Открытый урок-игра по русскому языку «Счастливый Случай» (3 класс)

0
0
Материал опубликован 15 February 2019 в группе

МБОУ «ООШ с. Смородинка Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Открытый урок по русскому языку

в 3 классе по теме: Правописание приставок и предлогов.

Выполнила: учитель начальных классов

Зеленская Н.В.

2018 г.

Тема: Правописание приставок и предлогов.

Форма проведения: урок – игра.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Цель: создание условия формирования умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи, писать слова с приставками и предлогами.

Задачи:

Образовательные: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их; продолжить работу по умению писать слова с изученными орфограммами; выделять приставки в словах.

Развивающие: развивать у учащихся умения выделять главное при определении орфограммы, обобщать изученное, уметь работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания; развивать мышление, внимание и речь учащихся;

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи, умение писать слова с приставками и предлогами.

Метапредметные УУД: способствовать формированию универсальных учебных действий:

Личностные УУД: умение работать в группе, вести учебный диалог, умение оценивать свою работу и работу группы.

Регулятивные УУД: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предложение.

Коммуникативные УУД: умение строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, формировать презентационные умения;

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: таблицы с названиями команд, таблицы с названием геймов, карточки с заданиями, листы самооценки, смайлики для рефлексии.

1 гейм – «Дальше, дальше…» (Время на обдумывание не даётся, за правильный ответ – 1 балл, общее время не более 2 минут.)

2 гейм – «Заморочки из бочки» (каждый игрок выбирает свой бочонок, и команда коллективно отвечает на эти вопросы за правильный ответ - 2 балла).

3 гейм – «Ты мне – я тебе» (игроки обмениваются заданиями, которые они приготовили заранее, другой команде, правильный ответ оценивается в - 5 баллов).

4 гейм – «Тёмная лошадка» (задаются вопросы, чья команда вперёд поднимет руку, за правильный ответ получает – по 1 баллу).

Ход урока

I. Мотивация (эмоциональный настрой).

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке гости, и как гостеприимные хозяева окажем им внимание.

Ученики

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе.

Возможно есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено нам вас сегодня встречать.

Но начнём же урок, не будем зря время терять.

II. Целеполагание

- Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка, мы проведем его в форме игры «Счастливый случай».

Начнем нашу игру с небольшой разминки. Так как у нас урок русского языка, то первый мой вопрос: какие известные вам орфограммы есть в названии игры?

(В слове счастливый в корне написали безударную гласную а, так как проверочное слово счастье и сочетание ча пишем с буквой а; в слове случай написали безударную гласную а, так как проверочное слово случайно)

- Какой теме посвящена игра, вы узнаете, отгадав загадки.

1 ученик. Перед корнем подставляем

Эту часть. Как называем? (Приставка)

2 ученик. Все вы назовете их едва,

Самые короткие слова.

Отчего они так важны, не пойму?

«По», «на», «за», «в», «от» и «у». (предлоги)

- О чём пойдёт речь на уроке? (приставках и предлогах)

III. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы не просто играем, а подведём итоги по теме: «Правописание предлогов и приставок».

- Ребята, давай вспомним, что мы знаем о приставках и предлогах?

Что такое приставка? (Часть слова, находится перед корнем и служит для образования слов)

- А что такое предлог? (Часть речи, которая служит для связи слов в предложении)

- А что вы помните о правописании предлогов и приставок? (Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос и или другое слово.)

- Может ли употребляться предлог перед словом, обозначающим действие? (Предлога не бывает перед словом, обозначающим действие.)

- Чему мы будем учиться на уроке? (правильно писать предлоги и приставки)

IV. Обобщение и систематизация знаний.

- А теперь мы приступим к нашей игре «Счастливый случай» по теме «Правописание приставок и предлогов». Цель игры - выявить знатоков этой темы. Мы с вами разделились на 2 команды. В каждой команде должен быть командир или капитан. Посовещайтесь 1 минутку и выберите капитана своей команды. Капитан назначает отвечающего, оценивает каждого игрока в своей команде.

- На столе у меня карточки с названием команд. Каждый из капитанов команд подходит и выбирает одну из карточек. Так команда получает название.

- Итак, перед вами 2 команды «Приставки», «Предлоги».

- Давайте поприветствуем друг друга.

Правила игры таковы:

Вы будете выполнять задания в каждом гейме, их будет несколько. А что такое гейм? (Выслушиваются предположения детей)

Гейм- английское слово и означает игра, период, промежуток чего-либо.

Помните, как должна работать команда. Вы должны советоваться и решать вместе, дружно какой правильный ответ. Если команда будет готова отвечать, то её капитан поднимает руку. За правильный ответ в каждом гейме команда получает жетоны. По количеству жетонов-определим команду-победителя. Чтобы выявить знатоков, капитан вашей команды тоже будет вас оценивать.

Работать будем под девизом «Мало уметь писать, надо уметь думать».

- Итак, начнем.

1 гейм «Дальше-дальше»

- Даётся 1 минута, за это время нужно дать как можно больше правильних ответов на максимальное количество вопросов. Если не знаете ответ, говорите «Дальше» За каждый правильный ответ 1 балл. Команда победитель получает жетон.

Вопросы для первой команды Приставки

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)

Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)

Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)

Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Существительное)

Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы)

Какие знаки препинания используются в конце предложения? (Точка, ?, !)

Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст)

Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень)

Эта часть речи служит для связи слов в предложении. (Предлог)

Что такое предложение? (связанные по смыслу слова)

Какое слово «лишнее»: глагол, прилагательное, приставка, существительное? (приставка)

Как пишут имена собственные? (с заглавной буквой)

Вопросы для второй команды Предлоги

Обязательный порядок расположения букв. (Алфавит)

Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).

В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)

Сколько гласных букв в нашем языке? (10)

Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (Прилагательное)

Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)

Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)

Буквы мы пишем, а звуки … (произносим) 

Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание)

Изменяемая часть слова? (окончание)

С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)

Какое слово «лишнее»: прилагательное, предлог, глагол, существительное? (предлог)

Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)

- Подсчитайте количество правильных ответов. Определим победителя этого гейма.

- Второй гейм называется «Заморочки из бочки».

2 гейм «Заморочки из бочки».

Каждая команда выбирает по три бочонк и коллективно выполняете задание.

Спиши предложение. Подчеркни предлоги. Выделите приставки.

Лодка (от)плыла (от)берега.

Спиши предложение. Подчеркни предлоги. Выделите приставки.

Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.

Найди слова с приставками и выделите их.

На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в

тайге.

Вставьте предлоги и запишите предложения.

Ваза сделана … стекла.

Машина подъехала … дому.

Запиши слова раскрыв скобки, соедините словосочетания.

(с)мёл

(по)парку

(на)шли

(с)крыльца

(по)гулял

(под)потолок

Запиши слова раскрыв скобки, соедините словосочетания.

(в)ходить

(в)класс

(под)прыгнул

(по) дороге

(по)ехали

(на)поляне

Спиши, вставьте пропущенные предлоги

Пошёл __ двору, подошёл __ газетному ларьку, отошёл __ ларька.

Исправь ошибки. Выдели приставки и предлоги.

Катер от плыл от пристани.

Ребята с катились с горы.

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните предлоги и выделите приставки.

В лес примч…лся первый сне…

Попр…сился на ночлег.

Перепуганный не в шутку,

Примерять стал зайчик шу…ку.

Без иголки, без портного

Шу…ка новая готова.

10. Составьте из слов каждой строки предложения. Подчеркните предлоги и приставки.

Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.

Прилетали, к. вороны, кормушке, и, воробьи, синички.

Разбери по составу слова: подружка, пуховый, добежать, полюшко.

Составь словосочетания, используя на, под, за, у в качестве предлогов и приставок. Запиши

(Например: Забежал за дерево. Увидел у гриба. Залез на дерево. Увидел под деревом.)

Сосчитай количество приставок и предлогов. Запиши.

«Жили-были старик (со) старухой. Вот как-то раз просит старик:

- (Ис)пеки, старуха, колобок!

- Муки нету!

- А ты (по) коробу (по) скреби, (по) амбару (по) мети, вот и (на) берёшь муки (на) колобок!

Вот старуха (по) коробу (по) скребла, (по)амбару (по) мела, и (на) бралось муки горсточки две». (6 предлогов, 7 приставок)

Соедини словосочетания

войти за подругой

свалиться про зверей

прочитать до конца

заехать в комнату

подложить под тетрадь

узнать с дерева

добежать у дедушки

Запишите слова в 2 столбика по правилам. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

(за)горой

(на)льду

(по)бежать

(под)сосной

(за)мерзнуть

(зав)ывает

- Проверим ваши работы. (устное объяснение) За верное выполнение задания, команда получает жетон.

- Капитан оценивает игроков.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем. 

-Третий гейм называется «Ты – мне, я - тебе». Каждая команда по очереди задает вопросы другой команде. За правильный ответ получает жетон.

- Капитан оценивает вопросы (ответы) своих игроков.

3 гейм «Ты – мне, я - тебе»

Впишите недостающие слова.

Часть

 

Пишется со словами

 

Не дружит с

 

Между предлогом и словом

 

 

Часть

 

Пишется со словами

 

Дружит с

 

Между приставкой и корнем

 

V. Обобщение

4 гейм «Тёмная лошадка».

- Вам задаются вопросы, чья команда вперёд поднимет руку, та и отвечает.

Как выделить корень в словах? (подобрать однокоренные слова)

Как правильно написать суффиксы ек, ик? (если гласная выпадает, то пишем ек, не выпадает ик)

Как проверить слово с безударной гласной? (подобрать проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение)

Какая орфограмма спряталась в слове дубки? (парная согласная)

Что входит в основу слова?

Какая орфограмма в слове хрустнула? (непроизносимая согласная)

Назовите слова с удвоенной согласной? (группа, масса)

Верно, что в слове побежал, приставка па? (нет)

VI. Итог урока.

- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте посмотрим, какая команда является сегодня победителем.

- Я приглашаю капитанов команд к доске.

- Расскажите как справилась ваша команда с работой.

- Кто был наиболее активным?

- Кому стоит поработать ещё над собой.

- Я с вами согласна, вы уже научились объективно себя оценивать, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни.

VII. Рефлексия.

Возьмите в руки смайлики, которые лежат на ваших столах.

- нарисуйте ! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием

- нарисуйте? вместо носа, если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы.

Теперь дорисуем рот:

- урок понравился и вы довольны своей работой

- я не очень доволен своей работой.

VIII. Домашнее задание.

Написать о зиме 4-5 предложений, выделить приставки и предлоги.

Учебник стр 134 упр 263

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.