12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фоминова Елена Владимировна6068
В детстве я хотела быть учителем. Поступила в КубГУ г. Краснодара на математический факультет по специальности «Математик. Преподаватель», но не была уверенна, что после его окончания пойду работать в школу. Но вернулась в родную школу в хуторе Братском.
Россия, Краснодарский край, Усть-Лабинск
Материал размещён в группе «Классные мероприятия»

Методическое сопровождение интеллектуальной игры для учащихся 9-11 классов «Своя игра», посвящённая М.В. Ломоносову.

Разработчик игры:

Фоминова Елена Владимировна, учитель физики и информатики

МБОУ СОШ №23 хутора Братского,

МО Усть-Лабинский район

Краснодарского края



Презентация к игре
PPTX / 7.11 Мб
i1615057749.jpg

В «Своей игре» может принимать участие любое количество команд. На подготовку к ней даётся не менее двух недель, во время которых участники игры должны изучить исторические и художественные материалы по биографии, творческой и научной деятельности М.В. Ломоносова.

Для проведения игры требуются ведущий и жюри, которое следит за временем для подготовки ответа (на обдумывание даётся 20 секунд, которые отсчитывает таймер на слайде с вопросом после того, как вопрос прочитан ведущим), фиксирует и подсчитывает количество заработанных командами баллов.

Игра состоит из девяти разделов, охватывающих разные стороны жизни и деятельности Ломоносова:

Детство и юность;

Учебные годы;

Ломоносов - писатель;

Химические исследования;

Ломоносов – физик;

Ломоносов – астроном;

Ломоносов – географ;

Памятники Ломоносову;

В честь Ломоносова.

В каждом разделе представлено по 5 вопросов различной сложности, от этого зависит и «цена» вопроса – от 100 до 500 баллов. Вопросы составлены довольно пространно, в этом заключена своеобразная подсказка для хода размышлений и выбора правильного ответа, а также из формулировки вопросов учащиеся могут почерпнуть для себя новые сведения о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.


h1615057777.jpg

Игра начинается со слов ведущего.

«М.В.Ломоносов - историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник…, » Слайд 1

Наука, творчество, прогресс – эти слова так прочно вошли в нашу жизнь, что мы часто даже не задумываемся, какой огромный смысл и какая гигантская человеческая деятельность стоят за ними. А если мысленно вернуться на несколько столетий назад? Тогда наше внимание привлекут творцы новой мысли, энтузиасты и труженики знаний, которым приходилось в одиночку прокладывать новые дороги в науке.

К числу таких людей относится М.В. Ломоносов. Все силы свои он отдал служению науке, однако уровень знаний того времени не соответствовал уровню большинства научных идей М.В. Ломоносова. В результате этого у него не было достойных последователей.


Вопрос для жеребьевки: «Михаил Васильевич Ломоносов в XVIII веке стал профессором и первым русским ученым. А какое еще почетное звание он получил? (Академик) Слайд 2

Команда, получившая право первого хода, выбирает на игровом поле в презентации раздел и вопросы любой «стоимости», в зависимости от своей тактики игры. После ответа на каждый вопрос ведущий должен с помощью ссылки перейти на слайд игрового поля. Если команда не даёт ответа или ошибается, в игру вступает та команда, которая была готова первой ответить на разыгрываемый вопрос (команды могут поднимать руку или какой-то символический предмет). Право выбора раздела и вопроса также остаётся за играющей командой.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Если попадается черный ящик, то команде предлагается, либо оставить вопрос себе, либо передать любой другой команде.

РАЗДЕЛ 1. Детство и юность

1. Во сколько лет Ломоносов первый раз вышел с отцом в море? (В 10 лет) - 100 баллов

2. Где, когда и в какой семье родился М.В. Ломоносов? Как звали родителей? (Михаил Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор, что в Архангельской губернии. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Известно, что у него была большая библиотека. Мать Михаила – Елена Ивановна была дочерью дьякона. Именно мать научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь к книге)- 200 баллов

3. Назовите книги, которые Ломоносов называл вратами учености. (Василий Дудин, взявшийся учить Михайлу, служил приказчиком на верфи в Вавчуге. Особенно полюбил юноша грамматику Мелентия Смотрицкого, Псалтирь и арифметику Магницкого) – 300 баллов

4. Зачем Ломоносов изучал в детстве старообрядческие религиозные книги? Кто был первым учителем Ломоносова? (Его тянуло к знаниям, а других книг не было. 1721-1724 – обучался «российской грамоте» у соседа Ивана Шубного и местного дьякона Семёна Сабельникова) – 400 баллов

5. Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех:

- Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!

- Дядь, достань воробушка!

Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: "Что с тобой делать? На крышу забросить?". Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. Да он лучше учителей всё знает, - шептались школяры.

Во сколько лет Ломоносов начал учиться в Москве? (В 19 лет) - 500 баллов

Раздел 2. Учебные годы.

1. В каком году Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию? (Скрыв свое крестьянское происхождение, в январе 1731 года Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию, которую в просторечье именовали Спасскими школами) – 100 баллов

2. Когда и для чего Ломоносов был отправлен в Санкт-Петербург? (В конце 1735 года Ломоносов в числе двенадцати лучших учеников Славяно-греко-латинской академии был направлен в Санкт-Петербург для обучения в академическом университете)– 200 баллов.

3. Когда и для чего Ломоносов был отправлен в Германию? (В 1736 году для обучения горному делу Ломоносов отправлен в Германию в Марбургский Университет.) – 300 баллов

4. Какой университет носит имя М.В. Ломоносова? (Московский) – 400 баллов.

5. Что М.В. Ломоносов писал о пользе эксперимента? (Химик требуется не такой, который лишь из одного чтения книг понял сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся.) – 500 баллов

Раздел 3. Ломоносов – писатель.

1. О какой букве, отменённой позже, Ломоносов говорил: «Немой место занял, подобно как пятое колесо». (Ер) – 100 баллов

2. В 1757 году Ломоносов пишет предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию…. (трёх «штилей») – 200 баллов

3. В своих одах, рассуждая о мировой политике, Ломоносов использует метафоры. А какую страну у него символизирует Луна? (Турция) – 300 баллов

4. Черный ящик! Продолжи известные строки: «Науки юношей питают ...(Отраду старым подают») – 400 баллов

5. В какой оде Ломоносова кратко охарактеризован эпизод из древней истории Новгорода? (В оде 1741 года) – 500 баллов.

Раздел 4. Химические исследования.

1. Когда была построена и оснащена оборудованием первая химическая лаборатория по чертежам и эскизам Ломоносова? (В октябре 1748 года Химическая лаборатория была построена и оснащена оборудованием, созданным по чертежам и эскизам Ломоносова.) – 100 баллов.

2. Назовите первую известную работу М.В. Ломоносова в области химии. (Первой известной работой М.В. Ломоносова в области химии была

«Элементы математической химии».) – 200 баллов

3. Какой вывод сделал М. В. Ломоносов после проведения опытов по прокаливанию металлов? (Закон сохранения массы вещества) – 300 баллов

4. Какие слова М.В. Ломоносова являются крылатыми? (“Широко простирает

химия руки свои в дела человеческие”) – 400 баллов.

5. Какую технологию разработал М.В. Ломоносов? Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него.

(Он разработал технологию цветных прозрачных и «глухих» (непрозрачных — смальт) стёкол.) – 500 баллов

Раздел 5. Ломоносов – физик.

1. Что Ломоносов называл корпускулами? (Молекулы.) – 100 баллов

2. Какой оптический прибор изобретенный Ломоносовым, носит его имя? («Ночезрительная труба»). – 200 баллов

3. Черный ящик! М. В. Ломоносов, независимо от идеи Леонардо да Винчи, чьи труды найдены много позже, разработал ….. Что в черном ящике? (Прототип вертолета) – 300 баллов (Приложение 1)

4. Назовите фамилию учёного, который вместе с Ломоносовым проводил опыты по электричеству во время грозы и погиб от сильного удара молнии (Рихман)– 400 баллов

5. Как объяснил Ломоносов электричество? (Основываясь на своих наблюдениях, Ломоносов сделал важное для того времени открытие — что электрические заряды в атмосфере существуют и в отсутствие грозовых явлений. Он писал: «...без всякого чувствительного грому и молнии происходили от громовой машины сильные удары с явными искрами и с треском, издалека слышным, что еще нигде не примечено и с моею давнею теорией о теплоте и с нынешнею об электрической силе весьма согласно») – 500 баллов

Раздел 6. Ломоносов – астроном.

1. Наблюдая за какой планетой, Ломоносов сделал открытие мирового значения? (Венера.) – 100 баллов.

2. Что хотел узнать Ломоносов, наблюдая за прохождением Венеры по диску Солнца? (Наличие у Венеры атмосферы) – 200 баллов.

3. На каком небесном теле можно встретить имя Ломоносова? (Луна. Кратер Ломоносова) – 300 баллов

4. Наблюдения за прохождением Венеры по диску Солнца и открытие атмосферы явилось началом развития в России научного направления. Какого? (Открытие Ломоносовым атмосферы на «утренней планете» явилось началом развития в России нового научного направления — астрофизики, изучающей природу планет и спутников Солнечной системы.) – 400 баллов

5. Готовясь к наблюдениям за планетой Венерой, Ломоносов поставил перед собой задачу и решил ее. Что это за задача? (Задача о «физических примечаниях») – 500 баллов.

Раздел 7. Ломоносов – географ.

1. Зачем Ломоносов снарядил экспедицию в Сибирь в 1761 году? (Уточнить географический атлас над которым он работал) – 100 баллов

2. В каком году и где имя Ломоносова впервые появилось на карте? (1849 год. Мыс на западном берегу реки Амур) – 200 баллов.

3. Где в 1913 году Г.Я. Седов назвал горный хребет именем Ломоносова? (Арктика. Северный ледовитый океан) – 300 баллов.

4. Как раньше назывался г. Ломоносов в Ленинградской области, где были сделаны важнейшие открытия Ломоносова? (Ораниенбаум) – 400 баллов.

5. На этом острове дважды встречается имя Ломоносова. (Шпицберген) – 500 баллов.

Раздел 8. Памятники Ломоносову.

1. По замыслу автора какой момент изображает памятник Ломоносову в Архангельске? (Любование северным сиянием) – 100 баллов.

2. Был объявлен конкурс на лучший эскиз памятника, в котором было рассмотрено 9 проектов. Победили скульпторы В.Д. Свешников и Б.А. Петров, а также архитекторы И.А. Шахов и Э.А. Тяхт. Где находится этот памятник Ломоносову? (Санкт-Петербург) – 200 баллов.

3. Вензель, какой российской императрицы, выгравирован на памятнике Ломоносову в Архангельске? (Елизавета Петровна) – 300 баллов.

4. На цилиндрическом пьедестале из светло-серого гранита с широким карнизом («капителью») и ступенчатым, круглым в плане основанием, стоит бронзовая фигура первого российского академика. Где находится этот памятник Ломоносову? (Москва. Воробьевы горы) – 400 баллов

5. По легенде именно здесь держал свой путь Ломоносов из Холмогор в столичным знаниям. Где установлен этот памятник? (Ярославское шоссе) – 500 баллов.

Раздел 9. В честь Ломоносова.

1. Где находится мост Ломоносова? (Санкт-Петербург) – 100 баллов.

2. Как называются минералы, найденные в Ловозерском щелочном массиве? (Ломоносовит, Беталомоносовит ) – 200 баллов.

3. Кто и за что награждается орденом Ломоносова? (Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства) – 300 баллов.

4. В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. Как он называется? (Московский университет) – 400 баллов.

5. В августе 1948 году решением Ленинградского горисполкома эту улицу переименовали в улицу Ломоносова, в честь Михаила Васильевича Ломоносова. А как она называлась раньше? (С 1739 года проезд шёл только от Садовой улицы до реки Фонтанки и именовался Чернышёвым переулком. В 1787 году появилось еще одно имя — Банковский переулок. 1834 году архитектор Карл Росси создал на пересечении улицы с набережной Фонтанки полукруглую площадь, которая с 1836 года называлась Чернышёвской.) – 500 баллов.


В конце игры. (Переход на слайд происходит нажатием на нижнюю картинку слайда 2)

Ведущий. Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765. Слайд 57


Строптивый сын Архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

И песни, что певали рыбаки.

Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И сметкостью монахов удивлял?

В неё вошёл, достойный славы россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Михайло Ломоносов,

Родившийся под северной звездой. Слайд 58




Использованная литература

Памятники Ломоносову в Петербурге http://www.rosimperija.info/post/1151

Кочкина Е.Г. Ломоносов - великий сын России http://easyen.ru/load/fizika/igry/igra_lomonosov_velikij_syn_rossii/63-1-0-748

Никитина Н.В. "Ты - Михайло Ломоносов" .https://ds02.infourok.ru/uploads/doc/1180/0002a98f-46972186.pptx

Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Ломоносов,_Михаил_Васильевич

Шестакова Л. Н., «А знаешь ли ты Ломоносова?» http://festival.1september.ru

Шипнягова О.Н. " Игра "СВОЯ ИГРА. Михаил Ломоносов"" http://www.myshared.ru/slide/1282313/

Приложение 1.


​​​​​​​ t1615057654aa.gif

Опубликовано в группе «Классные мероприятия»


Комментарии (5)

Горбачёва Марина Юрьевна, 07.03.21 в 06:08 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный полезный ресурс! С наступающим праздником,Елена Владимировна!

Фоминова Елена Владимировна, 07.03.21 в 21:14 1Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, спасибо огромное. Поздравляю Вас с праздником:
В этот день, весной согретый
Все цветы, улыбки Вам!
Чтоб печали Вы не знали,
Даже легкой грусти тень,
Чтоб всегда глаза сияли,
И не только в этот день!
Спицына Любовь Ивановна, 07.03.21 в 08:51 1Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, присоединяюсь к высокой оценке Вашей разработки. Желаю во всех начинаниях удачи и успехов! Рада нашему недавнему онлайн знакомству и общению.
Фоминова Елена Владимировна, 07.03.21 в 21:16 2Ответить Пожаловаться
Любовь Ивановна, спасибо Вам большое. Я тоже рада, что нам удалось пообщаться онлайн. Поздравляю с праздником:
Пусть в жизни будет все как прежде:
Любовь, уверенность, надежда,
Движение к цели и удача,
А сердце — добрым и горячим!
Пусть обойдёт вас непогода,
И осень мчит пусть стороной,
И пусть любое время года
Для Вас всегда звучит весной!
Спицына Любовь Ивановна, 08.03.21 в 00:00 1Ответить Пожаловаться
С днем 8 Марта, Елена Владимировна!

Комментарий был удалён пользователем 25 окт 2021 в 10:26
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.