12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ситникова Ольга Петровна306
Люблю свою профессию, люблю своих студентов. Мне нравится писать сценарии для открытых классных и внеклассных мероприятий.
Россия, Пензенская обл., Пенза

Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку сценария «Юбилей автора»


 

Сценарий открытого занятия

(в форме интегрированной игры).

Литературный суд (по произведению

И.С. Тургенева «Отцы и дети»), посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Автор: Ситникова Ольга Петровна, преподаватель литературы ГБПОУ "Пензенский колледж искусств"

Цель: отметить юбилей И.С. Тургенева, повторить пройденный материал.

Задачи: способствовать закреплению литературного материала, формировать через литературное произведение способность к самостоятельному мышлению, навыков общения в процессе овладения знаниями через игровую ситуацию; стимулировать творческую активность учащихся.


 

Оформление: в зале в центре стоит стол для судьи и секретаря, с правой стороны – стол для прокурора и адвоката, слева – стол для обвиняемого. На столе судьи находится ноутбук, на котором демонстрируются фрагменты фильмов, представленные обвинением. В стороне стоят кафедра, стулья для свидетелей со стороны обвинения и защиты, с другой стороны находятся присяжные заседатели (все остальные студенты группы).

Оборудование: ноутбук, мантия для судьи, судейский молоток.

Действующие лица: 

Е. Базаров

Судья

Прокурор

Адвокат

Свидетели со стороны обвинения:

П.П.Кирсанов

А.Кирсанов

А.С.Одинцова

Свидетели со стороны защиты:

Федосья Николаевна.

Виктор Ситников

Секретарь

Остальные студенты – присяжные заседатели

Х о д  м е р о п р и я т и я

Организационный момент

Вступительное слово учителя. 9 ноября – 200-летняя годовщина со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Данная дата признана одной из самых значимых в календаре России на 2018 год, поэтому сегодня мы с вами станем участниками интегрированной игры «Литературный суд» над героем произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгением Базаровым.

Литературный суд.

Секретарь: Дамы и господа! Сегодня мы собрались на открытое заседание суда. Прошу всех встать. Суд идет.

Звучит торжественная музыка в зал входят Судья, Прокурор и Адвокат.

Судья: Прошу садиться. (После того, как все сели) Сегодня слушается дело по обвинению Базарова Евгения Васильевича в нигилизме ( обращаясь к секретарю): Все ли участники процесса, вызванные для рассмотрения этого дела, явились?

Секретарь: Все лица, вызванные для участия в судебном разбирательстве, явились.

Судья Обвинение по данному делу поддерживает Прокурор. Защиту по данному делу поддерживает Адвокат. Начинаем судебное следствие. Слово предоставляется обвинителю - Прокурору.

Прокурор: Евгений Васильевич Базаров, представитель молодого поколения, медик, самоуверенный до дерзости, проникнутый самыми дикими понятиями. Он обвиняется в том, что в своих суждениях плохо отзывается об аристократии; отвергает религию, искусство, любовь, насаждает свои взгляды другим людям.

Судья: Адвокат, согласны ли вы с предъявленным обвинением?

Адвокат: С предъявленным обвинением мой подзащитный согласен частично.

Судья: Спасибо. Для допроса по предъявленному обвинению приглашается Базаров Евгений Васильевич. (Поднимается Базаров и становится за кафедру) Вы должны говорить правду. Согласны ли Вы давать показания?

Базаров: Я согласен давать показания.

Судья: Подтверждаете ли Вы, что являетесь нигилистом?

Базаров: Подтверждаю.

Прокурор: Ваша честь, разрешите допросить Базарова?

Судья: Разрешаю.

Прокурор: Разъясните, пожалуйста, суду, кто такие нигилисты.

Базаров: В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем. Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта. Да, поди, побробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!  Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои. Природа не храм, а матерская, и человек в ней работник.

Прокурор: Но ведь вы не будете отрицать, что с латинского nihil, ничего, следовательно, это слово означает человека, который ничего не признаёт  и ничего не уважает?

Базаров:  Нигилист – это человек, который относится с критической точки зрения. Вот и всё.

Адвокат: Давайте уточним. Цель нигилизма – критика, а не разрушение.

Базаров:  Совершенно верно.

Судья: Если у вас больше нечего добавить – прошу садиться.

Прокурор: Ваша честь, позвольте перейти к допросу потерпевших?

Судья: Вызывается Кирсанов Павел Петрович. (Поднимается П.П. Кирсанов и становится за кафедру)

Прокурор: П.П., как вы познакомились с подсудимым?

П.П.К.: Этого человека пригласил к нам мой племянник – Аркадий.

Прокурор: Что вы можете сказать о Базарове?

П.П.К.: Я сразу отметил его неряшливый вид при нашей первой встрече, и даже руку ему не подал. О том, что представляет собой господин Б. можно судить по записи нашего с ним разговора.

Прокурор: Господин судья, разрешите представить суду запись разговора с Е.Б. Этот развовор свидетельствует, что о личности обвиняемого.

Судья: Секретарь, включите, пожалуйста, запись.

Включается запись разговора Е.Б. с П.П.(демонстрируется фрагмент фильма «Отцы и дети» (сцена разговорова Базаров и Кирсановых - 4. 37мин.)

https://www.youtube.com/watch ?v=w5JConQmiVc

 

Судья: Суд примет во внимание эту запись. Свидетель, у вас все?

 

П.П.К.: Нет. Хочу отметить, что в дальнейшем я только утвердился в своем мнении, и когда увидел, что он пытается поцеловать женщину помимо ее воли, имя ее я не хочу называть, вызвал Б. на дуэль.

Адвокат: Прошу заметить, что данная дуэль не входит в перечень обвинений господина Б. Обращаю внимание присяжных заседателей на тот факт, что П.П. так ненавидел моего подзащитного, что даже отказался от медицинской помощи во время приступа. Он промучился до утра, но не прибёг к искусству господина  Б. В связи с этим,  позвольте задать вопрос свидетелю. П.П., а почему вы не обратились за медицинской помощью к Б.?

П.П.К.: Мне помнится, что господин  Б.сам говорил, что не верит в медицину.

Адвокат: Что случилось на дуэли?

П.П.К.: Я выстрелил и промахнулся. Господин Б., напротив, попал в меня с первого раза.

Адвокат: И что же сделал мой подзащитный?

П.П.К.: Он отказался от 2 выстрела и оказал мне первую помощь.

Адвокат: Господин судья, я обращаю ваше внимание на благородство поступка Б.

Прокурор: Прошу обратить внимание, что обвиняемый сам и спровоцировал эту дуэль.

Судья:  Отложите свои высказывания до прений.

Прокурор: К этому свидетелю вопросов больше не имею.

Судья: Спасибо. Для допроса по предъявленному обвинению приглашается потерпевший – Аркадий Николаевич Кирсанов. Всё верно? (Поднимается А.К. и становится за кафедру).

Аркадий: Всё так, ваша честь.

Прокурор: Господин Кирсанов,  расскажите о ваших взаимоотношениях с подсудимым.

Аркадий: Я познакомился с Е.Б. во время учёбы в университете. Сначала он мне показался человеком знающим, уверенным, идущим  в ногу со временем. Мне стало казаться, что нигилизм – это новое дыхание времени, что только он способен изменить мир к лучшему.

Прокурор: Таким образом, можно ли сказать, что вы попали под влияние подсудимого?

Адвокат: Заявляю протест, так как прокурор задаёт наводящие вопросы.

Судья: Протест принимается. Переформулируйте вопрос.

Прокурор: Итак, вы находились в зависимости от идей нигилизма. Что же повлияло на изменение ваших взглядов?

Аркадий: Мы приехали к нам в имение. Всё было хорошо. Однако первым толчком стал спор между Евгением и моим дядюшкой – Павлом Кирсановым.

Судья: О споре мы уже допросили свидетеля. Продолжайте.

Аркадий: А еще раньше Базаров сказал мне: "Я видел, он (Николай Петрович) читал Пушкина.. . Скажи ему, чтобы он бросил эту ерунду". Мне это не понравилось, но под влиянием Е.Б. я пытался даже отобрать у отца его любимый томик Пушкина, заменить его немецкой брошюрой, но потом понял, что нельзя навязывать свои вкусы другим! Окончательным поводом к разрыву послужило мое желание жениться на Екатерине Сергеевне. Вероятно, поэтому Евгений решил порвать со мной взаимоотношения. О чем я сожалею.

Прокурор: Господин судья, разрешите представить суду запись разговора с Е.Б. Этот развовор свидетельствует, что отрицание семейных ценностей повлияли на взаимоотношение друзей.

Судья: Секретарь, включите, пожалуйста, запись.

Включается запись разговора Е.Б. с А.К. .(демонстрируется фрагмент фильма «Отцы и дети»- сцена прощания Е.Б. с А.К. -5.03мин.).

https://www.youtube.com/watch ?v=SJ-BF7UnKjw

Судья: Суд примет во внимание эту запись.

Прокурор: Позвольте вызвать свидетеля обвинения Одинцову Анну Сергеевну.

Судья: Для дачи показаний вызывается свидетель обвинения Одинцова Анна Сергеевна(Поднимается Одинцова и становится за кафедру).

Прокурор: Какие отношения связывают вас с Е.В.Б.?

Анна: Одно время мне казалось, что нас связывает нечто большее, чем простое знакомство или дружба. Но, видимо, я ошиблась.

Прокурор: Анна Сергеевна, если не ошибаюсь, Вы утверждали, что сами похожи на Базарова?

Анна: Да, я теперь понимаю, почему мы сошлись с Базаровым: ведь и он такой же, как я. А Базаров считал меня спокойным, изнеженным, избалованным существом. Он просто не верил мне, моим словам.

Судья: Считаете ли Вы Базарова виновным?

Анна: Нет, не считаю! Я горжусь тем, что могу назвать его своим другом……Позвольте мне предоставить суду запись нашего разговора с Е.Б., из которого видно, что я невольно стала причиной того, что он изменил своим принципам, стал мучиться из-за меня.

Судья: Секретарь, включите, пожалуйста, запись.

Включается запись разговора Е.Б. с А.С. .(демонстрируется фрагмент фильма «Отцы и дети» - сцена объяснения в любви Б. – 1.54 мин.)

Судья: Суд примет во внимание эту запись. Свидетель, у вас все? Спасибо!

Опрошены все свидетели обвинения. В зал приглашается свидетель защиты Федосья Николаевна. (Поднимается Федосья и становится за кафедру). Адвокат, прошу вас, задавайте вопросы.

Адвокат: Ф.Н., расскажите, как относился к вам мой подзащитный?

Ф.Н. Господин Б.был очень добр ко мне. Когда мне или Мите нездоровилось, он помогал нам как врач.

Адвокат: Что же ещё вы можете рассказать о моём подзащитном?

Ф.Н. Он был добр к простым людям. Больше мне нечего сказать.

Прокурор: Свидетель, что говорил господин Б.о семье Кирсановых?

Ф.Н. Мне больше ничего неизвестно.

Адвокат: Прошу обратить внимание присяжных заседателей, что мой подзащитный не был таким уж циником, как его представляет обвинение. От чистого сердца помогал простым людям.

Судья: Суд примет это во внимание. Приглашается свидетель Виктор Ситников.

Адвокат: Господин Ситников, как вы относитесь к мировоззрению моего подзащитного?

Ситников: Я – его ученик. Я ему обязан моим перерождением. Поверите ли, что, когда при мне Е.В. в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг!

Адвокат: Придерживаетесь ли вы подобных взглядов в настоящее время?

Ситников: Да, безусловно.

Судья: Есть ли вопросы у прокурора? (Все говорят отрицательно). Заслушаны все свидетели. Приступаем к прениям. Слово для обвинения предоставляется прокурору.

Прокурор: Ваша честь, уважаемые присяжные заседатели. Перед нами человек, который обвиняется в разрушительном воздействии крамольных идей на души молодых людей нашего времени. Что нам предлагает подсудимый? Разрушение и отрицание! Созидать и создавать он не желает, да и, скорее всего, не умеет. Мы должны помнить, что наш мир не совершенен, но отрицание «старого мира» не подразумевает его полное разрушение, а ведь именно к этому стремится господин Б. Он, влюблённый в своё дело учёный-испытатель, представляет природу как «скопище отчуждённых и мёртвых предметов». Лживость господина Б., его бесцельность, карикатурность, его неумение уважать мнение других людей, его нежелание любить и быть любимым – вот основные качества подсудимого! Пустота и безобразие – вот что стоит за господином Б.  Я надеюсь, что господа присяжные заседатели вынесут верное решение о виновности подсудимого. У меня всё. Спасибо за внимание.

Судья: Слово предоставляется Адвокату.

Адвокат: Ваша честь, уважаемые присяжные заседатели. Мой подзащитный молод. Кто из нас не совершал ошибки молодости? Да, его взгляды на жизнь расходятся с общепринятыми, но это его точка зрения. Заставлял ли кого-нибудь господин Б. придерживаться его образа жизни? Принуждал ли насильно? Ответ однозначный – нет. Но разве у его «учеников» нет собственного мнения? Они не могут мыслить самостоятельно? И господин А.Кирсанов, и господин Ситников добровольно восприняли взгляды моего подзащитного. Прошу обратить внимание и на тот факт, что господин Б.добр, мягок с простыми людьми. Прежде чем вынести обвинительный вердикт, подумайте, а только ли мой подзащитный виновен? Почему А.Кирсанов на словах всегда соглашается с Б., хотя в душе этого согласия не имел? Почему госпожа Одинцова не обвиняется в неумении любить, а моему подзащитному ставят это в вину? Я надеюсь, что присяжные примут верное решение и оправдают господина Базарова.

Судья: Заключительное слово предоставляется Базарову.

Базаров: Мой дед землю пахал, я сын лекаря, прошел суровую школу, потом учился в университете на гроши, увлекался разными науками, хорошо знал ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказываю в медицинской помощи людям. Но я, как и многие другие молодые люди, имею право на свое мнение. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен и - баста. Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете. Нужны ли нигилисты или нет – не вам решать. Ведь и вы считаете себя не бесполезными. Да, я не всегда был прав, и в этом признаюсь, я отрицал любовь, а сам влюбился, как мальчишка. Но это жизнь, я признаю это. И в этом моя сила. До тех пор, пока существует молодость, будут те, кто меня поддержит!!!

Судья: Мы выслушали мнение защиты и обвинения. Виновен или не виновен господин Б. должны решить присяжные заседатели. Прошу присяжных заседателей встать, а председателя зачитать вердикт. На основании вердикта присяжных я вынесу обвинительный или оправдательный приговор.

Присяжные заседатели: Не виновен!!!

Судья: Не виновен!

Звучат фанфары!!!

 

Использованные материалы:

Белова Дарья. Урок-суд по литературе в 10 «А» классе по теме: «Победитель или проигравший? (по роману «Отцы и дети»).

https://www.metod-kopilka.ru/integrirovannaya_igra_literatura-pravo_quotsud_nad_bazarovymquot-42699.htm

Дата проведения: 27 ноября 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Кучумова Ирина Викторовна, 28.10.18 в 12:08 3Ответить Пожаловаться
Урок способствует привитию интереса к предмету литература, очень интересный, творческий. Спасибо!
Ситникова Ольга Петровна, 28.10.18 в 14:46 2Ответить Пожаловаться
Ирина Викторовна! Большое спасибо вам за отзыв!
Сафонова Елена Валерьевна, 18.12.18 в 10:06 1Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой!
Ситникова Ольга Петровна, 22.12.18 в 18:03 0Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам за поздравление!
Горбачёва Марина Юрьевна, 18.12.18 в 18:33 0Ответить Пожаловаться
Интересный урок! С победой вас!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.