Интеллектуальная игра «Русское народное творчество»
Бюджетное общеобразовательное учреждение Орловской области
«Созвездие Орла»
Интеллектуальная игра
«Русское народное творчество»
Воспитатель структурного подразделения
Степаненко Н.В.
2020г
Цель: приобщение обучающихся к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о промыслах русского народа.
Задачи:
выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;
приобщать детей к русскому фольклору;
воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Форма мероприятия: викторина
Участники игры: обучающиеся 5-11классов
Длительность мероприятия: 45-60 минут
Оборудование и материалы: игровое поле, нарисованное на ватмане; игровой кубик с цифрами от 1 до 6 на гранях; фишки разного цвета по количеству команд.
Правила игры:
Участвуют две команды. Деление на команды происходит путем жеребьевки – участники вытягивают листы с надписями: загадки, частушки. Каждая команда выбирает капитана. Очередность хода тоже разыгрывается – капитаны подсчитывают количество карманов на одежде участников своей команды. Право первого хода и выбор цвета фишки предоставляется команде с наибольшим числом карманов. Капитаны команд по очереди бросают кубик и передвигают фишки, согласно выпавшей цифры на кубике и отвечают на вопрос ведущего. Передвигаться вперед команда может только в случае правильного ответа на вопрос. Если ответ неправильный, команда остается на своем месте. Выигрывает команда, которая быстрее дойдет до финиша. Буквы на игровом поле расположены в произвольном порядке. Каждой букве соответствуют вопросы. Также, есть клетки:
Ъ+0 – пропуск хода
Ы-0– пропуск хода
Ц-1-переход на 1 клетку назад
Я-2- переход на 2 клетки назад
Ё-3- переход на 3 клетки назад
Ь+1- переход на 1 клетку вперед
Щ+2- переход на 2 клетки вперед
Й+3- переход на 3 клетки вперед
Игра начинается.
Ход мероприятия:
Ведущий:
Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы с вами собрались на игре – викторине, где вы будете соревноваться в знаниях русского народного творчества и народных промыслов России. И так, начинаем!Вопросы
Буква А:
1. Назовите виды народной росписи. (Городецкая, жестовская,
дымковская, хохломская, филимоновская, гжельская.)
2. Как называется
инструмент, используемый
для вышивания? (Пяльцы.)
Буква Б:
1. Как называются тончайшие узорные платки, связанные из
белого пуха? (Оренбургские платки – паутинки.)
2. Как называются крупные деревянные палочки с выемками
для намотки нитей, перебрасывая которые мастерица создаёт
кружевной узор?
(Коклюшки.)
Буква В:
1. Верхний слой коры берёзы, наружная её часть. (Береста)
2. Ажурный орнамент, получаемый техникой переплетения нитей без тканной основы. (Кружева).
Буква Г:
1. Ящик на коленях пляшет –
То поёт, то горько плачет.
То толстеет, то худеет,
На весь дом голосит.
(Гармонь)
2. Сам пустой,
Голос густой,
Дробь отбивает,
Шагать помогает.
( Барабан)
Буква Д:
1.Назовите виды сказок? (волшебные, бытовые, о животных)
2. Отгадайте название сказки. Нет ни речки, ни пруда, Где воды напиться, Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Буква Е:
1. Отгадайте название сказки. Красна девица грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко, Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)
2. Продолжи пословицу: Не спеши языком (Спеши делом)
Буква Ж:
1. Какое озеро упоминается в былине «Садко?» (Ильмень)
2. Что сделал Садко в благодарность Миколе Можайскому за спасение из подводного царства? (Построил церковь)
Буква З:
1. Кто является автором фольклорных произведений? (народ)
2. Назовите самый главный момент в процессе изготовления гончарного
изделия.(Обжиг)
Буква И:
1. Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица)
2. Отгадайте название сказки. Кто-то за кого-то ухватился цепко, Ох, никак не вытянуть, ох, Засела крепко. Но ещё помощники скоро прибегут. Победит упрямицу дружный общий. (Репка)
Буква К:
1. Тканная, нарядная полоска – окантовка для отделки сарафана.
(Тесьма)
2. Как называется широко распространённая техника
декоративно – прикладного искусства,
когда разноцветные кусочки бумаги,
ткани, кожи, меха, соломки нашивают
или наклеивают на материал другого
цвета или выделки? (Аппликация.)
Буква Л:
1. Кто является автором фольклорных произведений? (народ)
2. Какое дерево чаще других используется резчиками по дереву? (Липа)
Буква М:
1. Лапти, сплетённые из пеньковой верёвки.(Чуни)
2. Плетёная обувь из лыка.(Лапти)
Буква Н:
1.Спеть частушку
2.Спеть частушку
Буква О:
1.Вспомнить и рассказать скороговорку
2. Вспомнить и рассказать скороговорку
Буква П:
1. Назовите виды народной росписи? (Городецкая, жостовская, дымковская, хохломская, гжельская.)
2. При какой царице на Руси распространилась мода на разноцветные стеклянные пуговицы? (При Екатерине II.)
Буква Р:
1. Из чего делают жостовские подносы? (железо)
2. Из чего делали дымковскую игрушку? (глина)
Буква С:
1.Назвать три пословицы о труде
2. Назвать три пословицы о дружбе
Буква Т:
1. Вспомнить и загадать загадку о природном явлении
2. Вспомнить и загадать загадку о животном
Буква У:
1.Продолжите пословицу- Маленькое дело(лучше большого безделья)
2. Продолжите пословицу – Чтобы рыбку съесть(надо в воду лезть)
Буква Ф:
1.Вспомнить и рассказать считалку
2. Вспомнить и рассказать считалку
Буква Х:
1. Пусть вам лучшею подружкой
Станет русская игрушка.
И недаром все музеи
Дорожат, гордятся ею.
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
2. Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
( Матрёшка)
Буква Ч:
1. Эта роспись
На белом фарфоре –Синее небо, синее море
Синь васильков,
Колокольчиков звонких.
Синие птицы
На веточках тонких.
(Гжель)
2. Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня!
(Дымково.)
Буква Ш:
1. Кто ответит на вопрос
Что за сказочный поднос?
Есть букет в нем крупный, яркий
В середине цветом жарким Он сияет, а вокруг,
Словно дети встали в круг
Много маленьких цветочков
И травинок и листочков
И узорная кайма
По подносу пролегла
Отвечаем на вопрос-Это
(жостовский поднос)
2. Посуда не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она
- (Золотая Хохлома)
Буква Э:
1. Какое самое популярное число
в русских народных сказках?(3)
2. Как называется струнный
музыкальный инструмент,
под звуки которого древнерусские певцы-сказители исполняли песни, былины и другие произведения устного народного творчества?(гусли)
Буква Ю:
1. Кто из былинных персонажей жил у речки Смородины?(Соловей-разбойник)
2. Славный защитник Руси – матушки, 33 года недвижно просидевший в избе? (Илья Муромец)
Награждение команды победителей!
старт | Т | Э | Ъ + 0 | У | И | С | Й + 3 | А | Ф | М | Л | Я - 2 | Б | Х | Р | К | ||||
| | Щ + 2 | ||||||||||||||||||
финиш | П | Ц - 1 | Ч | З | О | Ы - 0 | В | Ь + 1 | Г | Ж | Е | Ю | Ё - 3 | Н | Ш | Д |
Наталья
Степаненко Наталья Викторовна