МБОУ «ООШ с. Смородинка Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Открытый урок по русскому языку
в 3 классе по теме: Правописание приставок и предлогов.
Выполнила: учитель начальных классов
Зеленская Н.В.
2018 г.
Тема: Правописание приставок и предлогов.
Форма проведения: урок – игра.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний
Цель: создание условия формирования умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи, писать слова с приставками и предлогами.
Задачи:
Образовательные: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их; продолжить работу по умению писать слова с изученными орфограммами; выделять приставки в словах.
Развивающие: развивать у учащихся умения выделять главное при определении орфограммы, обобщать изученное, уметь работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания; развивать мышление, внимание и речь учащихся;
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи, умение писать слова с приставками и предлогами.
Метапредметные УУД: способствовать формированию универсальных учебных действий:
Личностные УУД: умение работать в группе, вести учебный диалог, умение оценивать свою работу и работу группы.
Регулятивные УУД: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предложение.
Коммуникативные УУД: умение строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, формировать презентационные умения;
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: таблицы с названиями команд, таблицы с названием геймов, карточки с заданиями, листы самооценки, смайлики для рефлексии.
1 гейм – «Дальше, дальше…» (Время на обдумывание не даётся, за правильный ответ – 1 балл, общее время не более 2 минут.)
2 гейм – «Заморочки из бочки» (каждый игрок выбирает свой бочонок, и команда коллективно отвечает на эти вопросы за правильный ответ - 2 балла).
3 гейм – «Ты мне – я тебе» (игроки обмениваются заданиями, которые они приготовили заранее, другой команде, правильный ответ оценивается в - 5 баллов).
4 гейм – «Тёмная лошадка» (задаются вопросы, чья команда вперёд поднимет руку, за правильный ответ получает – по 1 баллу).
Ход урока
I. Мотивация (эмоциональный настрой).
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке гости, и как гостеприимные хозяева окажем им внимание.
Ученики
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе.
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам вас сегодня встречать.
Но начнём же урок, не будем зря время терять.
II. Целеполагание
- Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка, мы проведем его в форме игры «Счастливый случай».
– Начнем нашу игру с небольшой разминки. Так как у нас урок русского языка, то первый мой вопрос: какие известные вам орфограммы есть в названии игры?
(В слове счастливый в корне написали безударную гласную а, так как проверочное слово счастье и сочетание ча пишем с буквой а; в слове случай написали безударную гласную а, так как проверочное слово случайно)
- Какой теме посвящена игра, вы узнаете, отгадав загадки.
1 ученик. Перед корнем подставляем
Эту часть. Как называем? (Приставка)
2 ученик. Все вы назовете их едва,
Самые короткие слова.
Отчего они так важны, не пойму?
«По», «на», «за», «в», «от» и «у». (предлоги)
- О чём пойдёт речь на уроке? (приставках и предлогах)
III. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы не просто играем, а подведём итоги по теме: «Правописание предлогов и приставок».
- Ребята, давай вспомним, что мы знаем о приставках и предлогах?
– Что такое приставка? (Часть слова, находится перед корнем и служит для образования слов)
- А что такое предлог? (Часть речи, которая служит для связи слов в предложении)
- А что вы помните о правописании предлогов и приставок? (Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос и или другое слово.)
- Может ли употребляться предлог перед словом, обозначающим действие? (Предлога не бывает перед словом, обозначающим действие.)
- Чему мы будем учиться на уроке? (правильно писать предлоги и приставки)
IV. Обобщение и систематизация знаний.
- А теперь мы приступим к нашей игре «Счастливый случай» по теме «Правописание приставок и предлогов». Цель игры - выявить знатоков этой темы. Мы с вами разделились на 2 команды. В каждой команде должен быть командир или капитан. Посовещайтесь 1 минутку и выберите капитана своей команды. Капитан назначает отвечающего, оценивает каждого игрока в своей команде.
- На столе у меня карточки с названием команд. Каждый из капитанов команд подходит и выбирает одну из карточек. Так команда получает название.
- Итак, перед вами 2 команды «Приставки», «Предлоги».
- Давайте поприветствуем друг друга.
Правила игры таковы:
Вы будете выполнять задания в каждом гейме, их будет несколько. А что такое гейм? (Выслушиваются предположения детей)
Гейм- английское слово и означает игра, период, промежуток чего-либо.
Помните, как должна работать команда. Вы должны советоваться и решать вместе, дружно какой правильный ответ. Если команда будет готова отвечать, то её капитан поднимает руку. За правильный ответ в каждом гейме команда получает жетоны. По количеству жетонов-определим команду-победителя. Чтобы выявить знатоков, капитан вашей команды тоже будет вас оценивать.
Работать будем под девизом «Мало уметь писать, надо уметь думать».
- Итак, начнем.
1 гейм «Дальше-дальше»
- Даётся 1 минута, за это время нужно дать как можно больше правильних ответов на максимальное количество вопросов. Если не знаете ответ, говорите «Дальше» За каждый правильный ответ 1 балл. Команда победитель получает жетон.
Вопросы для первой команды Приставки
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)
Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)
Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Существительное)
Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы)
Какие знаки препинания используются в конце предложения? (Точка, ?, !)
Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст)
Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень)
Эта часть речи служит для связи слов в предложении. (Предлог)
Что такое предложение? (связанные по смыслу слова)
Какое слово «лишнее»: глагол, прилагательное, приставка, существительное? (приставка)
Как пишут имена собственные? (с заглавной буквой)
Вопросы для второй команды Предлоги
Обязательный порядок расположения букв. (Алфавит)
Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).
В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)
Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (Прилагательное)
Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)
Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)
Буквы мы пишем, а звуки … (произносим)
Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание)
Изменяемая часть слова? (окончание)
С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)
Какое слово «лишнее»: прилагательное, предлог, глагол, существительное? (предлог)
Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)
- Подсчитайте количество правильных ответов. Определим победителя этого гейма.
- Второй гейм называется «Заморочки из бочки».
2 гейм «Заморочки из бочки».
Каждая команда выбирает по три бочонк и коллективно выполняете задание.
Спиши предложение. Подчеркни предлоги. Выделите приставки.
Лодка (от)плыла (от)берега.
Спиши предложение. Подчеркни предлоги. Выделите приставки.
Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.
Найди слова с приставками и выделите их.
На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в
тайге.
Вставьте предлоги и запишите предложения.
Ваза сделана … стекла.
Машина подъехала … дому.
Запиши слова раскрыв скобки, соедините словосочетания.
(с)мёл |
(по)парку |
|
(на)шли |
(с)крыльца |
|
(по)гулял |
(под)потолок |
|
Запиши слова раскрыв скобки, соедините словосочетания. |
||
(в)ходить |
(в)класс |
|
(под)прыгнул |
(по) дороге |
|
(по)ехали |
(на)поляне |
Спиши, вставьте пропущенные предлоги
Пошёл __ двору, подошёл __ газетному ларьку, отошёл __ ларька.
Исправь ошибки. Выдели приставки и предлоги.
Катер от плыл от пристани.
Ребята с катились с горы.
Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните предлоги и выделите приставки.
В лес примч…лся первый сне…
Попр…сился на ночлег.
Перепуганный не в шутку,
Примерять стал зайчик шу…ку.
Без иголки, без портного
Шу…ка новая готова.
10. Составьте из слов каждой строки предложения. Подчеркните предлоги и приставки.
Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.
Прилетали, к. вороны, кормушке, и, воробьи, синички.
Разбери по составу слова: подружка, пуховый, добежать, полюшко.
Составь словосочетания, используя на, под, за, у в качестве предлогов и приставок. Запиши
(Например: Забежал за дерево. Увидел у гриба. Залез на дерево. Увидел под деревом.)
Сосчитай количество приставок и предлогов. Запиши.
«Жили-были старик (со) старухой. Вот как-то раз просит старик:
- (Ис)пеки, старуха, колобок!
- Муки нету!
- А ты (по) коробу (по) скреби, (по) амбару (по) мети, вот и (на) берёшь муки (на) колобок!
Вот старуха (по) коробу (по) скребла, (по)амбару (по) мела, и (на) бралось муки горсточки две». (6 предлогов, 7 приставок)
Соедини словосочетания
войти за подругой
свалиться про зверей
прочитать до конца
заехать в комнату
подложить под тетрадь
узнать с дерева
добежать у дедушки
Запишите слова в 2 столбика по правилам. Выделите приставки, подчеркните предлоги.
(за)горой
(на)льду
(по)бежать
(под)сосной
(за)мерзнуть
(зав)ывает
- Проверим ваши работы. (устное объяснение) За верное выполнение задания, команда получает жетон.
- Капитан оценивает игроков.
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
-Третий гейм называется «Ты – мне, я - тебе». Каждая команда по очереди задает вопросы другой команде. За правильный ответ получает жетон.
- Капитан оценивает вопросы (ответы) своих игроков.
3 гейм «Ты – мне, я - тебе»
Впишите недостающие слова.
Часть |
|
Пишется со словами |
|
Не дружит с |
|
Между предлогом и словом |
Часть |
|
Пишется со словами |
|
Дружит с |
|
Между приставкой и корнем |
V. Обобщение
4 гейм «Тёмная лошадка».
- Вам задаются вопросы, чья команда вперёд поднимет руку, та и отвечает.
Как выделить корень в словах? (подобрать однокоренные слова)
Как правильно написать суффиксы ек, ик? (если гласная выпадает, то пишем ек, не выпадает ик)
Как проверить слово с безударной гласной? (подобрать проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение)
Какая орфограмма спряталась в слове дубки? (парная согласная)
Что входит в основу слова?
Какая орфограмма в слове хрустнула? (непроизносимая согласная)
Назовите слова с удвоенной согласной? (группа, масса)
Верно, что в слове побежал, приставка па? (нет)
VI. Итог урока.
- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте посмотрим, какая команда является сегодня победителем.
- Я приглашаю капитанов команд к доске.
- Расскажите как справилась ваша команда с работой.
- Кто был наиболее активным?
- Кому стоит поработать ещё над собой.
- Я с вами согласна, вы уже научились объективно себя оценивать, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни.
VII. Рефлексия.
Возьмите в руки смайлики, которые лежат на ваших столах.
- нарисуйте ! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием
- нарисуйте? вместо носа, если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы.
Теперь дорисуем рот:
- урок понравился и вы довольны своей работой
- я не очень доволен своей работой.
VIII. Домашнее задание.
Написать о зиме 4-5 предложений, выделить приставки и предлоги.
Учебник стр 134 упр 263