему «Путешествие по сказам П.П. Бажова»
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное Нетиповое Автономное Общеобразовательное Учреждение Культуры
«Гимназия «Арт-Этюд» Дошкольное Образование
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ТЕМУ:
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗАМ П.П. БАЖОВА»
Разработала: Воспитатель Рыжикова Н.В.
Екатеринбург
2023
Задачи
Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе (осень), называть признаки осени;
Закреплять умение отгадывать загадки и отрывки знакомых произведений по сказам П.П. Бажова, читать стихи;
Закреплять навыки прямого, обратного, порядкового счета в пределах 10; закреплять названия геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник); закреплять умение складывать картинку из четырех и восьми равных частей;
Закреплять навыки изобразительной деятельности (объемная аппликация)
Материалы
Картинки с изображением времени года – осень; мольберт, картинки – геометрические фигуры; презентация по Уралу, уральские камни, шкатулка, книга сказов П.П. Бажова; листы бумаги для индивидуальной работы детей на всех, цветные карандаши; разрезные картинки на всех, леденцы для коллективной работы: «Хозяйка Медной горы», клей.
Содержание организованной образовательной деятельности детей
Ход занятия
Введение игрового момента: Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель:
Раз, два, три, четыре, пять –
(Хлопают в ладоши)
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают пальцы)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем
(На каждую фразу поочередно загибают пальцы, начиная с большого)
Маме осенний букет принесем.
(Вращают кистями рук)
О каком времени года говорится в стихотворении? (Осень). Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Назовите признаки осени.
Дни становятся короче, а ночи длиннее.
Погода становится холодная, дождливая.
Дует сильный, порывистый ветер.
Птицы улетают в теплые края.
Листья становятся желтыми, красными, опадают.
Люди надевают теплую одежду.
Животные готовятся к зиме, делают запасы.
Насекомые прячутся.
По утрам бывают заморозки.
Небо становится облачным, серым.
Дети читают стихотворение
Ребенок:
Не бывали на Урале?
Жалкое если не бывали,
И не видели, к примеру,
Вы Кунгурскую пещеру.
Где блестит на стенах лед
И не тает круглый год.
Ребенок:
Сквозь кустов густую сень
Там течет река Ирень,
Извиваясь, как змея.
По реке той плавал я.
И смотрело с берегов
Стадо сонное коров:
- И куда они плывут?
Ведь всего приятней тут.
Ребенок:
Склоны гор в лесной клубнике,
Костянике, землянике,
А под соснами блестят
Шляпки желтые маслят.
А с горы кругом видна
Вся зеленая страна!
(Алдонина Р.П.)
(Презентация по Уралу. Сделать акцент на творчество П.П. Бажова)
Слайды 1,2,3, 4 Природа Урала (на выбор)
Слайды 4,5,6, 7, 8 Творчество П.П. Бажова. Уральские сказы («Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Огневушка – Поскакушка», «Хозяйка Медной горы»)
Слайды 9. 10 Игры народов Урала (на выбор)
Воспитатель:
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по уральским сказам П.П. Бажова. Послушайте отрывок из сказа и назовите его.
«…Однажды Кокованя поехал по делам в деревню, а Даренка с кошкой Муркой остались в лесу. Как стемнело, услышала Даренка, будто кто – то ходит по крыше. Вышла из избы и увидела козлика. Копытце одно у него было серебряное. Вдруг козлик прыгнул на крышу и стал бить копытцем, и посыпались во все стороны драгоценные камни».
Как называется этот сказ? («Серебряное копытце»)
Воспитатель:
Давайте превратим геометрические фигуры в «драгоценные камни»
На мольберте расположены в ряд геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник (всего 10, каждых по две)
Назовите геометрические фигуры?
Сколько всего геометрических фигур? (Прямой, обратный, порядковый счет)
Найдите третью по счету фигуру и закрасьте зеленым цветом (малахит)
Найдите последнюю фигуру и превратите ее в яшму (бежевый, розовый, красный, коричневый, серый, зеленый)
Вторая и пятая фигуры – рубин (закрасить красным)
Первая, девятая, седьмая – аквамарин (синий)
Четвертая, восьмая – аметист (фиолетовый)
Шестая – розовый кварц (розовый)
Физкультминутка
По тропинке мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.
(Ходьба на месте)
Не боимся мы преград,
Встрече с новым каждый рад.
(«Пружинка»)
Шире шаг, шагай смелей,
Вправо, влево, не робей.
(Выпады вперед поочередно правой и левой ногой)
По Уралу мы идем
Удивляемся красой.
(Ходьба на месте)
Воспитатель: Следующий сказ:
«…Глядит Илюха, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синенькая, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесет старушонку. Однако глаза у нее молодые, синие, да такие большие, будто им вовсе тут и не место» («Синюшкин колодец).
Найдите конверт с цифрой 1 и сложите пазл (4 равных частей)
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Как кукленка, девочка
Спляшет вам с припевочкой!
Появляется в окне,
Как зовут? Скажите мне!
(«Огневушка – Поскакушка»)
Найдите конверт с цифрой 2 и сложите пазл (8 равных частей)
Воспитатель: Отгадайте загадку
Живу я на Урале.
Урал – мой край родной.
Красива, молода я
И с длинною косой.
Наряд из малахита –
Зеленая река.
И в змейку превратиться,
Мне проще всех, друзья!
Я камни охраняю,
Железо и руду.
Плохих людей не знаю,
Хороших берегу.
Кто же это? «(Хозяйка Медной горы»).
Воспитатель: У Хозяйки Медной горы очень много красивых ювелирных изделий и роскошных нарядов. Больше всего ей нравится одежда, которая украшена драгоценными камнями.
Воспитатель открывает «малахитовую» шкатулку и показывает детям уральские камни – самоцветы.
Давайте и мы поможем ей преобразиться.
Коллективная работа: на ватмане изображена Хозяйка Медной горы. Драгоценные камни – леденцы разных цветов. При помощи клея дети приклеивают леденцы к деталям одежды (кокошник, рубаха, епанечка – душегрея, подол сарафана, сапожки).
Воспитатель:
Наш Урал могуч собою,
И красив он, и велик…
Любим мы его душою!
Да и как же не любить?
Ребенок:
В небеса уходят горы,
Реки бурные текут,
А леса стоят стеною
Посмотри и там, и тут.
Славен наш Урал прекрасный
Родниковою водой,
Полечись, попей водицы,
Вместе с нами песню пой.
Ребенок:
Здесь, у нас в уральских недрах,
Ископаемых не счесть,
Потому Уралу Слава!
Слава! Слава! Да и честь!
И не только этим славен
Наш богатый край родной!
Здесь удмурт, казах, татарин…
Очень даже парень свой!
Ребенок:
Много здесь живет народов,
Сразу всех не перечесть,
И в Чапаевском поселке,
Тоже есть такие, есть…
К роднику пришли гурьбою
Праздник нас сюда собрал,
Пусть живет и процветает
Величавый наш Урал!