12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зеленская Наталья Валерьевна318
Работаю учителем 15 лет. Закончила Самарскую педагогическую академию по специальности учитель математики
Россия, Саратовская обл., cело Смородинка Перелюбский район
Материал размещён в группе «Моя школа. Мой класс.»

МБОУ «ООШ с. Смородинка Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Открытый урок по русскому языку

в 3 классе по теме: Правописание приставок и предлогов.

Выполнила: учитель начальных классов

Зеленская Н.В.

2018 г.

Тема: Правописание приставок и предлогов.

Форма проведения: урок – игра.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Цель: создание условия формирования умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи, писать слова с приставками и предлогами.

Задачи:

Образовательные: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их; продолжить работу по умению писать слова с изученными орфограммами; выделять приставки в словах.

Развивающие: развивать у учащихся умения выделять главное при определении орфограммы, обобщать изученное, уметь работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания; развивать мышление, внимание и речь учащихся;

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи, умение писать слова с приставками и предлогами.

Метапредметные УУД: способствовать формированию универсальных учебных действий:

Личностные УУД: умение работать в группе, вести учебный диалог, умение оценивать свою работу и работу группы.

Регулятивные УУД: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предложение.

Коммуникативные УУД: умение строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, формировать презентационные умения;

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: таблицы с названиями команд, таблицы с названием геймов, карточки с заданиями, листы самооценки, смайлики для рефлексии.

1 гейм – «Дальше, дальше…» (Время на обдумывание не даётся, за правильный ответ – 1 балл, общее время не более 2 минут.)

2 гейм – «Заморочки из бочки» (каждый игрок выбирает свой бочонок, и команда коллективно отвечает на эти вопросы за правильный ответ - 2 балла).

3 гейм – «Ты мне – я тебе» (игроки обмениваются заданиями, которые они приготовили заранее, другой команде, правильный ответ оценивается в - 5 баллов).

4 гейм – «Тёмная лошадка» (задаются вопросы, чья команда вперёд поднимет руку, за правильный ответ получает – по 1 баллу).

Ход урока

I. Мотивация (эмоциональный настрой).

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке гости, и как гостеприимные хозяева окажем им внимание.

Ученики

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе.

Возможно есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено нам вас сегодня встречать.

Но начнём же урок, не будем зря время терять.

II. Целеполагание

- Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка, мы проведем его в форме игры «Счастливый случай».

Начнем нашу игру с небольшой разминки. Так как у нас урок русского языка, то первый мой вопрос: какие известные вам орфограммы есть в названии игры?

(В слове счастливый в корне написали безударную гласную а, так как проверочное слово счастье и сочетание ча пишем с буквой а; в слове случай написали безударную гласную а, так как проверочное слово случайно)

- Какой теме посвящена игра, вы узнаете, отгадав загадки.

1 ученик. Перед корнем подставляем

Эту часть. Как называем? (Приставка)

2 ученик. Все вы назовете их едва,

Самые короткие слова.

Отчего они так важны, не пойму?

«По», «на», «за», «в», «от» и «у». (предлоги)

- О чём пойдёт речь на уроке? (приставках и предлогах)

III. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы не просто играем, а подведём итоги по теме: «Правописание предлогов и приставок».

- Ребята, давай вспомним, что мы знаем о приставках и предлогах?

Что такое приставка? (Часть слова, находится перед корнем и служит для образования слов)

- А что такое предлог? (Часть речи, которая служит для связи слов в предложении)

- А что вы помните о правописании предлогов и приставок? (Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос и или другое слово.)

- Может ли употребляться предлог перед словом, обозначающим действие? (Предлога не бывает перед словом, обозначающим действие.)

- Чему мы будем учиться на уроке? (правильно писать предлоги и приставки)

IV. Обобщение и систематизация знаний.

- А теперь мы приступим к нашей игре «Счастливый случай» по теме «Правописание приставок и предлогов». Цель игры - выявить знатоков этой темы. Мы с вами разделились на 2 команды. В каждой команде должен быть командир или капитан. Посовещайтесь 1 минутку и выберите капитана своей команды. Капитан назначает отвечающего, оценивает каждого игрока в своей команде.

- На столе у меня карточки с названием команд. Каждый из капитанов команд подходит и выбирает одну из карточек. Так команда получает название.

- Итак, перед вами 2 команды «Приставки», «Предлоги».

- Давайте поприветствуем друг друга.

Правила игры таковы:

Вы будете выполнять задания в каждом гейме, их будет несколько. А что такое гейм? (Выслушиваются предположения детей)

Гейм- английское слово и означает игра, период, промежуток чего-либо.

Помните, как должна работать команда. Вы должны советоваться и решать вместе, дружно какой правильный ответ. Если команда будет готова отвечать, то её капитан поднимает руку. За правильный ответ в каждом гейме команда получает жетоны. По количеству жетонов-определим команду-победителя. Чтобы выявить знатоков, капитан вашей команды тоже будет вас оценивать.

Работать будем под девизом «Мало уметь писать, надо уметь думать».

- Итак, начнем.

1 гейм «Дальше-дальше»

- Даётся 1 минута, за это время нужно дать как можно больше правильних ответов на максимальное количество вопросов. Если не знаете ответ, говорите «Дальше» За каждый правильный ответ 1 балл. Команда победитель получает жетон.

Вопросы для первой команды Приставки

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)

Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)

Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)

Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Существительное)

Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы)

Какие знаки препинания используются в конце предложения? (Точка, ?, !)

Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст)

Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень)

Эта часть речи служит для связи слов в предложении. (Предлог)

Что такое предложение? (связанные по смыслу слова)

Какое слово «лишнее»: глагол, прилагательное, приставка, существительное? (приставка)

Как пишут имена собственные? (с заглавной буквой)

Вопросы для второй команды Предлоги

Обязательный порядок расположения букв. (Алфавит)

Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).

В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)

Сколько гласных букв в нашем языке? (10)

Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (Прилагательное)

Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)

Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)

Буквы мы пишем, а звуки … (произносим) 

Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание)

Изменяемая часть слова? (окончание)

С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)

Какое слово «лишнее»: прилагательное, предлог, глагол, существительное? (предлог)

Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)

- Подсчитайте количество правильных ответов. Определим победителя этого гейма.

- Второй гейм называется «Заморочки из бочки».

2 гейм «Заморочки из бочки».

Каждая команда выбирает по три бочонк и коллективно выполняете задание.

Спиши предложение. Подчеркни предлоги. Выделите приставки.

Лодка (от)плыла (от)берега.

Спиши предложение. Подчеркни предлоги. Выделите приставки.

Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.

Найди слова с приставками и выделите их.

На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в

тайге.

Вставьте предлоги и запишите предложения.

Ваза сделана … стекла.

Машина подъехала … дому.

Запиши слова раскрыв скобки, соедините словосочетания.

(с)мёл

(по)парку

(на)шли

(с)крыльца

(по)гулял

(под)потолок

Запиши слова раскрыв скобки, соедините словосочетания.

(в)ходить

(в)класс

(под)прыгнул

(по) дороге

(по)ехали

(на)поляне

Спиши, вставьте пропущенные предлоги

Пошёл __ двору, подошёл __ газетному ларьку, отошёл __ ларька.

Исправь ошибки. Выдели приставки и предлоги.

Катер от плыл от пристани.

Ребята с катились с горы.

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните предлоги и выделите приставки.

В лес примч…лся первый сне…

Попр…сился на ночлег.

Перепуганный не в шутку,

Примерять стал зайчик шу…ку.

Без иголки, без портного

Шу…ка новая готова.

10. Составьте из слов каждой строки предложения. Подчеркните предлоги и приставки.

Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.

Прилетали, к. вороны, кормушке, и, воробьи, синички.

Разбери по составу слова: подружка, пуховый, добежать, полюшко.

Составь словосочетания, используя на, под, за, у в качестве предлогов и приставок. Запиши

(Например: Забежал за дерево. Увидел у гриба. Залез на дерево. Увидел под деревом.)

Сосчитай количество приставок и предлогов. Запиши.

«Жили-были старик (со) старухой. Вот как-то раз просит старик:

- (Ис)пеки, старуха, колобок!

- Муки нету!

- А ты (по) коробу (по) скреби, (по) амбару (по) мети, вот и (на) берёшь муки (на) колобок!

Вот старуха (по) коробу (по) скребла, (по)амбару (по) мела, и (на) бралось муки горсточки две». (6 предлогов, 7 приставок)

Соедини словосочетания

войти за подругой

свалиться про зверей

прочитать до конца

заехать в комнату

подложить под тетрадь

узнать с дерева

добежать у дедушки

Запишите слова в 2 столбика по правилам. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

(за)горой

(на)льду

(по)бежать

(под)сосной

(за)мерзнуть

(зав)ывает

- Проверим ваши работы. (устное объяснение) За верное выполнение задания, команда получает жетон.

- Капитан оценивает игроков.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем. 

-Третий гейм называется «Ты – мне, я - тебе». Каждая команда по очереди задает вопросы другой команде. За правильный ответ получает жетон.

- Капитан оценивает вопросы (ответы) своих игроков.

3 гейм «Ты – мне, я - тебе»

Впишите недостающие слова.

Часть

 

Пишется со словами

 

Не дружит с

 

Между предлогом и словом

 

 

Часть

 

Пишется со словами

 

Дружит с

 

Между приставкой и корнем

 

V. Обобщение

4 гейм «Тёмная лошадка».

- Вам задаются вопросы, чья команда вперёд поднимет руку, та и отвечает.

Как выделить корень в словах? (подобрать однокоренные слова)

Как правильно написать суффиксы ек, ик? (если гласная выпадает, то пишем ек, не выпадает ик)

Как проверить слово с безударной гласной? (подобрать проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение)

Какая орфограмма спряталась в слове дубки? (парная согласная)

Что входит в основу слова?

Какая орфограмма в слове хрустнула? (непроизносимая согласная)

Назовите слова с удвоенной согласной? (группа, масса)

Верно, что в слове побежал, приставка па? (нет)

VI. Итог урока.

- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте посмотрим, какая команда является сегодня победителем.

- Я приглашаю капитанов команд к доске.

- Расскажите как справилась ваша команда с работой.

- Кто был наиболее активным?

- Кому стоит поработать ещё над собой.

- Я с вами согласна, вы уже научились объективно себя оценивать, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни.

VII. Рефлексия.

Возьмите в руки смайлики, которые лежат на ваших столах.

- нарисуйте ! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием

- нарисуйте? вместо носа, если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы.

Теперь дорисуем рот:

- урок понравился и вы довольны своей работой

- я не очень доволен своей работой.

VIII. Домашнее задание.

Написать о зиме 4-5 предложений, выделить приставки и предлоги.

Учебник стр 134 упр 263

Опубликовано в группе «Моя школа. Мой класс.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.