ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПО КУРСУ «РАСТЕНИЯ»
«БОТАНИКИ ЗАКОНЧИТСЯ УРОК …….»
Цель деятельности учителя : организовать систематизацию, обобщение и расширение знаний по данной теме
Результаты изучения темы:
1. Предметные – применяют знания о многообразии растений, грибов и бактерий, их значении в жизни человека и в природе в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтеза, сравнения, сериации и классификации по заданным критериям, установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности природных объектов.
2. Личностные – развивают основы гражданской идентичности личности, вырабатывают «Я-концепцию» и самооценку личности ( формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самовосприятия).Формируют ценностные ориентиры и значение учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, мотивов достижения и социального признания, определяют границы собственного знания и незнания
3. Метапредметные.
Регулятивные- умеют принимать ,сохранять и реализовывать учебную задачу, планировать свои действия по реализации задачи, умеют правильно оценить и скорректировать результаты
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях строения, многообразии, значении грибов и бактерий в жизни человека и в природе и обсуждают полученные сведения ;структурируют имеющиеся знания, ориентируются на разнообразие способов решения задач
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет»
Ход игры.
Ребята! Сегодня мы заканчиваем с вами цикл интеллектуальных игр по курсу «Растения». Эта игра последняя, поэтому вы знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.
1. Конкурс капитанов «Верите ли вы, что…»
1.Не все растения имеют хлорофилл (да, растения-паразиты )
2.Запасное питательное вещество растений – крахмал
3.Главный признак семейства – строение цветка и соцветия
4.Самая крупная систематическая единица у растений – царство
5.Хотя водоросли разного цвета, но все равно все имеют хлорофилл
6.У однодольных проводящие пучки без камбия, в зародыше одна семядоля
7.Вегетативное размножение – это размножение с помощью семян (нет, вегетативными органами)
8.Клеточная стенка растительной клетки состоит из целлюлозы
9.Корневище – это видоизмененный корень растения (нет, видоизмененный побег)
10.Цветок – орган полового и бесполого размножения
11.Самое многочисленное семейство двудольных – сложноцветные, или астровые
12.Семя впервые появляется только у покрытосеменных (нет, у голосеменных)
13.Двойное оплодотворение происходит только у цветковых растений
14.У растений есть проводящая и нервная ткани (нет, нервная у животных)
15.Папоротники, хвощи и плауны – высшие сосудистые споровые растения
2. Кроссворд "Систематические категории"
Кроссворд "Систематические категории"
DOCX / 13.05 Кб
1.Самое многочисленное семейство двудольных – сложноцветные, или (астровые)……
2.Наименьшая единица классификации, реально существующая в природе (вид)
3.Паслен черный и сладко-горький паслен относятся к роду - …(паслен)……
4.У растений этого семейства лепестков венчика 4 и они расположены крестом (крестоцветные)
5.Растения объединяют в эту группу, если у них одинаково строение цветка и соцветий (семейства)
6.Верхние соцветия кукурузы, дающие пыльцу (метелка)
7.Их два – однодольные и двудольные - у цветковых растений (класс)
8.Самая крупная единица классификации растений (царство)
9.Чина лесная относится к роду …….(чина)
10.Самое многочисленное семейство однодольных - мятликовые, или (злаки……
11.Цветная, пекинская, савойская, кольраби – все это …(капуста)
3. Конкурс «Акула, или Бледная поганка»
В ходе этого конкурса предлагается ответить на ряд вопросов. Из номеров, записанных на доске в решетке, команда выбирает любой. После этого учитель зачитывает вопрос. Команды письменно дают ответ и в случае правильного команда зарабатывает один умник. За пятью номерами спрятались бледные поганки, которые съедают по одному умнику, если команда выбирает именно их.
1.Пластинчатый гриб белой окраски для засолки (груздь)
2.Известный всем гриб-паразит, но съедобный (опенок)
3.Король грибов, желанный для грибников (белый)
4.Гриб с названием дерева, под которым растет (подберезовик, подосиновик)
5.Трубчатый гриб со скользкой шляпкой (масленок)
6.Бледная поганка
7.Бледная поганка
8.Человек с рыжими волосами и гриб для засолки (рыжик)
9.Бледная поганка
10.Пушной зверь и гриб с желтой шляпкой (лисичка)
11.Бледная поганка
12.Съедобный гриб с французским названием (шампиньон)
1.Бледная поганка
12.Этот гриб выращивают на пнях или опилках (вешенка()
13.Это и гриб, это и конфета (трюфель)
14.Это и гриб, и средство защиты от дождя (зонтик)
Ключевое слово - систематика
4. Конкурс «Дальше, дальше, дальше……»
1 вариант
1.Наука о растениях ботаника
2.У гороха, фасоли плод боб
3.В жизненном цикле цветковых доминирует спорофит
4.Вода поднимается от корня за счет корневого давления и испарения
5.У папоротников есть споры, но нет семян
6.Прочность стеблю придают волокна древесинные
7.Капуста, репа, редька из семейства крестоцветных
8.За счет этой ткани растения растут образовательная
9.Водоросли, у которых много красных и синих пигментов, называются красными
10.Мхи имеют корни? нет
11.Лубяные и древесинные волокна – это ткань механическая
12.У клевера и кислицы листья простые? нет
13.Венчик и чашечка образуют околоцветник
14.У пробкового дуба в коре хорошо развита пробка
15.Плодовое тело шляпочного гриба состоит из пенька и шляпки
16.Центральная часть стебля сердцевина
17.Стебель соломина у злаков
18.Большинство бактерий по способу питания гетеротрофы
19.Плод мака коробочка
20.Сосуды образованы клетками живыми? нет
21.Придаточные корни образуются на стебле или листе
22.Мхи размножаются спорами? да
23.В жизненном цикле мхов доминирует гаметофит
24.Дуговое жилкование у растений из класса однодольные
25.Плод развивается из завязи
2 вариант
1.Наружный слой стебля кора
2.Устьица служат для испарения и газообмена
3.Торф образуется из отмерших мхов
4.У сфагнума есть ризоиды? нет
5. Пеницилл – это гриб многоклеточный да
6.У крестоцветных соцветие кисть да
7.Фасоль, арахис, бобы из семейства бобовые
8.Основа любого гриба грибница
9.Нижняя часть пестика завязь
10.Бесполое поколение папоротников спорофит
11.Корень выполняет запасающую функцию да
12.У клубники, вахты трехлистной лист тройчатый да
13.Водоросли, в которых много бурых пигментов бурые
14.Гибкость стеблю придают волокна лубяные
15.Сосуды и ситовидные трубки – это ткань проводящая
16.Среди бактерий много автотрофов? нет
17.Цветок впервые появился у цветковых
18.Корневая система двудольных стержневая
19.Корневая система без главного корня мочковатая
20.Соцветие сложный колос у злаков
21.Стебель растет в толщину за счет камбия
22.Голосеменные и покрытосеменные размножаются семенами
23.Сочный плод, у которого одно семя костянка
24.Наука о грибах микология
25.Ели, сосны, лиственницы – это растения голосеменные
3 вариант
1.Корневая система однодольных мочковатая
2.Мукор – гриб одноклеточный да
3.Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика опыление
4.Каменный уголь образовался из отмерших папоротникообразных
5.Пыльца в цветках образуется в пыльниках тычинок
6.Самый прочный слой стебля древесина
7.Кожица и пробка – это ткань покровная
8.Гифы – это отдельные нити грибницы да
9.Плод крестоцветных – стручок или стручочек да
10.У конского каштана лист пальчатосложный да
11.Корневая система с хорошо выраженным главным корнем стержневая
12.Наука о бактериях микробиология
13.Половое поколение мхов гаметофит
14.Живые клетки проводящей ткани ситовидные трубки
15.Стебель растет в высоту за счет конуса нарастания
16.Корневая система у однодольных мочковатая
17.Плод, у которого в сочной мякоти много семян ягода
18.Размножение с помощью вегетативных органов вегетативное
19.Двойное оплодотворение происходит у цветковых
20.Водоросли, у которых преобладает пигмент хлорофилл зеленые
21.Плод зерновка у злаков
22.В жизненном цикле папоротников доминирует спорофит
23.У бактерий есть ядро? нет
24.Яблони, груши, сливы – растения из семейства розоцветных
25.Шишки голосеменных – это плоды нет
5. Конкурс «Подсказка»
1.У этих растений в процессе эволюции впервые появился корень
2.Придаточные корни у них образуются на корневище- видоизмененном побеге
3.Есть легенда о том, что они цветут в ночь на Ивана Купалу, хотя этого нет
(папоротники)
1.Все эти растения не имеют органов и тканей
2.Они могут быть не только зелеными
3.Живут они в разных слоях воды
(водоросли)
1. В жизненном цикле этих растений преобладает гаметофит
2.Расселяются во влажных и сырых местах
3. Являются листостебельными растениями
(мхи)
1. У этих растений появился новый способ размножения
2. Их оплодотворение не зависит от наличия воды
3.Имеют игловидные или чешуевидные листья
(голосеменные)
1.Они широко расселились по всей территории Земли
2.Это самые сложные по строению растения
3.Только у них происходит двойное оплодотворение
(Цветковые)
6. Конкурс «Биоаукцион по теме «Растения на гербах наших соседей»
Вопрос о растении на гербе республики Молдова
Молдавия издавна славилась своими виноградниками, поэтому логично было бы видеть на ее гербе именно это растение. Но его там нет. Зато есть ветка растения, которое, согласно легенде, подарила людям мудрая Афина. Плоды этого дерева мы употребляем в консервированном виде. Плоды одинаковые, хотя они разного цвета и по-разному называются. Какое же это растение, служащее источником ценного масла?
(олива, или маслина)
Вопрос о растении на гербе Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Пакистана
Конечно же, это растение обязательно должно быть на гербе этих стран. Оно любит тепло и воду, поэтому растет только на орошаемых землях. Не все знают, что кроме основного продукта, ради которого разводят это растение, оно дает и масло. Главная ценность этого растения – его плоды – раскрывающиеся коробочки, семена в которых имеют волокна, нужные для изготовления тканей. Что же это за растение-клад?
(хлопчатник)
Вопрос о растении на гербе республики Беларусь
Это растение сильно истощает землю, на которой растет. При уборке его теребят, т.е, выдергивают из земли с корнем. Отделив семена, из которых тоже получают масло, принимаются за стебли, в которых очень длинные волокна. Из них то и получают известные всему миру ткани. Что же это за растение, одевающее нас и радующее своим буйным голубым цветением?
(лен)
Вопрос о растении на гербе нашего северного соседа – Финляндии
Удивительно видеть это южное растение на гербе северной страны. Она могла бы по праву украсить герб Болгарии, где разводится не только ради красоты, а для получения ценного ароматного масла. Правда, это растение теперь широко разводят и у нас, при укрытии зиму переносят достаточно хорошо. У нас это растение разводят исключительно ради цветов самой разнообразной окраски. Трудно поверить , что все сорта этого растения вывели из дикого предка- колючего кустарника с плодами, богатыми витамином «С». Так что же это за растение?
(роза)
Вопрос о дереве с гербов Эстонии и Латвии
Когда-то леса из этих деревьев занимали гораздо большую территорию. В России число этих деревьев уменьшилось сначала во времена набегов монголо-татаров. Много лесов было вырублено во времена Петра Первого, когда он создавал российский флот. Древесина этих деревьев плотная, прочная. Когда она попадает в воду и долго лежит там, то пропитывается солями железа и становится почти черной. Так что же за дерево упоминается в одной из басен Крылова, где показана человеческая неблагодарность, но в лице свиньи?
(дуб)
Вопрос об одном из самых важных для человека растении с герба Китая
При одном упоминании о Китае сразу хочется сказать, что на его гербе главный кормилец Востока - рис. Но это не так. Это злаковое растение есть на гербах многих стран и разводится повсеместно. У нас разводят сорта двух видов– мягких и твердых. Именно из твердых получают муку-крупчатку, муку для макарон и манную крупу. Так из зерен какого растения получают муку для выпечки белого хлеба?
(пшеница)
7.Подведение итогов
После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.
/data/files/f1554313892.docx (Кроссворд "Систематические категории")
Артюхова Наталья Александровна
Евгений Алексеевич
Панагушина Елена Аркадьевна
Евгений Алексеевич
Панагушина Елена Аркадьевна
Евгений Алексеевич
Вышинская Нина Ивановна
Евгений Алексеевич
Буньков Андрей Владимирович
Евгений Алексеевич
Вышинская Нина Ивановна
Евгений Алексеевич
Елена Вениаминовна Чурина
Евгений Алексеевич
Ирина Анатольевна
Евгений Алексеевич