Технологическая карта внеурочного учебного интегрированного занятия «Кроссворд для эрудитов» (2–3 классы)
Технологическая карта внеурочного учебного интегрированного занятия
Организационная информация |
|
Тема занятия |
«Кроссворд для эрудитов» |
Предмет |
Русский язык, чтение, математика, окружающий мир, ИКТ |
Класс |
2 класс. Программа «Школа 2100» |
Автор занятия (ФИО, должность) |
Козлова Екатерина Ивановна, учитель начальных классов |
Методическая информация |
|
Тип занятия |
Итоговое игровое занятие ВУД «Умники и умницы». (45 минут) |
Цель занятия |
Формирование навыков информационной культуры, коммуникативных, информационно-поисковых, информационно-аналитических умений, развитие познавательной самостоятельности обучающихся. |
Решаемые учебные задачи:
|
Образовательные: 1. Формирование умения ориентироваться в поиске информации, применять имеющиеся знания и умения в нестандартной ситуации. 2. Повторение, уточнение и пополнение знаний по различным учебным дисциплинам. 3.Отработка умения работы на компьютере, со словарями, географическими картами и иными источниками информации Развивающие: 1. Развивать умение выделять главное, существенное, обогащать имеющиеся факты, логически излагать свои мысли. 2.Развивать навыки работы в области ИКТ. 3.Развивать логическое, абстрактное, образное, критическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. Воспитательные: 1. Воспитывать культуру труда, культуру речи, культуру общения, умение слушать других, аргументированно высказывать свою точку зрения. 2.Формировать любознательность, навыки дисциплинированности и усидчивости, волевую сферу. |
Методы |
Интерактивный, практический, поисковый. |
Методические приемы |
Анализ учебных задач, эвристическая беседа, частично-поисковая работа, работа в группах. |
Оборудование: |
Компьютеры по количеству команд – групп (4 шт.); учебный материал (презентации) на электронных носителях по количеству групп (4 шт.) и для учителя (1шт.); эмблемы команд (4 набора); подборка словарей, справочников, энциклопедий, выставка детских книг; «медали» участникам и победителям игры; карточки для записи ответов каждой команде (4 шт.); анкеты для самооценки деятельности группы на уроке и каждого обучающегося; четыре непрозрачных мешочка с объёмными геометрическими фигурами (куб, цилиндр, шар, конус). |
Технологии |
Технологии развивающегося обучения, технология критического мышления, мультимедийные технологии, игровые, здоровьесберегающие |
План урока |
1. Подготовка к началу занятия. 2. Организационный момент. 3. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся. 4. Актуализация знаний. 5. Физкультминутка. 5. Обобщение, уточнение, пополнение знаний, практическая работа в группах (разгадывание кроссвордов). 6. Подведение итогов игры. 7. Обсуждение и анализ детьми под руководством учителя процесса обучения в игре и в учебном году. 8. Рефлексия.
Проверка УУД Ответить на вопрос: «Чему я научился?» - я хорошо умею… - мне надо еще поработать…
|
Планируемые результаты
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
||
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
||
- формировать устойчивую учебно-познавательную мотивации учения; - устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. |
- принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей, учителя.
|
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации ; - использовать знаково-символические средства для решения задач; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов; - осуществлять анализ; - устанавливать причинно-следственные связи в заданном круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте - владеть рядом общих приёмов решения задач. |
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных задач, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у товарищей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; - ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы; - контролировать действия партнёра; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
|
- оценивать потребность в дополнительной информации; - определять возможные источники информации и способы ее поиска; - осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеке (классной), получать информацию при общении; - анализировать полученные сведения, выделяя существенные признаки, понимать представленную в прямой, косвенной форме, в неявном виде информацию, использовать её для построения умозаключений, для принятия решений; - наращивать свои знания по различным учебным дисциплинам, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях; - выполнение самостоятельных действий с техникой (компьютером) для приема и обработки информации; - формировать научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах. |
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк.-М.: Просвещение, 1967.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пос. для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. 3. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга1. Начальная школа. Дошкольное образование; под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011. 4.Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 1-4 классов.- СПб.: БХВ - Петербург, 2002.- 544с.:ил
Этапы занятия |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
1. Подготовка к началу занятия (накануне)
2. Орг. момент, актуализация знаний (4 мин) |
Подготовка консультантов (4 чел.) по количеству групп.
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Обозначает цели и задачи деятельности консультантов в период подготовки к занятию и в ходе его. Привлекает детей к деятельности по изготовлению раздаточного материала, презентации с физкультминуткой, к творческой работе по написанию собственных стихотворных строк о лете к заключительному моменту занятия (работа с одаренными детьми).
Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию. «Мир освещается солнцем, а человек — знанием». Начнем урок с этого высказывания (Презент.№0, слайд № 2). Прочитаем. Как можно назвать его? (Пословица, эпиграф к уроку…) Как вы понимаете это изречение? Тюркский поэт и мыслитель Юсуф Баласагуни написал даже поэму о значении знаний в жизни человека «Наука быть счастливым» (слайд № 3). Учитель читает выразительно: Запомни: знанья – это ширь морская, Которой нету ни конца, ни края. Мир знаний так глубок и многолик, Что лишь усидчивый познает весь их лик, И лишь упорный в них отыщет тропы знанья… Но познавать мир знаний – увлеченье! Лишь только знай: мир этот, как теченье: Кто изучил его – в морей мир выплывает! А кто за скалы зацепился – подсыхает. Велик мир знаний, словно ширь морская, Где берег – ум, а горизонт – без края. (Ю с у ф Б а л а с а г у н и, из поэмы «Наука быть счастливым»). Какие мысли средневекового поэта показались вам интересными, необычными? Какую мысль мы можем позаимствовать у этого мудреца в качестве цели урока? Откуда человек черпает знания? (Учитель дополняет.) «Знание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника» - утверждал средневековый философ Фома Аквинский (слайд № 4). Как вы понимаете слово «зазорно»? Где можно найти его толкование? |
Готовят по инструкции учителя раздаточный материал, участвуют в создании презентации с физкультминуткой, пишут собственные стихи в продолжение стихотворения «Приход лета» (Ян Бжехва).
Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм занятия.
Осмысливают роль знаний в жизни, важность предстоящей работы.
С упорством познавать мир знаний.
Учащиеся перечисляют источники информации. |
Личностные: создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса к учебной деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, создание благоприятного микроклимата Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3. Сообщение темы, цели и задач занятия; мотивация учебной деятельности (4 мин)
|
Обеспечение мотивации учения, принятие детьми цели занятия, планирование предстоящей деятельности под руководством учителя
|
Сегодня у нас необычный урок, урок-викторина, на котором, как правило, приходится проявить свои знания из разных наук, размышлять, добывать из разных источников, которые вы перечислили, информацию, недостающие знания, уточнять правильность своих мыслей. Это наша главная задача на этом уроке. Условно обозначим её так (вывешиваю на доску). (Слайд № 5.) - Задания викторины записаны на электронном диске для каждой команды свои. Ответы на вопросы надо будет записать в таблицу (бумажный вариант) в виде кроссворда. А о каком очень ценном источнике знаний мы сегодня не вспомнили? Затрудняетесь назвать? Вам поможет английский писатель Джордж Бернард Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи» (слайды № 6,№7). Да, дети, крайне важным, универсальным источником информации является познавательное общение друг с другом: чего не знает один, знает другой, происходит обмен информацией, обогащение знаниями. Поэтому-то мы на уроке и будем работать в группах (вывешивается на доске условный знак «Работа в группе»). (Слайд № 5.) Таким образом, наш план работы состоит из двух важных пунктов. Ребята, кто помнит, чем мы обычно заканчиваем работу на уроке? Да. И третий пункт плана - итог работы в группе с компьютером и с различной информацией (вывешиваю усл. обозн.). (Слайд №5). Вспомним основные правила работы в группе (слайд № 8). Каждый из вас имеет маршрутный лист, где по ходу работы предлагается отмечать свою успешность на каждом этапе. И тогда в конце игры вы сумеете дать самооценку своей деятельности. Желаю успехов! (Учитель осуществляет незначительный контроль и координацию работы групп и консультантов). |
Дети участвуют в планировании предстоящей деятельности, делятся на 4 группы, путем жребия определяются названия команд, прикрепляются нагрудные эмблемы команд, выбираются командиры, выдаются командам ноутбуки, диски, таблицы для ответов, предлагается подборка различных источников информации для каждой группы отдельно, распределяются по группам подготовленные заранее консультанты.
Дети всю работу выполняют в группах самостоятельно.
Дети во время занятия много двигаются: подходят к картам, встают и работают со справочниками, словарями, художественной литературой, достают из мешочков предметы и т.д. Работают с кроссвордом и маршрутным листом в бумажном варианте. 50 % времени на занятии дети находятся в движении, меняя позы и виды деятельности. Этим преследуется здоровьесберегающая цель.
Обучающиеся подписывают маршрутные листы (Приложение 1) |
Личностные: воспитание и тренировка волевой сферы. Регулятивные: целеполагание, планирование своей деятельности. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение, адекватно воспринимать предложения товарищей, учителя.
|
4. Физ. минутка (2 мин) |
Создать деловой, благоприятный психологически настрой на работу. |
Рабочий день позади (вторая половина дня), кто хорошо трудился, тот немного устал. И хотя нас ожидает интересное игровое занятие, но силы и концентрация внимания нам будут необходимы. Для вас консультанты приготовили физ. минутку, которая взбодрит нас. |
Консультанты демонстрируют презентацию и перед детьми сами выполняют соответствующие движения. |
Личностные: ответственность за общее дело. Коммуникативные: умение лидировать, повести за собой в решении учебных задач. |
4.Обобщение, уточнение, пополнение знаний, практическая работа в группах (разгадывание кроссворда). (25 мин)
|
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Работа по плану, координация своей деятельности в соответствии с ним. Умение выделять главное, существенное, обогащать имеющиеся факты, логически излагать свои мысли. Решать учебную задачу, действуя по плану и корректируя свои действия согласно поставленной цели.
|
Учитель заранее приготовил для каждой из групп презентацию с заданиями. Команда №1 «Эрудиты» . Презентация №1 с заданиями.1.Синоним к слову Родина. 2. Морфологическая шарада: «Корень тот же, что и в слове сказка, суффикс тот же, что и в слове извозчик, приставка та же, что и в слове расход». ( ……….). 3. Прочитайте текст: «Шла торговка мимо рынка. Спотыкнулась о корзинку и упала в яму – бух! Раздавила сорок мух!» К какому жанру относится это произведение? ( Басня, рассказ, небылица, пословица). 4. Какой знак пишется после приставок на согласный перед буквами е, ё, ю, я? 5. Отгадай название степного растения: «Кони сивы, длинногривы, скачут по степи, несутся, а по ветру гривы вьются. (……). 6. У шестиугольника написано 6 букв. Слово можно прочитать, двигаясь по часовой стрелке или против неё. Найди название млекопитающего животного. С О Ё К Л О 7. Назови горы, расположенные между Черным и Каспийским морями. (……). 8. Узнай по описанию. «Это самая длинноногая птица на свете. Неудивительно, что и шея у нее такая же длинная и красивая, как ноги. Чтобы сесть на гнездо, птица должна сначала упереться клювом в землю. Загнутый клюв позволяет находить в донном иле мелких животных и процеживать планктон. Свои гнезда птицы лепят из ила и после того, как высохнут, выстилают их перьями и сухими стеблями растений. Розовые птенцы терпеливо ждут, когда родители прилетят с кормом». 9. Определи время года, описанное Сергеем Есениным. «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна, словно белою косынкой подвязалася сосна. Понагнулась, как старушка, оперлася на клюку, а над самою макушкой долбит дятел на суку. 10. Выбери из данного списка величину: радость, настроение, масса, цвет. 11. Выберите из списка фамилию писателя, который пишет о детях: Сладков, Пришвин, Носов, Бианки, Чарушин. 12. Запиши слово с опорой на транскрипцию: [ н а ч’н о й’э]. 13. Какое слово надо вставить в предложение? Наша страна называется… .14. Определи на ощупь и назови объёмную геометрическую фигуру (в непрозрачном мешочке - конус). 15. Как называется то место («дом»), где живут свиньи? (Таблица с ответами в приложении 2). Команда №2 «Умники и умницы». Презентация № 2 1. Узнай по описанию: « Это самое большое животное на свете. Он может жить только в океане, поэтому ни в одном зоопарке мира этих животных нет. Они кормят своих детенышей молоком. Детеныши рождаются весом две-три тонны!» 2. Догадайтесь, о каком лекарственном растении идет речь: «Путник часто ранит ноги – вот и лекарь у дороги. (……….). 3. Определи, о каком времени года пишет Самуил Яковлевич Маршак. «Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле. На озерах треснул лед, будто раскололи. Облака бегут быстрей, небо стало выше. Зачирикал воробей веселей на крыше. Всё чернее с каждым днем стёжки и дорожки. И на вербах серебром светятся серёжки». 4. Запиши слово с опорой на транскрипцию: [т’о п л ы й’э]. 5. Выбери из данного списка величину: стоимость, цвет, овощи, настроение. 6. Назови реку в Азии, протекающую по Среднесибирскому плоскогорью и впадающую в море Лаптевых. 7. У шестиугольника написано 6 букв. Слово можно прочитать, двигаясь по часовой стрелке или против неё. Найдите название хищной птицы. С О Ё К Л О 8. Морфологическая шарада: «Корень тот же, что и в слове преподносить, суффикс и окончание ищи в слове терпеливый, приставку – в слове выписать. ( ……….). 9. Какое слово необходимо вставить в предложение? Столица нашей страны – город …… . 10. Прочитайте: «Азбука – к мудрости ступенька. Не торопись отвечать, торопись думать». К какому жанру относятся эти высказывания? (Басня, рассказ, небылицы, пословицы). 11. Назовите синоним к имени существительному битва. 12. Как называется то место («дом»), где живут лошади? (…….). 13. Определи на ощупь и назови объёмную геометрическую фигуру (в непрозрачном мешочке - цилиндр). 14. Какой знак пишется в корне слова после букв согласных перед буквами е, ё, ю, я, и ? 15. Выберите из списка фамилию писателя, который пишет о природе: Драгунский, Голявкин, Носов, Бианки, Волков. (Таблица с ответами в приложении 3). Команда №3 «Знатоки». Презентация №3. 1. Что в данном перечне нельзя назвать величиной? (Масса, объём, цвет, длина). 2. Определи на ощупь и назови объёмную геометрическую фигуру (в непрозрачном мешочке - шар). 3. Узнай по описанию: «Оперенье у этих птиц нарядное, особенно у самцов. Клюв удивительный – очень крепкий, толстый, сжатый с боков. Кончик верхней части клюва загнут крючком вниз, а нижняя, более сильная часть клюва загнута вверх. Вот и получается клюв в виде креста. Он позволяет птице легко и быстро вылущивать из сосновых и еловых шишек семена. Удивляет и то, что птенцов эти птицы выводят зимой, в самые трескучие январские морозы». (Картинка – подсказка). 4. Какой знак пишется после приставок на согласный перед буквами е, ё, ю, я? 5. Назовите синоним к слову пламя. 6. Как называют то здание, где живёт корова? 7. У шестиугольника написано 6 букв. Слово можно прочитать, двигаясь по часовой стрелке или против неё. Найдите название витаминного напитка. С О Ё К Л О 8. Морфологическая шарада: «Суффиксы взяты из слова значительный, корень из слова переполненный, приставка и окончание – из слова исключительный». ( …………..). 9. Определи время года, описанное Василием Фетисовым: «Ночью ветер волком выл и по крыше палкой бил. Утром глянули в окно, там – волшебное кино: раскатала белый холст, набросала светлых звёзд и папахи на дома нахлобучила … (она). 10. Запиши слово с опорой на транскрипцию: [ щ’а с’т’й’э]. 11. Какое слово необходимо вставить в предложение? Ближайшая к нам звезда - …… .12. Прочитайте текст: «Курочка бычка родила, поросёночек яичко снёс…Овечка расквохталась, кобылка раскудахталась…». К какому жанру относится это произведение? (Басня, рассказ, небылица, пословица). 13. Из данного списка выбери фамилию великого русского поэта: Чарушин, Бианки, Акимушкин, Есенин, Сладков. 14. Прочитай текст и определи, от чьего имени ведётся повествование. «Расту червяком, питаюсь листком, потом засыпаю, себя обмотаю, не ем, не гляжу, неподвижно лежу. Но с новой весной я вдруг оживаю, свой дом покидаю, как птичка порхаю». 15. Назови остров, расположенный на востоке нашей Родины в Тихом океане, севернее Японских островов. ( …….). (Таблица с ответами в приложении 4). Команда №4 «Любознательные». Презентация №4 1. Назовите полуостров на дальневосточном рубеже России, который разделяет воды Охотского и Берингова морей. 2. Из данного списка выбери фамилию автора сказки «Конек-Горбунок»: Пушкин, Ершов, Маршак, Михалков, Есенин. 3. У шестиугольника написано 6 букв. Слово можно прочитать, двигаясь по часовой стрелке или против неё. Найди имя существительное - название экосистемы.
С О Е К Л О 4. Морфологическая шарада: «Корень тот же, что и в слове подлежащее, суффикс тот же, что и в словах железный и старость, приставки те же, что и в словах приезд и надстройка. ( …………..). 5. Запишите слово с опорой на транскрипцию: [ д’и р’э в’й’а ]. 6. Определи время года, описанное Василием Григорьевичем Алфёровым: «Шумит на речке ледоход, в саду хлопочет садовод. Забавно чибисы кричат, ворона кормит воронят. Резвится теплый ветерок, проснулся первый мотылёк». 7. Узнай по описанию. «Хотя эти птицы – нерадивые родители, нашим лесам они приносят большую пользу: ведь они уничтожают мохнатых гусениц, которых другие пернатые не трогают. А мохнатые гусеницы очень опасные враги леса – они поедают листья, стебли и почки растений, и лес может засохнуть». Вы узнали эту удивительную птицу - защитницу леса? 8. Назови синоним к слову стужа. 9. Назови отгадку: «Русская красавица стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане. Стоит в нарядной одёжке, свесив серёжки». 10. Какое слово надо вставить в предложение? На дороге об опасности предупреждает … сигнал светофора. 11. Что в данном перечне нельзя назвать величиной: длину, объём, массу, вкус, стоимость? 12. Как называется «дом» для собаки? ( …… ). 13. Какой знак пишется в корне слова после букв согласных перед буквами е, ё, ю, я, и ? 14. Определи на ощупь и назови объёмную геометрическую фигуру (в непрозрачном мешочке - куб). 5. Прочитай. «Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Умение всегда найдет применение». К какому жанру относятся эти высказывания? (Рассказ, небылицы, пословицы, басни). (Таблица с ответами в приложении 5). |
Обучающиеся в группах получают ноутбуки, диск с заданиями, которые переносят на рабочий стол, знакомятся с содержанием, обсуждают в группе предстоящие действия, распределяют функции между членами команды. Информацию для разгадывания кроссвордов, закодированную разными способами, обучающиеся добывают сами из разных источников, которыми обеспечена каждая группа (пригодятся знания, умения и смекалка, надо догадаться, какую информацию из какого источника получить быстрее и она будет достоверной). Команда по необходимости может воспользоваться подсказками, в том числе и консультантов.
|
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, умение слышать и слушать; допускать возможность существования у товарищей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации ; использовать знаково-символические средства для решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов; осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи в заданном круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; владеть рядом общих приёмов решения задач. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей, учителя. Личностные: проявлять эмоционально-нравственную отзывчивость, желание быть полезным коллективу, формирование любознательности, смекалки, находчивости; формировать устойчивую учебно-познавательную мотивации учения; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания.
|
6. Подведение итогов игры. (4 мин)
7. Обсуждение и анализ детьми под руководством учителя процесса обучения в игре и в учебном году. (5 мин) |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников.
Умение выделять главное, существенное, обогащать имеющиеся факты, логически излагать свои мысли. Актуализация новых знаний, нацеливание на усвоение их в новом учебном году. Развитие фантазии и творческих способностей. Работа с одаренными детьми.
|
Каждой группе демонстрируется таблица с правильными ответами на задания викторины и предлагается проверить себя. Итак, давайте подведем итог. Какова была цель нашего занятия. Скажите, с помощью каких заданий мы достигли цель нашего занятия. Ребята, сегодня у нас с вами был необычное занятие. Как вы считаете, все ли каждому из вас удалось выполнить? Обратимся снова к маршрутному листу (приложение 1), каждый проанализирует результат и на обратной стороне напишет вывод. Если не все удалось то, какие трудности возникли при выполнении заданий? Молодцы! Прочитаем еще раз все вместе дружным хором ключевое слово по вертикали. Какие мысли навевает на вас оно? Кто желает поделиться своими мыслями? Что бы вы хотели улучшить в жизни нашего коллектива третьеклассников? Что бы каждый из вас, повзрослев на целый год, изменил в своей жизни? Кто из вас хотел, чтобы таких занятий, как сегодня, в следующем году было больше? Что показалось наиболее интересным? К каким источникам информации вы обращались чаще? Какие трудности встретились, как вы их преодолевали? Над чем вам хотелось бы поработать еще для лучшего усвоения? А сейчас проанализируем, кто наиболее умело использовал различные источники информации, а групповая работа была дружной и успешной. (Возвращаю внимание детей на пункты составленного в начале урока картинного плана и на «Правила работы в парах», слайды № 5, № 8.) Назовем победителей, наградим команды. Сегодня победителями стали… (Анализ согласно критериям; приложение 6). Ребята, вы уходите на летние каникулы. Я желаю вам хорошо отдохнуть, набраться сил физически, но не забывать и о пополнении багажа знаний, поверив мудрому Юсуфу Баласагуни, что даже в далёкое средневековье знания приносили людям счастье, а в наш технический век – тем более! Развивайте свою фантазию и воображение, которые в сочетании со знаниями и науками рождают чудеса, двигают прогресс. Релаксация «Минута прекрасного настроения». Приход лета (Слайды № 9 -17). Откуда приходит лето? Кто-нибудь знает это? Крот глянул из норки боязно: "Наверно, приедет поездом." Ёж фыркнул: "Читайте в чате — прикатит на самокате!" Змей шикнул: "Лето приедет на старом велосипеде!" Дрозд свистнул: "Ну, вы даёте! Лето летит в самолёте!" Сорока трещит: "В этот раз с него не спускайте глаз. Я в прошлом году в мае видела лето в трамвае". «Неправда! Все мы привыкли к лету на мотоцикле». «Я видел, его возили в белом автомобиле». «Неправда! Оно в карете!» « В карете?.. Ну что тут ответить!» «Скажу, кому непонятно: у лета на море яхта!» А лето пришло пешком, кружило в лугах босиком. И всех удивляло это. Здравствуй, Лето! (Ян Бжехва, пер. А. Самсонов). Консультанты для вас приготовили сюрприз: они попытались продолжить эти стихи строчками собственного сочинения. |
Самопроверка в группах. Обучающиеся в группах проверяют свою работу. Ответы детей. Консультанты помогают учителю. Обучающиеся действуют, выражая собственное мнение.
Обучающиеся отвечают на вопрос.
Третьеклассники!
Ребята читают выразительно.
Дети читают свои стихи.
|
Личностные: способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом; самоорганизация, готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств ИКТ (компьютера); ориентация на приобретение новых знаний из разных областей науки и искусства, культуры своего народа. Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. Регулятивные: Оценка и осознание уровня и качества усвоения; контроль и самоконтроль; выделяют и осознают то, что уже усвоено, осознают качество и уровень усвоения знаний, умений Коммуникативные: умение выражать мысли, слушать, вести диалог, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее. |
8. Рефлексия (1мин) |
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
|
У вас на рабочем столе есть папка со смайликами. Каждая группа выберете ту картинку, которая, как вы считаете, отражает ваше отношение к занятию, ваше эмоциональное состояние (надо посоветоваться). Занятие окончено. С вами было приятно и интересно сотрудничать. Спасибо! |
Обучающиеся делают выбор, картинка с каждого компьютера выводится на доску через проектор и демонстрируется, кратко комментируется детьми. |
Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли; договариваться, сообща делать выводы, умозаключения. Познавательные: рефлексия, познание себя. Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения знаний, умений.
|
Приложение 1
(Обратная сторона маршрутного листа)
Самооценка (по маршрутному листу)
Ответь на вопрос:
«Что я узнал о себе?»
- Я хорошо умею (перечислить): __________________________________________________
_______________________________________________________________________________
- Мне надо еще поработать______________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Маршрутный лист Команда № _____ Ф.И. __________________________________________
№ задания |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 |
№10 |
№11 |
№12 |
№13 |
№14 |
№15 |
Результативность моей работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Таблица с ответами. Команда №1 «Эрудиты» .
|
|
|
|
1 |
о |
т |
е |
ч |
е |
с |
т |
в |
о |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
р |
а |
с |
с |
к |
а |
з |
ч |
и |
к |
|
|
|
|
3 |
н |
е |
б |
ы |
л |
и |
ц |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
т |
в |
ё |
р |
д |
ы |
й |
|
|
|
5 |
к |
о |
в |
ы |
л |
ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
о |
с |
е |
л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
К |
а |
в |
к |
а |
з |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
ф |
л |
а |
м |
и |
н |
г |
о |
|
|
|
|
|
9 |
з |
и |
м |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
м |
а |
с |
с |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Н |
о |
с |
о |
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
н |
о |
ч |
н |
о |
е |
|
|
|
|
|
13 |
Р |
о |
с |
с |
и |
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
к |
о |
н |
у |
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
с |
в |
и |
н |
а |
р |
н |
и |
к |
|
|
|
Приложение 3
Таблица с ответами. Команда №2 «Умники и умницы»
|
|
|
|
|
|
1 |
к |
и |
т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
п |
о |
д |
о |
р |
о |
ж |
н |
и |
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
в |
е |
с |
н |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
т |
ё |
п |
л |
ы |
е |
|
|
5 |
с |
т |
о |
и |
м |
о |
с |
т |
ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Л |
е |
н |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
с |
о |
к |
о |
л |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
в |
ы |
н |
о |
с |
л |
и |
в |
ы |
й |
|
|
|
|
|
|
9 |
М |
о |
с |
к |
в |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
п |
о |
с |
л |
о |
в |
и |
ц |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
с |
р |
а |
ж |
е |
н |
и |
е |
|
|
|
|
|
|
12 |
к |
о |
н |
ю |
ш |
н |
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
ц |
и |
л |
и |
н |
д |
р |
|
|
|
|
|
|
|
14 |
м |
я |
г |
к |
и |
й |
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
Б |
и |
а |
н |
к |
и |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
Таблица с ответами. Команда №3. «Знатоки»
|
|
1 |
Ц |
В |
Е |
Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Ш |
А |
Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
К |
Л |
Е |
С |
Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Т |
В |
Е |
Р |
Д |
Ы |
Й |
|
|
|
|
5 |
О |
Г |
О |
Н |
Ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Х |
Л |
Е |
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
С |
О |
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
И |
С |
П |
О |
Л |
Н |
И |
Т |
Е |
Л |
Ь |
Н |
Ы |
Й |
|
|
9 |
З |
И |
М |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
С |
Ч |
А |
С |
Т |
Ь |
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
С |
О |
Л |
Н |
Ц |
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Н |
Е |
Б |
Ы |
Л |
И |
Ц |
А |
|
|
|
13 |
Е |
С |
Е |
Н |
И |
Н |
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Б |
А |
Б |
О |
Ч |
К |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
С |
А |
Х |
А |
Л |
И |
Н |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 5
Таблица с ответами. Команда №4. «Любознательные»
|
|
|
|
|
|
|
1 |
К |
А |
М |
Ч |
А |
Т |
К |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Е |
Р |
Ш |
О |
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Л |
Е |
С |
|
|
|
4 |
П |
Р |
И |
Н |
А |
Д |
Л |
Е |
Ж |
Н |
О |
С |
Т |
Ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Д |
Е |
Р |
Е |
В |
Ь |
Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
В |
Е |
С |
Н |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
К |
У |
К |
У |
Ш |
К |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Х |
О |
Л |
О |
Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Б |
Е |
Р |
Ё |
З |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
К |
Р |
А |
С |
Н |
Ы |
Й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
В |
К |
У |
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
К |
О |
Н |
У |
Р |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
М |
Я |
Г |
К |
И |
Й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
К |
У |
Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
П |
О |
С |
Л |
О |
В |
И |
Ц |
Ы |
|
|
Приложение 6
Оценивание работы групп, для выявления победителей
№ группы, название |
Каждое правильно вписанное слово в кроссворд -1 б.; мах – 15 баллов |
Практическая работа с компьютером; мах – 5 баллов |
Микроклимат в группе; мах – 5 баллов |
Всего баллов |
№1. «Эрудиты» . |
|
|
|
|
№2. «Умники и умницы» |
|
|
|
|
№3. «Знатоки» |
|
|
|
|
№4.«Любознательные» |
|
|
|
|