Планы учебных занятий по учебной дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»

1
0
Материал опубликован 5 February 2018

План

учебного занятия по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»

в группе Б-2-1 спец. 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям)

преподаватель: Алхимова Т.И.

Раздел 1. Деньги.

Тема: Денежное обращение и характеристика совокупного денежного оборота.

Тип учебного занятия: Изучение нового материала.

Форма учебного занятия: Обучающее занятие.

Цель учебного занятия: Овладеть знаниями о понятии денежного обращения и характеристике совокупного денежного оборота, понятии денежной эмиссии и ее видах.

Задачи учебного занятия:

Образовательные: Овладеть знаниями о денежном обращении, пониманием взаимосвязи понятий денежного обращения и денежного оборота. Знать понятие денежной эмиссии, организацию и инструменты безналичного оборота, понятие о платежной системе.

Воспитательные: Сформировать профессиональные качества, воспитание собранности, усидчивости, аккуратности. Понимание важности умения применять экономическую информацию для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов.

Развивающие: Умение использовать в практической деятельности и повседневной жизни знаний о денежном обороте, платежной системе в РФ.

Оснащение:

- учебник: Климович В.П. «Финансы, ДО и кредит»;

- Схема денежного обращения;

- раздаточный материал – задания на проверку знаний – тест.

Методы и методические приемы:

- словесный (беседа, рассказ);

- наглядный (метод демонстраций);

- практический (письменные и устные упражнения).

Межпредметные связи: «Основы экономики», «Экономика организации (предприятия)».

Внутрипредметные связи с темами: «Деньги: сущность, эволюция, виды и функции. Денежная система»; «Количество денег в обращении».

Формы работы: коллективная, индивидуальная, дифференцированная.

Используемая методическая литература:

1. Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: «Форум-Инфра», 2014.

2. Герасименко В.П. Рудская Е.Н. Финансы и кредит. - М.: «Инфра-М», 2015.

3. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М: Финансы и статистика, 2013.

4. Зарипова И.Р. Финансы и кредит: Учебник, Уфа: РИО, 2013.

5. Финансы, деньги, кредит: Учебник/Под ред. О.В. Соколовой - М.: Юристь, 2015.

Ход урока

1. Организационный этап – (2 мин)

(Проверка готовности учащихся к учебному занятию)

2. Этап подготовки студентов к активному усвоению знаний – (3 мин)

(Вступительное слово преподавателя, тема занятия, постановка цели)

3. Этап изучения нового материала (лекционный материал) – (15 мин)

Понятие денежного обращения. Отличие и взаимосвязь понятий денежного обращения и денежного оборота. Единство налично-денежного и безналичного компонентов денежного оборота.

Понятие денежной эмиссии и ее виды, организации и инструменты безналичного оборота. Понятие о платежной системе.

4. Этап закрепления изученного материала – беседа (10 мин)

Вопросы:

1. В каких формах осуществляется денежное обращение?

2. Объясните механизм налично-денежного обращения?

3. Объясните механизм безналичного обращения?

4. Какова главная цель эмиссии безналичных денег? Объясните процесс эмиссии денег?

5. Что такое платежная система?

5. Этап изучения нового материала (лекционный материал) – (15 мин)

Количество денег в обращении. Факторы, определяющие массу денег в обращении. Закон денежного обращения. Денежная масса как важнейший количественный показатель денежного обращения.

Уравнение обмена. Спрос и предложение денег, находящихся в обращении. Понятие денежного мультипликатора.

6. Этап закрепления изученного материала – беседа – (20 мин)

Вопросы:

1. От каких факторов зависит количество денег в обращении?

2. Как определяется скорость обращения денег?

3. Что такое денежная масса, что влияет на изменение денежной массы?

4. Как определяются денежные агрегаты?

5. Уравнение обмена и регулирование количества денег в обращении?

6. Предложение и спрос на деньги?

7. Достижение равновесия на денежном рынке?

8. Понятие денежного мультипликатора, как он влияет на управление денежной массой?

7. Этап закрепления изученного материала – тестирование – (15 мин)

8. Заключительный этап – (5 мин)

(Подведение итогов, оценивание студентов)

9. Этап информирования о домашнем задании – (5 мин)

Домашнее задание:

Климович В.П. Финансы, ДО и кредит, Стр.4-15; 16-35; Конспект.

Самостоятельная работа:

Изучение лекционного материала.

Написание рефератов и подготовка сообщений по вопросам: Происхождение денег, виды денег. Виды и содержание денежных реформ.

План

учебного занятия по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»

в группе Б-2-1 спец. 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям)

преподаватель: Алхимова Т.И.

Раздел 1. Деньги.

Тема: Определение типов инфляции.

Тип учебного занятия: Закрепление изученного материала.

Форма учебного занятия: Практическое занятие.

Цель учебного занятия: Овладеть знаниями об инфляции, ее особенностями на современном этапе, изучить ее типы и виды, научиться производить расчеты уровня инфляции, изменения индекса цен.

Задачи учебного занятия:

Образовательные: Овладеть знаниями об инфляции, изучить ее типы и виды, научиться производить расчеты уровня инфляции, изменения индекса цен.

Воспитательные: Сформировать профессиональные качества, воспитание собранности, усидчивости, аккуратности. Понимание важности умения применять экономическую информацию для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов.

Развивающие: Умение использовать в практической деятельности и повседневной жизни знаний об инфляции, понимать ее влияние на экономические процессы.

Оснащение:

- учебник: Климович В.П. «Финансы, ДО и кредит»;

- Формулы расчета: Индекс цен, темп инфляции;

- раздаточный материал – задания на практическое занятие, формулы для расчета.

Методы и методические приемы:

- словесный (беседа, рассказ);

- наглядный (метод демонстраций);

- практический (письменные и устные упражнения).

Межпредметные связи: «Основы экономики», «Экономика организации (предприятия)», «Статистика».

Внутрипредметные связи с темами: «Денежное обращение и характеристика совокупного денежного оборота»; «Количество денег в обращении».

Формы работы: коллективная, индивидуальная, дифференцированная.

Используемая методическая литература:

1. Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: «Форум-Инфра», 2014.

2. Герасименко В.П. Рудская Е.Н. Финансы и кредит. - М.: «Инфра-М», 2015.

3. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М: Финансы и статистика, 2016.

4. Зарипова И.Р. Финансы и кредит: Учебник, Уфа: РИО, 2013.

5. Финансы, деньги, кредит: Учебник/Под ред. О.В. Соколовой - М.: Юристь, 2015.

Ход урока

1. Организационный этап – (2 мин)

(Проверка готовности учащихся к учебному занятию)

2. Этап подготовки студентов к активному усвоению знаний – (3 мин)

(Вступительное слово преподавателя, тема занятия, постановка цели)

3. Этап закрепления изученного материала – беседа (10 мин)

Вопросы:

1. В каких формах осуществляется денежное обращение?

2. Объясните механизм налично-денежного обращения?

3. Объясните механизм безналичного обращения?

4. Какова главная цель эмиссии безналичных денег? Объясните процесс эмиссии денег?

5. От каких факторов зависит количество денег в обращении?

6. Как определяется скорость обращения денег?

7. Что такое денежная масса, что влияет на изменение денежной массы?

4. Этап изучения нового материала лекционный материал – (10 мин)

Понятие инфляции. Отличительные особенности современной инфляции. Факторы, оказывающие влияние на изменение инфляции. Типы инфляции: инфляция спроса и инфляция издержек. Деление инфляции на три вида: ползучая, галопирующая, гиперинфляция.

Определение индекса цен и темпа инфляции.

5. Этап изучения нового материала – решение задач – (15 мин)


 

Пример 1.

В январе уровень инфляции равен 10%, в феврале – 15%.

Найти уровень инфляции за два месяца.

Решение:

RI = (0,1+1)*(0,15+1) – 1 = 0,265 или 26,5%


 

Пример 2.

За период ноябрь-декабрь уровень инфляции составил 40%, а в ноябре – 10 %. Найти уровень инфляции в декабре (с точностью до 0,1%).

Решение:

Способ 1 (точный).

Обозначим через х уровень инфляции в ноябре (в десятичной дроби), тогда

RI=(RI1+1)*(RI2+1) –1,

0,4=(0,1+1)*(х+1) –1, отсюда х= (0,4+1) / (0,1+1) – 1 = 0,273 (27,3%).


 

Способ 2 (приближенный).

Уровень инфляции в ноябре равен 40 10 = 30%.


 

Пример 3.

Месячный уровень инфляции неизменно равен 2%. Найти годовой уровень инфляции.

Решение:

Способ 1 (точный). (1+0,02)12 – 1 = 0,268 (26,8%)

Способ 2 (приближенный). 2%*12 = 24%

6. Этап закрепления изученного материала – решение задач – (40 мин)

Пример 1.

Уровень инфляции в Росси в 2012г. составил а %, а в 2013г.– в %.

Найти уровень инфляции за два данных года.


 

Вариант

1

2

3

4

а

10,9

10,8

10,2

10,7

в

12,7

12,3

12,4

12,5




Пример 2.

За период октябрь-ноябрь уровень инфляции составил -а %, а в октябре – в %.

Найти уровень инфляции в ноябре (с точностью до 0,1%).

Вариант

1

2

3

4

а

50

20

25

15

в

20

5

15

10

 

Пример 3.

Рыночная корзина состоит из 3 кг муки и 2 кг яблок.

Начальная цена муки равна а руб./кг, яблок – в руб./кг. Цена муки не изменилась. Найти уровень инфляции, если цена яблок выросла на 12%. Начальный момент времени принять за базовый.


 

Вариант

1

2

3

4

а

8

9

10

11

в

10

12

8

9


 

Пример 4. Месячный уровень инфляции неизменен в течение года и составил 8%. Найдите годовой уровень инфляции.


 

Пример 5. Определите уровень инфляции (дефляции) за два месяца, если в декабре цены выросли на 20%, а в январе упали на 19%.

7. Заключительный этап – (5 мин)

(Подведение итогов, оценивание студентов)

8. Этап информирования о домашнем задании – (5 мин)

Домашнее задание:

Климович В.П. Финансы, ДО и кредит, Стр.4-15; 16-35; Конспект.

Самостоятельная работа:

Изучение лекционного материала.

Написание рефератов и подготовка сообщений по вопросам: Влияние инфляции на современную экономику. Связь денежных реформ и инфляционных процессов в современной России.

План

учебного занятия по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»

в группе Б-2-1 спец. 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям)

преподаватель: Алхимова Т.И.

Раздел 3. Кредит и банки.

Тема: Сущность, функции и формы кредита.

Тип учебного занятия: Изучение нового материала.

Форма учебного занятия: Обучающее занятие.

Цель учебного занятия: Овладеть знаниями о понятии кредита как экономической категории.

Задачи учебного занятия:

Образовательные: Овладеть знаниями о кредитовании. Знать функции кредита, принципы кредитования, основные виды кредита.

Воспитательные: Сформировать профессиональные качества, воспитание собранности, усидчивости, аккуратности. Воспитание экономически грамотного гражданина своей страны.

Развивающие: Умение использовать в практической деятельности и повседневной жизни знаний о кредите.

Оснащение:

- учебник: Климович В.П. «Финансы, ДО и кредит»;

- Схема «Основные виды кредита».

Методы и методические приемы:

- словесный (беседа, рассказ);

- наглядный (метод демонстраций);

- практический (письменные и устные упражнения).

Межпредметные связи: «Основы экономики», «Экономика организации (предприятия)».

Внутрипредметные связи с темами: «Деньги: сущность, эволюция, виды и функции. Денежная система»; «Денежное обращение и характеристика совокупного денежного оборота».

Формы работы: коллективная, индивидуальная, дифференцированная.

Изучения нового материала (лекционный материал):

Кредит как экономическая категория.

Функции кредита: аккумуляция и мобилизация денежного капитала, перераспределение денежного капитала, контрольная функция и др.

Принципы кредитования: срочность, платность, возвратность.

Формы кредита: коммерческий, банковский, потребительский, государ­ственный, межбанковский, международный, частный.

Домашнее задание:

Климович В.П. Финансы, ДО и кредит, Стр.204-215; Конспект.

План

учебного занятия по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»

в группе Б-2-1 спец. 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям)

преподаватель: Алхимова Т.И.

Раздел 3. Кредит и банки.

Тема: Кредит как форма движения ссудного капитала.

Тип учебного занятия: Изучение нового материала. Закрепление пройденного материала.

Форма учебного занятия: Обучающее занятие.

Цель учебного занятия: Овладеть знаниями о понятии кредита как формы ссудного капитала.

Задачи учебного занятия:

Образовательные: Овладеть знаниями об особенностях и источниках образования ссудного капитала. Изучить структуру рынка ссудных капиталов. Понимать сущность определения процента за кредит.

Воспитательные: Сформировать профессиональные качества, воспитание собранности, усидчивости, аккуратности. Воспитание экономически грамотного гражданина своей страны.

Развивающие: Умение использовать в практической деятельности и повседневной жизни знаний о кредите и расчете процентов за пользование кредитом.

Оснащение:

- учебник: Климович В.П. «Финансы, ДО и кредит»;

- Схема «Структура рынка ссудных капиталов».

Методы и методические приемы:

- словесный (беседа, рассказ);

- наглядный (метод демонстраций);

- практический (письменные и устные упражнения).

Межпредметные связи: «Основы экономики», «Экономика организации (предприятия)».

Внутрипредметные связи с темами: «Сущность, функции и формы кредита».

Формы работы: коллективная, индивидуальная, дифференцированная.

Повторение пройденного материала:

Кредит как экономическая категория.

Функции кредита: аккумуляция и мобилизация денежного капитала, перераспределение денежного капитала, контрольная функция и др.

Принципы кредитования: срочность, платность, возвратность.

Формы кредита: коммерческий, банковский, потребительский, государ­ственный, межбанковский, международный, частный.

Изучения нового материала (лекционный материал):

Кредит как форма движения ссудного капитала. Особенности и источники образования ссудного капитала.

Структура рынка ссудных капиталов: участники и сегменты.

Процент за кредит как цена ссудного капитала. Понятие депозитного и ссудного процента. Факторы, определяющие норму процента.

Домашнее задание:

Климович В.П. Финансы, ДО и кредит, Стр.202-204; Конспект.


 

План

учебного занятия по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»

в группе Б-2-1 спец. 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям)

преподаватель: Алхимова Т.И.

Раздел 4. Ценные бумаги и фондовый рынок

Тема: Ценные бумаги, их свойства и виды

Тип учебного занятия: Изучение нового материала.

Форма учебного занятия: Обучающее занятие.

Цель учебного занятия: Овладеть знаниями о понятии ценных бумаг и их видах.

Задачи учебного занятия:

Образовательные: Овладеть знаниями о понятии ценных бумаг, умение разбираться в многообразии их видов, особенностях получения доходов по ним.

Воспитательные: Сформировать профессиональные качества, воспитание собранности, усидчивости, аккуратности. Воспитание экономически грамотного гражданина своей страны.

Развивающие: Умение использовать в практической деятельности и повседневной жизни знаний о ценных бумагах, способах получения по ним доходов.

Оснащение:

- учебник: Климович В.П. «Финансы, ДО и кредит»;

- Раздаточный материал.

Методы и методические приемы:

- словесный (беседа, рассказ);

- наглядный (метод демонстраций);

- практический (письменные и устные упражнения).

Межпредметные связи: «Основы экономики», «Экономика организации (предприятия)».

Внутрипредметные связи с темами: «Инвестирование капитала и его виды».

Формы работы: коллективная, индивидуальная, дифференцированная.

Изучения нового материала (лекционный материал):

Понятие ценные бумаги, их свойства и виды.

Классификация ценных бумаг.

Характеристика различных ценных бумаг.

Сущность основных и производных ценные бумаги.

Способы получения доходов по различным ценным бумагам.

Домашнее задание:

Климович В.П. Финансы, ДО и кредит, Стр.150-154; Конспект.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

План

учебного занятия по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»

в группе Б-2-1 спец. 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям)

преподаватель: Алхимова Т.И.

Раздел 4. Ценные бумаги и фондовый рынок

Тема: Рынок ценных бумаг, его отличительные особенности.

Тип учебного занятия: Изучение нового материала.

Форма учебного занятия: Обучающее занятие.

Цель учебного занятия: Овладеть знаниями о рынке ценных бумаг.

Задачи учебного занятия:

Образовательные: Овладеть знаниями о рынках ценных бумаг и их особенностях функционирования, о деятельности участников рынка ценных бумаг.

Воспитательные: Сформировать профессиональные качества, воспитание собранности, усидчивости, аккуратности. Воспитание экономически грамотного гражданина своей страны.

Развивающие: Умение использовать в практической деятельности и повседневной жизни знаний о рынках ценных бумаг, способах получения доходов от размещения ценных бумаг на рынках ценных бумаг.

Оснащение:

- учебник: Климович В.П. «Финансы, ДО и кредит»;

- Раздаточный материал.

Методы и методические приемы:

- словесный (беседа, рассказ);

- наглядный (метод демонстраций);

- практический (письменные и устные упражнения).

Межпредметные связи: «Основы экономики», «Экономика организации (предприятия)».

Внутрипредметные связи с темами: «Инвестирование капитала и его виды».

Формы работы: коллективная, индивидуальная, дифференцированная.

Повторение пройденного материала:

Понятие ценные бумаги, классификация ценных бумаг.

Характеристика различных ценных бумаг.

Способы получения доходов по различным ценным бумагам.

Сущность и порядок обращения отдельных ценных бумаг: казначейские обязательства государства, сберегательные и депозитные сертификаты банков, вексель, варрант, коносамент, опцион, фьючерс.

Изучения нового материала (лекционный материал):

Рынок ценных бумаг, его отличительные особенности.

Участники рынка ценных бумаг.

Биржевой и внебиржевой рынки.

Выпуск и обращение ценных бумаг, первичный и вторичный рынки.

Закрепление пройденного материала: проведение тестирования.

Домашнее задание:

Климович В.П. Финансы, ДО и кредит, Стр.148-149; Конспект.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.