Интерактивная игра по учебной дисциплине «Автотормоза»

1
0
Материал опубликован 26 October 2017

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ УРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АМУРСКИЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛНЫЙ ЦЕНТР

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ»

(ГПОАУ АМФЦПК)

 

Интерактивная игра

по учебной дисциплине

«АВТОТОРМОЗА»

Методическая разработка

 

 

 

Разработчик:

Абрамец Сергей Владимирович,

мастер п/о первой

квалификационной категории

г. Белогорск, 2017

 

План урока по учебной дисциплине «Автотормоза»

Группа: № 39-40, III курс Дата 17.02.2017г.

Профессия: 23.01.09. Машинист локомотива

Мастер производственного обучения: Абрамец Сергей Владимирович

Тема программы: Приборы тормозного оборудования

Тема урока: Приборы питания и контроля в локомотиве

Продолжительность урока: 40 минут

Цели урока:

а) Образовательная:

-закрепить сформированные знания по учебной дисциплине «Автотормоза»

б) Развивающая:

-развивать в ходе игры у будущих производственников умение решать проблемные ситуации

в) Воспитательная:

- продолжить формирование общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний

Форма урока: интеллектуальная игра

Методы обучения: метод активизации учебной деятельности (коллективная форма решения творческих проблем, игра)

Межпредметные и внутрипредметные связи: МДК 01.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов электровоза, МДК 01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов тепловоза

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка

Пояснительная записка

Интеллектуальная игра является одной из эффективных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу студентов на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоение фактов, значимых дат, исторических имен и других важных деталей событий.

Игра – это естественная для подростка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, мастер п/о учитывает не только будущие интересы студентов, но и удовлетворяет сегодняшние.

Мастер п\о использующий интеллектуальную игру, организует учебную и воспитательную деятельность, исходя из естественных потребностей подростка. Игра способна также решить ещё одну проблему – она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

В процессе игры у студентов вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, общаются между собой и мастером п/о, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из студентов включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Ход игры

1. Вступительная часть

Ведущий (мастер п/о) объявляет о начале игры и знакомит студентов с условиями её проведения, а также предлагает выбрать из числа студентов и

помощника для ведущего.

Группа делится на 2 равных команды, где им будет представлено 20 вопросов. В каждом вопросе 1 ответ где им необходимо выбрать один правильный ответ, кто быстрее. Время на ответ 30 секунд. С первой попытки будет заработано первой командой максимальное количество баллов за этот вопрос, со второй попытки второй командой будет заработано минимальное количество баллов.

За каждый правильный ответ у каждой команды накапливаются баллы. По итогам баллов будет команде с наибольшем количеством баллов будет присвоено 1 место.

Ведущий занимает место возле монитора, а его помощник занимает место за столом арбитра.

После знакомства с правилами игры и отбора участников начинается игра, включающая в себя вопросы.

Время на каждый вопрос 30 секунд.

2.Основная часть

Показана заставка и звучит мелодия начала игры

Вопрос 1.

За счёт чего реализуется тормозная сила в поезде?

Ответ: тормозных колодок или специальных дисков.

Вопрос 2.

Каким видом тормоза оборудованы все локомотивы, П/В и 10% Г/В? Он удерживает П/С на месте при отсутствии сжатого воздуха.

Ответ: ручной тормоз (стояночный).

 

Вопрос 3.

Назовите, какие виды магистралей применяются на локомотивах?

Ответ: питательная, тормозная, импульсная, магистраль вспомогательного тормоза.

Вопрос 4.

Как называется прибор на локомотиве, предназначенный для выработки сжатого воздуха?

Ответ: компрессор.

Вопрос 5.

Перечислите приборы питания в локомотиве.

Ответ: 1-регулятор давления, 2- компрессор, 3- главный резервуар, 4- предохранительный клапан, 5- обратный клапан.

Бонус

Группам предлагается разгадать кроссворд из 5 вопросов за 3.30 минуты, кто быстрее и правильнее отгадает, то команда заработает 150 баллов, проигравший потеряет 50 баллов.

Задание 1

Автоматические тормоза срабатывают на торможение без участия?

Ответ: машиниста.

Задание 2

Как называются тормоза, которые восполняют утечку сжатого воздуха по неплотностям в тормозных цилиндрах?

Ответ: неистощимые.

Задание 3

Как называется процесс, при котором после торможения давление в ТМ не понижается в течение некоторого времени?

Ответ: перекрыша.

Задание 4

Как называется прибор в кабине локомотива, контролирующий реакцию машиниста на показания путевых светофоров, предупреждает проезд на красный сигнал?

Ответ: автостоп.

Задание 5

Чем служит средняя часть золотника рабочего органа машиниста?

Ответ: зеркалом.

Вопрос 6.

Назовите особенность крана машиниста № 395 всех модификаций.

Ответ: Контроллер крана машиниста.

 

Вопрос 7.

Из каких частей состоит главный резервуар ?

Ответ: 1-цилиндрническая часть. 2- два днища, 3и 4 – бобышки, 5-паспортная табличка.

Вопрос 8.

Перечислите, из каких основных частей состоит компрессор КТ-6?

Ответ: 1-Корпус (картер);

2-Коленчатый вал;

3- Узел шатунов;

4- Цилиндр низкого давления;

5- Цилиндр высокого давления;

6- Клапанная коробка;

7-Холодильник;

8- Вентилятор;

9- Влагомаслосборник;

10- Фильтр;

11- Маслоуказатель (щуп);

12- Предохранительный клапан;

13- Манометр масляного насоса;

14- Поршни.

 

Вопрос 9.

Назовите виды регуляторов давления, используемые на электровозе и тепловозе (с давлением).

Ответ: 3РД (тепловоз) давление7,5-8,5 Атм; АК -11Б (электровоз)

давление 7,9- 9,0 АТм.

Вопрос 10.

Сколько положений имеет рабочий орган машиниста № 395? Дайте им характеристику.

Ответ:

I положение – зарядка и отпуск;

II положение – поездное;

III положение - перекрыша без питания ТМ;

VI положение- перекрыша с питанием ТМ;

Vа положение -предусмотрено для замедленной разрядки;

V-положение- служебное торможение;

IV положение – экстренное торможение.

 

Бонус

Группам предлагается разгадать кроссворд из 5 вопросов за 3,30 минуты, кто быстрее и правильнее, то команда заработает 150 баллов, проигравший потеряет 50 баллов.

Задание 1

От какого вала приводится в действие масляный насос?

Ответ: коленчатого

Задание 2

Для очистки масла, поступающего к масляному насосу, в картере предусмотрен масляный ….?

Ответ: фильтр

Задание 3

Что включает в себя полное ТО главного резервуара?

Ответ: демонтаж

Задание 4

Что имеется в верхней части стержня рабочего органа крана машиниста № 394?

Ответ: квадрат

Задание 5

Куда вставлен хвостовик выпускного клапана нижней части рабочего органа крана машиниста № 394?

Ответ: цоколь

Задание 6

Какой прибор в рабочем органе крана машиниста № 394 предназначен для автоматического поддержания определенного зарядного давления в уравнительном объеме крана при поездном положении ручки?

Ответ: редуктор.

Вопрос 11.

Какой прибор, предназначенный для сохранения темпа и для обеспечения устойчивой работы стабилизатора, находится под рабочим органом крана машиниста № 394?

Ответ: Уравнительный резервуар (объёмом – 20 литров).

Вопрос 12.

Назовите виды рабочих органов крана машиниста.

Ответ: КМ № 395 (ЭПТ) и пневматический;

КМ № 394 пневматический;

КМ № 334Э тепловоз пневматический;

КМ № 130 «Ермак» пневматический и ЭПТ.

Вопрос 13.

Назовите положения ручки крана КВТ № 254 с необходимым давлением в тормозных цилиндрах.

Ответ:

Положения ручки

I-отпускное;

II-поездное;

III,IV, V, VI- тормозные

положения;

III-1,0-1,3 Атм;

IV- 1,7-2,0 АТм;

V-2,7-3,0 АТм;

VI-3,8-4,0 АТм.

Вопрос 14.

Из каких основных частей состоит кран КВТ № 254?

Ответ: 1- верхняя часть (регулировочная);

2- средняя часть (повторительное реле);

3- нижняя часть (привалочная плита);

4- дополнительная камера объёмом 0,3 литра;

5- буферное устройство;

6- ручка;

7- регулировочный винт;

8- болт;

9- подводы к воздухопроводам.

 

Вопрос 15.

Для чего необходима камера 0,3 литра в нижней части крана № 254?

Ответ: Камера объёмом 0,3 литра даёт возможность получить ступень отпуска тормоза локомотива за счёт частичного выпуска из неё сжатого воздуха.

Блиц вопросы

Инструкция:

Перед вами 9 утверждений, необходимо быстро выбрать правильный ответ за 1 минуту 28 секунд. С первой попытки команда зарабатывает по 10 баллов за каждый отгаданный вопрос, другая команда со второй -по 5 баллов.

1.Верно ли, что единица тормозной силы измеряется в литрах?

Ответ: нет

2. Верно ли, что тормозной путь может зависеть от погодных условий?

Ответ: да

3. Верно ли, что темп мягкости – это снижение давления в ТМ на 0,8 Атм и более, за минуту, при этом ВР не разряжаются, не срабатывают на торможение?

Ответ: нет

4.Верно ли, что служебное торможение может быть полным и ступенчатым?

Ответ: да

5. Верно ли, что при экстренном торможении давление в ТМ понижается на 0,5 Атм и более за 1 секунду?

Ответ: нет

6. Верно ли, что в локомотиве источником сжатого воздуха, поступающего в пневматическую систему является ГР?

Ответ: нет

7. Верно ли, что ПМ оканчивается на локомотиве концевыми кранами, и идёт дальше до последнего вагона?

Ответ: нет

8. Верно ли, что основным типом тормоза на П/С является – электрический тормоз?

Ответ: нет

9. Верно ли, что тормоза ЭПТ– управляются электричеством, а в действие приводятся магнитной силой?

Ответ: нет.

Вопрос 16.

Для чего предназначена блокировка тормозов № 367М?

Ответ: Для принудительного затормаживания локомотива при смене кабин управления с отключением крана машиниста и крана вспомогательного тормоза в одной кабине и включения их в другой.

Вопрос 17.

Для чего предназначен кран комбинированный №114?

Ответ: Предназначен для включения или отключения ТМ состава (отключает КМ от ТМ).

Вопрос 18.

Кран комбинированный № 114 сколько имеет положений и дайте им характеристику?

Ответ:

А)поперек трубы против часовой стрелки - двойная тяга крана машиниста с ТМ перекрыт;

Б) вдоль трубы - поездное положение кран машиниста с ТМ открыт;

В)по часовой стрелке - экстренное торможение ТМ отключена от крана машиниста.

Вопрос 19.

Для чего предназначен сигнализатор обрыва ТМ с датчиком усл.№ 418?

Ответ: Предназначен для сигнализации машинисту о нарушении целостности ТМ поезда и одновременного выключении тягового режима локомотива.

Вопрос 20.

Назовите давление в ТЦ в кране № 215 при всех положениях ручки крана.

Ответ:

I положение – давление в ТЦ -0 Атм;

II положение- давление в ТЦ 1,0-1,3 Атм;

III положение - давление в ТЦ 1,7-2,0 Атм;

IV положение – давление в ТЦ – 2,7-3,0 Атм;

V положение – давление в ТЦ 3,7.

 

Блиц вопросы

Инструкция:

Перед вами 8 утверждений, необходимо быстро выбрать правильный ответ за 2 минуты. С первой попытки команда зарабатывает по 10 баллов за каждый отгаданный вопрос, другая команда со второй - по 5 баллов.

1. Верно ли, что сигнализатор датчика ТМ № 418 сигнализирует машинисту загоранием лампочки о наличии обледенения на колёсных парах?

Ответ: нет

2.Верно ли, что кран КВТ № 254 используют для регулирования скорости движения и остановки при прицепки локомотива к составу?

Ответ: да

3. Верно ли, что кран КВТ № 254 состоит из 5 частей?

Ответ: нет

4.Верно ли, что при 6 положении ручки крана КВТ № 254 давление в ТЦ должно быть 3,0 – 3,2кгс/см2?

Ответ: нет

5. Верно ли, что II положение ручки крана КВТ № 254 предназначено для отпуска тормоза локомотива при заторможенном тормозе?

Ответ: нет

6. Верно ли, что в КМ № 394 VI положение предназначено для экстренной остановки поезда, для быстрой разрядки тормозной магистрали при аварийной ситуации.

Ответ: да

7. Верно ли, что когда ручка КМ № 394 находится в поездном положении, КМ должен поддерживать зарядное давление в тормозной магистрали пассажирских поездов 5,0—5,2 кГ/см2, грузовых — 5,3—5,5 кГ/см2?

Ответ: да

8. Верно ли, что кран № 215 применяется на пассажирских локомотивах (ЭП1М) и на путевых машинах?

Ответ: да.

3. Заключительная часть

В конце игры проводится подведение итогов, выбирается группа победителей и выражается благодарность всем студентам.

Участники награждаются поощрительными призами и грамотами.

Список литературы

 

Основные источники:

1. Афонин Г.С. Устройство и эксплуатация тормозного оборудования подвижного состава: учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский цент «Академия», 2008. -300с.

2. Иноземцев В.Г. Тормоза железнодорожного подвижного состава: учебник для нач. проф. образования. –М.: 2007. – 207с.

3. Удальцов А.Б., Крылов В.В. Тормоза подвижного состава: учебник для нач. проф.образования. –М.: Издательский центр «Желдориздат», 2007. -84с.

Дополнительные источники:

1. Инструкция № 151 (взамен № 277) по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог от 15.01. 2015.

Периодически издания:

1. «Гудок» Ежедневная газета. Учредитель: ОАО РЖД. http: godok. info/

2. Научно – технический журнал «Железнодорожник»

Интернет – ресурсы:

Официальный сайт ОАО РЖД - http// rzd.ru/

Российская газета - http// www.rg.ru/

Комментарии
Комментариев пока нет.