Интерактивная игра по учебной дисциплине «Автотормоза»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛНЫЙ ЦЕНТР
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ»
(ГПОАУ АМФЦПК)
Интерактивная игра
по учебной дисциплине
«АВТОТОРМОЗА»
Методическая разработка
Разработчик:
Абрамец Сергей Владимирович,
мастер п/о первой
квалификационной категории
г. Белогорск, 2017
План урока по учебной дисциплине «Автотормоза»
Группа: № 39-40, III курс Дата 17.02.2017г.
Профессия: 23.01.09. Машинист локомотива
Мастер производственного обучения: Абрамец Сергей Владимирович
Тема программы: Приборы тормозного оборудования
Тема урока: Приборы питания и контроля в локомотиве
Продолжительность урока: 40 минут
Цели урока:
а) Образовательная:
-закрепить сформированные знания по учебной дисциплине «Автотормоза»
б) Развивающая:
-развивать в ходе игры у будущих производственников умение решать проблемные ситуации
в) Воспитательная:
- продолжить формирование общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний
Форма урока: интеллектуальная игра
Методы обучения: метод активизации учебной деятельности (коллективная форма решения творческих проблем, игра)
Межпредметные и внутрипредметные связи: МДК 01.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов электровоза, МДК 01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов тепловоза
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка
Пояснительная записка
Интеллектуальная игра является одной из эффективных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу студентов на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоение фактов, значимых дат, исторических имен и других важных деталей событий.
Игра – это естественная для подростка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, мастер п/о учитывает не только будущие интересы студентов, но и удовлетворяет сегодняшние.
Мастер п\о использующий интеллектуальную игру, организует учебную и воспитательную деятельность, исходя из естественных потребностей подростка. Игра способна также решить ещё одну проблему – она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.
В процессе игры у студентов вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, общаются между собой и мастером п/о, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из студентов включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Ход игры
1. Вступительная часть
Ведущий (мастер п/о) объявляет о начале игры и знакомит студентов с условиями её проведения, а также предлагает выбрать из числа студентов и
помощника для ведущего.
Группа делится на 2 равных команды, где им будет представлено 20 вопросов. В каждом вопросе 1 ответ где им необходимо выбрать один правильный ответ, кто быстрее. Время на ответ 30 секунд. С первой попытки будет заработано первой командой максимальное количество баллов за этот вопрос, со второй попытки второй командой будет заработано минимальное количество баллов.
За каждый правильный ответ у каждой команды накапливаются баллы. По итогам баллов будет команде с наибольшем количеством баллов будет присвоено 1 место.
Ведущий занимает место возле монитора, а его помощник занимает место за столом арбитра.
После знакомства с правилами игры и отбора участников начинается игра, включающая в себя вопросы.
Время на каждый вопрос 30 секунд.
2.Основная часть
Показана заставка и звучит мелодия начала игры
Вопрос 1.
За счёт чего реализуется тормозная сила в поезде?
Ответ: тормозных колодок или специальных дисков.
Вопрос 2.
Каким видом тормоза оборудованы все локомотивы, П/В и 10% Г/В? Он удерживает П/С на месте при отсутствии сжатого воздуха.
Ответ: ручной тормоз (стояночный).
Вопрос 3.
Назовите, какие виды магистралей применяются на локомотивах?
Ответ: питательная, тормозная, импульсная, магистраль вспомогательного тормоза.
Вопрос 4.
Как называется прибор на локомотиве, предназначенный для выработки сжатого воздуха?
Ответ: компрессор.
Вопрос 5.
Перечислите приборы питания в локомотиве.
Ответ: 1-регулятор давления, 2- компрессор, 3- главный резервуар, 4- предохранительный клапан, 5- обратный клапан.
Бонус
Группам предлагается разгадать кроссворд из 5 вопросов за 3.30 минуты, кто быстрее и правильнее отгадает, то команда заработает 150 баллов, проигравший потеряет 50 баллов.
Задание 1
Автоматические тормоза срабатывают на торможение без участия?
Ответ: машиниста.
Задание 2
Как называются тормоза, которые восполняют утечку сжатого воздуха по неплотностям в тормозных цилиндрах?
Ответ: неистощимые.
Задание 3
Как называется процесс, при котором после торможения давление в ТМ не понижается в течение некоторого времени?
Ответ: перекрыша.
Задание 4
Как называется прибор в кабине локомотива, контролирующий реакцию машиниста на показания путевых светофоров, предупреждает проезд на красный сигнал?
Ответ: автостоп.
Задание 5
Чем служит средняя часть золотника рабочего органа машиниста?
Ответ: зеркалом.
Вопрос 6.
Назовите особенность крана машиниста № 395 всех модификаций.
Ответ: Контроллер крана машиниста.
Вопрос 7.
Из каких частей состоит главный резервуар ?
Ответ: 1-цилиндрническая часть. 2- два днища, 3и 4 – бобышки, 5-паспортная табличка.
Вопрос 8.
Перечислите, из каких основных частей состоит компрессор КТ-6?
Ответ: 1-Корпус (картер);
2-Коленчатый вал;
3- Узел шатунов;
4- Цилиндр низкого давления;
5- Цилиндр высокого давления;
6- Клапанная коробка;
7-Холодильник;
8- Вентилятор;
9- Влагомаслосборник;
10- Фильтр;
11- Маслоуказатель (щуп);
12- Предохранительный клапан;
13- Манометр масляного насоса;
14- Поршни.
Вопрос 9.
Назовите виды регуляторов давления, используемые на электровозе и тепловозе (с давлением).
Ответ: 3РД (тепловоз) давление7,5-8,5 Атм; АК -11Б (электровоз)
давление 7,9- 9,0 АТм.
Вопрос 10.
Сколько положений имеет рабочий орган машиниста № 395? Дайте им характеристику.
Ответ:
I положение – зарядка и отпуск;
II положение – поездное;
III положение - перекрыша без питания ТМ;
VI положение- перекрыша с питанием ТМ;
Vа положение -предусмотрено для замедленной разрядки;
V-положение- служебное торможение;
IV положение – экстренное торможение.
Бонус
Группам предлагается разгадать кроссворд из 5 вопросов за 3,30 минуты, кто быстрее и правильнее, то команда заработает 150 баллов, проигравший потеряет 50 баллов.
Задание 1
От какого вала приводится в действие масляный насос?
Ответ: коленчатого
Задание 2
Для очистки масла, поступающего к масляному насосу, в картере предусмотрен масляный ….?
Ответ: фильтр
Задание 3
Что включает в себя полное ТО главного резервуара?
Ответ: демонтаж
Задание 4
Что имеется в верхней части стержня рабочего органа крана машиниста № 394?
Ответ: квадрат
Задание 5
Куда вставлен хвостовик выпускного клапана нижней части рабочего органа крана машиниста № 394?
Ответ: цоколь
Задание 6
Какой прибор в рабочем органе крана машиниста № 394 предназначен для автоматического поддержания определенного зарядного давления в уравнительном объеме крана при поездном положении ручки?
Ответ: редуктор.
Вопрос 11.
Какой прибор, предназначенный для сохранения темпа и для обеспечения устойчивой работы стабилизатора, находится под рабочим органом крана машиниста № 394?
Ответ: Уравнительный резервуар (объёмом – 20 литров).
Вопрос 12.
Назовите виды рабочих органов крана машиниста.
Ответ: КМ № 395 (ЭПТ) и пневматический;
КМ № 394 пневматический;
КМ № 334Э тепловоз пневматический;
КМ № 130 «Ермак» пневматический и ЭПТ.
Вопрос 13.
Назовите положения ручки крана КВТ № 254 с необходимым давлением в тормозных цилиндрах.
Ответ:
Положения ручки
I-отпускное;
II-поездное;
III,IV, V, VI- тормозные
положения;
III-1,0-1,3 Атм;
IV- 1,7-2,0 АТм;
V-2,7-3,0 АТм;
VI-3,8-4,0 АТм.
Вопрос 14.
Из каких основных частей состоит кран КВТ № 254?
Ответ: 1- верхняя часть (регулировочная);
2- средняя часть (повторительное реле);
3- нижняя часть (привалочная плита);
4- дополнительная камера объёмом 0,3 литра;
5- буферное устройство;
6- ручка;
7- регулировочный винт;
8- болт;
9- подводы к воздухопроводам.
Вопрос 15.
Для чего необходима камера 0,3 литра в нижней части крана № 254?
Ответ: Камера объёмом 0,3 литра даёт возможность получить ступень отпуска тормоза локомотива за счёт частичного выпуска из неё сжатого воздуха.
Блиц вопросы
Инструкция:
Перед вами 9 утверждений, необходимо быстро выбрать правильный ответ за 1 минуту 28 секунд. С первой попытки команда зарабатывает по 10 баллов за каждый отгаданный вопрос, другая команда со второй -по 5 баллов.
1.Верно ли, что единица тормозной силы измеряется в литрах?
Ответ: нет
2. Верно ли, что тормозной путь может зависеть от погодных условий?
Ответ: да
3. Верно ли, что темп мягкости – это снижение давления в ТМ на 0,8 Атм и более, за минуту, при этом ВР не разряжаются, не срабатывают на торможение?
Ответ: нет
4.Верно ли, что служебное торможение может быть полным и ступенчатым?
Ответ: да
5. Верно ли, что при экстренном торможении давление в ТМ понижается на 0,5 Атм и более за 1 секунду?
Ответ: нет
6. Верно ли, что в локомотиве источником сжатого воздуха, поступающего в пневматическую систему является ГР?
Ответ: нет
7. Верно ли, что ПМ оканчивается на локомотиве концевыми кранами, и идёт дальше до последнего вагона?
Ответ: нет
8. Верно ли, что основным типом тормоза на П/С является – электрический тормоз?
Ответ: нет
9. Верно ли, что тормоза ЭПТ– управляются электричеством, а в действие приводятся магнитной силой?
Ответ: нет.
Вопрос 16.
Для чего предназначена блокировка тормозов № 367М?
Ответ: Для принудительного затормаживания локомотива при смене кабин управления с отключением крана машиниста и крана вспомогательного тормоза в одной кабине и включения их в другой.
Вопрос 17.
Для чего предназначен кран комбинированный №114?
Ответ: Предназначен для включения или отключения ТМ состава (отключает КМ от ТМ).
Вопрос 18.
Кран комбинированный № 114 сколько имеет положений и дайте им характеристику?
Ответ:
А)поперек трубы против часовой стрелки - двойная тяга крана машиниста с ТМ перекрыт;
Б) вдоль трубы - поездное положение кран машиниста с ТМ открыт;
В)по часовой стрелке - экстренное торможение ТМ отключена от крана машиниста.
Вопрос 19.
Для чего предназначен сигнализатор обрыва ТМ с датчиком усл.№ 418?
Ответ: Предназначен для сигнализации машинисту о нарушении целостности ТМ поезда и одновременного выключении тягового режима локомотива.
Вопрос 20.
Назовите давление в ТЦ в кране № 215 при всех положениях ручки крана.
Ответ:
I положение – давление в ТЦ -0 Атм;
II положение- давление в ТЦ 1,0-1,3 Атм;
III положение - давление в ТЦ 1,7-2,0 Атм;
IV положение – давление в ТЦ – 2,7-3,0 Атм;
V положение – давление в ТЦ 3,7.
Блиц вопросы
Инструкция:
Перед вами 8 утверждений, необходимо быстро выбрать правильный ответ за 2 минуты. С первой попытки команда зарабатывает по 10 баллов за каждый отгаданный вопрос, другая команда со второй - по 5 баллов.
1. Верно ли, что сигнализатор датчика ТМ № 418 сигнализирует машинисту загоранием лампочки о наличии обледенения на колёсных парах?
Ответ: нет
2.Верно ли, что кран КВТ № 254 используют для регулирования скорости движения и остановки при прицепки локомотива к составу?
Ответ: да
3. Верно ли, что кран КВТ № 254 состоит из 5 частей?
Ответ: нет
4.Верно ли, что при 6 положении ручки крана КВТ № 254 давление в ТЦ должно быть 3,0 – 3,2кгс/см2?
Ответ: нет
5. Верно ли, что II положение ручки крана КВТ № 254 предназначено для отпуска тормоза локомотива при заторможенном тормозе?
Ответ: нет
6. Верно ли, что в КМ № 394 VI положение предназначено для экстренной остановки поезда, для быстрой разрядки тормозной магистрали при аварийной ситуации.
Ответ: да
7. Верно ли, что когда ручка КМ № 394 находится в поездном положении, КМ должен поддерживать зарядное давление в тормозной магистрали пассажирских поездов 5,0—5,2 кГ/см2, грузовых — 5,3—5,5 кГ/см2?
Ответ: да
8. Верно ли, что кран № 215 применяется на пассажирских локомотивах (ЭП1М) и на путевых машинах?
Ответ: да.
3. Заключительная часть
В конце игры проводится подведение итогов, выбирается группа победителей и выражается благодарность всем студентам.
Участники награждаются поощрительными призами и грамотами.
Список литературы
Основные источники:
1. Афонин Г.С. Устройство и эксплуатация тормозного оборудования подвижного состава: учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский цент «Академия», 2008. -300с.
2. Иноземцев В.Г. Тормоза железнодорожного подвижного состава: учебник для нач. проф. образования. –М.: 2007. – 207с.
3. Удальцов А.Б., Крылов В.В. Тормоза подвижного состава: учебник для нач. проф.образования. –М.: Издательский центр «Желдориздат», 2007. -84с.
Дополнительные источники:
1. Инструкция № 151 (взамен № 277) по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог от 15.01. 2015.
Периодически издания:
1. «Гудок» Ежедневная газета. Учредитель: ОАО РЖД. http: godok. info/
2. Научно – технический журнал «Железнодорожник»
Интернет – ресурсы:
Официальный сайт ОАО РЖД - http// rzd.ru/
Российская газета - http// www.rg.ru/