Интеллектуальная игра по русскому языку «Счастливый случай»
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»
(по русскому языку).
Цель: прививать любовь к русскому языку, выявить команду «Настоящих знатоков русского языка».
ХОД:
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси -
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым-бело»
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Вспомнится наречие «светло» -
И увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь слово ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою - сразу вся Россия!
- Ребята, сейчас вы прослушали стихотворение, написанное ученицей. И, наверно, вы обратили внимание, с какой любовью и уважением она говорит о русском языке. А среди нас есть любители русского языка? А его знатоки?
Выход команд.
- Перед вами 2 команды, состоящие, как раз из любителей и знатоков русского языка. Они пришли показать свои знания и побороться за вымпел «НАСТОЯЩИЕ ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА».
Объявляются названия команд и каждый участник.
- Все, наверное, знают телевизионную игру «Счастливый случай». На такой же игре побываем сейчас и мы. Мы будем её участниками (команды) и зрителями. Это не только игра, но и соревнование, поэтому нам необходимо жюри, которое будет строго следить за ходом соревнований, вести подсчет очков и объявлять итоги.
- Впереди нас ждут следующие геймы. Гейм - (англ.) спортивный термин-
одна игра (часть партии) в теннисе.
1. Заморочки из бочки.
2. Дальше, дальше, дальше ...
3. Темная лошадка.
4. Ты - мне, я - тебе.
5. Гонка за лидером.
6. Игра со зрителями.
1 ГЕЙМ - «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»
- Вспоминаем написание слов с непроверяемыми безударными гласными (словарные слова). Вместо точек нужно поставить пропущенную букву.
Б.РЁЗА Л.ПАТА З.МЛЯНИКА П.МИДОР
З. РЯ ЗАП. Д ПР. КРАСНЫЙ Д. РОГА
ч.рныЙ ж.лтыЙ АВТ .М.БИЛЬ П.СС.ЖИР
2 ГЕЙМ - «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ ... »
- Каждая команда получает одинаковое количество карточек с ребусами. РЕБУС - (лат.) - загадка, состоящая в том, что вместо слов поставлены знаки, фигуры и рисунки, которые надо разгадать и получить слово.
Команды получают карточки. За отведенное время необходимо как можно больше разгадать ребусов и слова-отгадки записать внизу.
3 ГЕЙМ - «ТЁМНАЯ ЛОШАДКА».
- К нам в гости пришел сказочный герой. Но появится он тогда, когда вы правильно назовете его имя. Внимание!
«Займемся диктантом, сказала девочка. Она подняла к потолку хорошенькие глаза. Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот». Нам уже известно, что этот мальчик никогда даже не видел пера и чернильницы. Девочка сказала: «Пишите», - и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.
- Кто этот мальчик? (1 очко).
Появляется Буратино и задает вопросы:
1. Из слова БУРАТИНО путем перестановки букв составьте новые слова и запишите их (1 слово - 1 очко).
2. Пословица, тебя я знаю,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чьё-то место заняла?
ЗАДАНИЕ: послушайте пословицы Буратино и исправьте ошибки (1 пословица - 1 очко).
Два сапога - тара.
Ус хорошо, а два лучше.
Голод - не щётка.
Один в золе не воин.
Толочь в ступе соду.
Первый клин комом.
3. А сейчас Буратино вызовет к доске и попросит записать слова: своё имя, название какого-нибудь города, кличку животного, фамилию писателя.
- Кто сможет сделать вывод по этим словам? Как они называются? Как пишутся?
4 ГЕЙМ - «ТЫ - МНЕ, Я - ТЕБЕ».
Игроки задают вопросы друг другу по русскому языку (1 вопрос - 1 очко).
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ.
ШАРАДЫ:
1. Всего две ноты и предлог
Построить я на даче смог. (до-ми-к)
2. Мне не пройти в ветвистый лес
Мои рога в ветвях застряли.
Но обменяй мне Л на С -
И листья леса все завянут. (олень - осень)
3. Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение / /
И превращусь я в конфету. (ирис - ирис)
4. С С на дереве расту,
С Ж на дереве жужжу. (сук - жук)
5. Я - сборник карт; от ударенья
Зависят два моих значенья:
Захочешь - превращусь в название / /
Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас - атлас)
6. Я по полену бью, звеня,
Дровами на зиму снабжаю,
Когда ж с конца прочтут меня,
Я недовольство выражаю. (топор - ропот)
7. Со звуком С я невкусна,
Но в пище каждому нужна.
С М берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто. (соль - моль)
5 ГЕЙМ - «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»
- В течение 1 минуты каждая команда отвечает на вопросы (1 ответ - 1 очко).
1 команда
1. Какие части речи вы знаете?
2. ЖИ, ШИ пиши с буквой ...
3. Портфель или портфель?
4. Что напишите на конце слова: дуб, шкаф, мороз?
5. Объясните крылатые выражения: - рукой подать (близко);
- прикусить язык (замолчать);
- морочить голову (обманывать).
6. Как пишутся предлоги со словами?
7. Назовите соседей буквы У.
8. Вспомните любую пословицу о труде.
9. Определите, какая это часть речи: школа, рисует, ты, классная?
10.Сколько слогов в словах: ягода, зимний?
11. Объясните, нужно ставить запятую или нет: Я пошёл в кино с папой и мамой.
2 команда
1. Какие части слова вы знаете?
2. ЧУ, ЩУ пиши с буквой ...
3. Километр или километр?
4. Что напишите на конце слова: сугроб, лес, хлев?
5. Объясните крылатые выражения:
- в час по чайной ложке (медленно);
- засучив рукава (хорошо работать);
- во весь дух (быстро).
6. Как пишутся со словами при ставки?
7. Назовите соседей буквы п.
8. Вспомните любую пословицу о дружбе.
9. Определите, какая это часть речи: пишет, мы, учитель, рабочий? 10.Сколько слогов в словах: уроки, летний?
11. Объясните, нужно ставить запятую или нет: Бабушка купила груши, яблоки, виноград.
СЛОВО ЖЮРИ: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ВРУЧЕНИЕ НАГРАД.