Планы учебных занятий по учебной дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»
План
учебного занятия по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»
в группе Б-2-1 спец. 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям)
преподаватель: Алхимова Т.И.
Раздел 1. Деньги.
Тема: Денежное обращение и характеристика совокупного денежного оборота.
Тип учебного занятия: Изучение нового материала.
Форма учебного занятия: Обучающее занятие.
Цель учебного занятия: Овладеть знаниями о понятии денежного обращения и характеристике совокупного денежного оборота, понятии денежной эмиссии и ее видах.
Задачи учебного занятия:
Образовательные: Овладеть знаниями о денежном обращении, пониманием взаимосвязи понятий денежного обращения и денежного оборота. Знать понятие денежной эмиссии, организацию и инструменты безналичного оборота, понятие о платежной системе.
Воспитательные: Сформировать профессиональные качества, воспитание собранности, усидчивости, аккуратности. Понимание важности умения применять экономическую информацию для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов.
Развивающие: Умение использовать в практической деятельности и повседневной жизни знаний о денежном обороте, платежной системе в РФ.
Оснащение:
- учебник: Климович В.П. «Финансы, ДО и кредит»;
- Схема денежного обращения;
- раздаточный материал – задания на проверку знаний – тест.
Методы и методические приемы:
- словесный (беседа, рассказ);
- наглядный (метод демонстраций);
- практический (письменные и устные упражнения).
Межпредметные связи: «Основы экономики», «Экономика организации (предприятия)».
Внутрипредметные связи с темами: «Деньги: сущность, эволюция, виды и функции. Денежная система»; «Количество денег в обращении».
Формы работы: коллективная, индивидуальная, дифференцированная.
Используемая методическая литература:
1. Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: «Форум-Инфра», 2014.
2. Герасименко В.П. Рудская Е.Н. Финансы и кредит. - М.: «Инфра-М», 2015.
3. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М: Финансы и статистика, 2013.
4. Зарипова И.Р. Финансы и кредит: Учебник, Уфа: РИО, 2013.
5. Финансы, деньги, кредит: Учебник/Под ред. О.В. Соколовой - М.: Юристь, 2015.
Ход урока
1. Организационный этап – (2 мин)
(Проверка готовности учащихся к учебному занятию)
2. Этап подготовки студентов к активному усвоению знаний – (3 мин)
(Вступительное слово преподавателя, тема занятия, постановка цели)
3. Этап изучения нового материала (лекционный материал) – (15 мин)
Понятие денежного обращения. Отличие и взаимосвязь понятий денежного обращения и денежного оборота. Единство налично-денежного и безналичного компонентов денежного оборота.
Понятие денежной эмиссии и ее виды, организации и инструменты безналичного оборота. Понятие о платежной системе.
4. Этап закрепления изученного материала – беседа – (10 мин)
Вопросы:
1. В каких формах осуществляется денежное обращение?
2. Объясните механизм налично-денежного обращения?
3. Объясните механизм безналичного обращения?
4. Какова главная цель эмиссии безналичных денег? Объясните процесс эмиссии денег?
5. Что такое платежная система?
5. Этап изучения нового материала (лекционный материал) – (15 мин)
Количество денег в обращении. Факторы, определяющие массу денег в обращении. Закон денежного обращения. Денежная масса как важнейший количественный показатель денежного обращения.
Уравнение обмена. Спрос и предложение денег, находящихся в обращении. Понятие денежного мультипликатора.
6. Этап закрепления изученного материала – беседа – (20 мин)
Вопросы:
1. От каких факторов зависит количество денег в обращении?
2. Как определяется скорость обращения денег?
3. Что такое денежная масса, что влияет на изменение денежной массы?
4. Как определяются денежные агрегаты?
5. Уравнение обмена и регулирование количества денег в обращении?
6. Предложение и спрос на деньги?
7. Достижение равновесия на денежном рынке?
8. Понятие денежного мультипликатора, как он влияет на управление денежной массой?
7. Этап закрепления изученного материала – тестирование – (15 мин)
8. Заключительный этап – (5 мин)
(Подведение итогов, оценивание студентов)
9. Этап информирования о домашнем задании – (5 мин)
Домашнее задание:
Климович В.П. Финансы, ДО и кредит, Стр.4-15; 16-35; Конспект.
Самостоятельная работа:
Изучение лекционного материала.
Написание рефератов и подготовка сообщений по вопросам: Происхождение денег, виды денег. Виды и содержание денежных реформ.
План
учебного занятия по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»
в группе Б-2-1 спец. 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям)
преподаватель: Алхимова Т.И.
Раздел 1. Деньги.
Тема: Определение типов инфляции.
Тип учебного занятия: Закрепление изученного материала.
Форма учебного занятия: Практическое занятие.
Цель учебного занятия: Овладеть знаниями об инфляции, ее особенностями на современном этапе, изучить ее типы и виды, научиться производить расчеты уровня инфляции, изменения индекса цен.
Задачи учебного занятия:
Образовательные: Овладеть знаниями об инфляции, изучить ее типы и виды, научиться производить расчеты уровня инфляции, изменения индекса цен.
Воспитательные: Сформировать профессиональные качества, воспитание собранности, усидчивости, аккуратности. Понимание важности умения применять экономическую информацию для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов.
Развивающие: Умение использовать в практической деятельности и повседневной жизни знаний об инфляции, понимать ее влияние на экономические процессы.
Оснащение:
- учебник: Климович В.П. «Финансы, ДО и кредит»;
- Формулы расчета: Индекс цен, темп инфляции;
- раздаточный материал – задания на практическое занятие, формулы для расчета.
Методы и методические приемы:
- словесный (беседа, рассказ);
- наглядный (метод демонстраций);
- практический (письменные и устные упражнения).
Межпредметные связи: «Основы экономики», «Экономика организации (предприятия)», «Статистика».
Внутрипредметные связи с темами: «Денежное обращение и характеристика совокупного денежного оборота»; «Количество денег в обращении».
Формы работы: коллективная, индивидуальная, дифференцированная.
Используемая методическая литература:
1. Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: «Форум-Инфра», 2014.
2. Герасименко В.П. Рудская Е.Н. Финансы и кредит. - М.: «Инфра-М», 2015.
3. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М: Финансы и статистика, 2016.
4. Зарипова И.Р. Финансы и кредит: Учебник, Уфа: РИО, 2013.
5. Финансы, деньги, кредит: Учебник/Под ред. О.В. Соколовой - М.: Юристь, 2015.
Ход урока
1. Организационный этап – (2 мин)
(Проверка готовности учащихся к учебному занятию)
2. Этап подготовки студентов к активному усвоению знаний – (3 мин)
(Вступительное слово преподавателя, тема занятия, постановка цели)
3. Этап закрепления изученного материала – беседа – (10 мин)
Вопросы:
1. В каких формах осуществляется денежное обращение?
2. Объясните механизм налично-денежного обращения?
3. Объясните механизм безналичного обращения?
4. Какова главная цель эмиссии безналичных денег? Объясните процесс эмиссии денег?
5. От каких факторов зависит количество денег в обращении?
6. Как определяется скорость обращения денег?
7. Что такое денежная масса, что влияет на изменение денежной массы?
4. Этап изучения нового материала – лекционный материал – (10 мин)
Понятие инфляции. Отличительные особенности современной инфляции. Факторы, оказывающие влияние на изменение инфляции. Типы инфляции: инфляция спроса и инфляция издержек. Деление инфляции на три вида: ползучая, галопирующая, гиперинфляция.
Определение индекса цен и темпа инфляции.
5. Этап изучения нового материала – решение задач – (15 мин)
Пример 1.
В январе уровень инфляции равен 10%, в феврале – 15%.
Найти уровень инфляции за два месяца.
Решение:
RI = (0,1+1)*(0,15+1) – 1 = 0,265 или 26,5%
Пример 2.
За период ноябрь-декабрь уровень инфляции составил 40%, а в ноябре – 10 %. Найти уровень инфляции в декабре (с точностью до 0,1%).
Решение:
Способ 1 (точный).
Обозначим через х уровень инфляции в ноябре (в десятичной дроби), тогда
RI=(RI1+1)*(RI2+1) –1,
0,4=(0,1+1)*(х+1) –1, отсюда х= (0,4+1) / (0,1+1) – 1 = 0,273 (27,3%).
Способ 2 (приближенный).
Уровень инфляции в ноябре равен 40 – 10 = 30%.
Пример 3.
Месячный уровень инфляции неизменно равен 2%. Найти годовой уровень инфляции.
Решение:
Способ 1 (точный). (1+0,02)12 – 1 = 0,268 (26,8%)
Способ 2 (приближенный). 2%*12 = 24%
6. Этап закрепления изученного материала – решение задач – (40 мин)
Пример 1.
Уровень инфляции в Росси в 2012г. составил а %, а в 2013г.– в %.
Найти уровень инфляции за два данных года.
Вариант |
1 |
2 |
3 |
4 |
а |
10,9 |
10,8 |
10,2 |
10,7 |
в |
12,7 |
12,3 |
12,4 |
12,5 |
Пример 2.
За период октябрь-ноябрь уровень инфляции составил -а %, а в октябре – в %.
Найти уровень инфляции в ноябре (с точностью до 0,1%).
Вариант |
1 |
2 |
3 |
4 |
а |
50 |
20 |
25 |
15 |
в |
20 |
5 |
15 |
10 |
Пример 3.
Рыночная корзина состоит из 3 кг муки и 2 кг яблок.
Начальная цена муки равна а руб./кг, яблок – в руб./кг. Цена муки не изменилась. Найти уровень инфляции, если цена яблок выросла на 12%. Начальный момент времени принять за базовый.
Вариант |
1 |
2 |
3 |
4 |
а |
8 |
9 |
10 |
11 |
в |
10 |
12 |
8 |
9 |
Пример 4. Месячный уровень инфляции неизменен в течение года и составил 8%. Найдите годовой уровень инфляции.
Пример 5. Определите уровень инфляции (дефляции) за два месяца, если в декабре цены выросли на 20%, а в январе упали на 19%.
7. Заключительный этап – (5 мин)
(Подведение итогов, оценивание студентов)
8. Этап информирования о домашнем задании – (5 мин)
Домашнее задание:
Климович В.П. Финансы, ДО и кредит, Стр.4-15; 16-35; Конспект.
Самостоятельная работа:
Изучение лекционного материала.
Написание рефератов и подготовка сообщений по вопросам: Влияние инфляции на современную экономику. Связь денежных реформ и инфляционных процессов в современной России.
План
учебного занятия по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»
в группе Б-2-1 спец. 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям)
преподаватель: Алхимова Т.И.
Раздел 3. Кредит и банки.
Тема: Сущность, функции и формы кредита.
Тип учебного занятия: Изучение нового материала.
Форма учебного занятия: Обучающее занятие.
Цель учебного занятия: Овладеть знаниями о понятии кредита как экономической категории.
Задачи учебного занятия:
Образовательные: Овладеть знаниями о кредитовании. Знать функции кредита, принципы кредитования, основные виды кредита.
Воспитательные: Сформировать профессиональные качества, воспитание собранности, усидчивости, аккуратности. Воспитание экономически грамотного гражданина своей страны.
Развивающие: Умение использовать в практической деятельности и повседневной жизни знаний о кредите.
Оснащение:
- учебник: Климович В.П. «Финансы, ДО и кредит»;
- Схема «Основные виды кредита».
Методы и методические приемы:
- словесный (беседа, рассказ);
- наглядный (метод демонстраций);
- практический (письменные и устные упражнения).
Межпредметные связи: «Основы экономики», «Экономика организации (предприятия)».
Внутрипредметные связи с темами: «Деньги: сущность, эволюция, виды и функции. Денежная система»; «Денежное обращение и характеристика совокупного денежного оборота».
Формы работы: коллективная, индивидуальная, дифференцированная.
Изучения нового материала (лекционный материал):
Кредит как экономическая категория.
Функции кредита: аккумуляция и мобилизация денежного капитала, перераспределение денежного капитала, контрольная функция и др.
Принципы кредитования: срочность, платность, возвратность.
Формы кредита: коммерческий, банковский, потребительский, государственный, межбанковский, международный, частный.
Домашнее задание:
Климович В.П. Финансы, ДО и кредит, Стр.204-215; Конспект.
План
учебного занятия по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»
в группе Б-2-1 спец. 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям)
преподаватель: Алхимова Т.И.
Раздел 3. Кредит и банки.
Тема: Кредит как форма движения ссудного капитала.
Тип учебного занятия: Изучение нового материала. Закрепление пройденного материала.
Форма учебного занятия: Обучающее занятие.
Цель учебного занятия: Овладеть знаниями о понятии кредита как формы ссудного капитала.
Задачи учебного занятия:
Образовательные: Овладеть знаниями об особенностях и источниках образования ссудного капитала. Изучить структуру рынка ссудных капиталов. Понимать сущность определения процента за кредит.
Воспитательные: Сформировать профессиональные качества, воспитание собранности, усидчивости, аккуратности. Воспитание экономически грамотного гражданина своей страны.
Развивающие: Умение использовать в практической деятельности и повседневной жизни знаний о кредите и расчете процентов за пользование кредитом.
Оснащение:
- учебник: Климович В.П. «Финансы, ДО и кредит»;
- Схема «Структура рынка ссудных капиталов».
Методы и методические приемы:
- словесный (беседа, рассказ);
- наглядный (метод демонстраций);
- практический (письменные и устные упражнения).
Межпредметные связи: «Основы экономики», «Экономика организации (предприятия)».
Внутрипредметные связи с темами: «Сущность, функции и формы кредита».
Формы работы: коллективная, индивидуальная, дифференцированная.
Повторение пройденного материала:
Кредит как экономическая категория.
Функции кредита: аккумуляция и мобилизация денежного капитала, перераспределение денежного капитала, контрольная функция и др.
Принципы кредитования: срочность, платность, возвратность.
Формы кредита: коммерческий, банковский, потребительский, государственный, межбанковский, международный, частный.
Изучения нового материала (лекционный материал):
Кредит как форма движения ссудного капитала. Особенности и источники образования ссудного капитала.
Структура рынка ссудных капиталов: участники и сегменты.
Процент за кредит как цена ссудного капитала. Понятие депозитного и ссудного процента. Факторы, определяющие норму процента.
Домашнее задание:
Климович В.П. Финансы, ДО и кредит, Стр.202-204; Конспект.
План
учебного занятия по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»
в группе Б-2-1 спец. 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям)
преподаватель: Алхимова Т.И.
Раздел 4. Ценные бумаги и фондовый рынок
Тема: Ценные бумаги, их свойства и виды
Тип учебного занятия: Изучение нового материала.
Форма учебного занятия: Обучающее занятие.
Цель учебного занятия: Овладеть знаниями о понятии ценных бумаг и их видах.
Задачи учебного занятия:
Образовательные: Овладеть знаниями о понятии ценных бумаг, умение разбираться в многообразии их видов, особенностях получения доходов по ним.
Воспитательные: Сформировать профессиональные качества, воспитание собранности, усидчивости, аккуратности. Воспитание экономически грамотного гражданина своей страны.
Развивающие: Умение использовать в практической деятельности и повседневной жизни знаний о ценных бумагах, способах получения по ним доходов.
Оснащение:
- учебник: Климович В.П. «Финансы, ДО и кредит»;
- Раздаточный материал.
Методы и методические приемы:
- словесный (беседа, рассказ);
- наглядный (метод демонстраций);
- практический (письменные и устные упражнения).
Межпредметные связи: «Основы экономики», «Экономика организации (предприятия)».
Внутрипредметные связи с темами: «Инвестирование капитала и его виды».
Формы работы: коллективная, индивидуальная, дифференцированная.
Изучения нового материала (лекционный материал):
Понятие ценные бумаги, их свойства и виды.
Классификация ценных бумаг.
Характеристика различных ценных бумаг.
Сущность основных и производных ценные бумаги.
Способы получения доходов по различным ценным бумагам.
Домашнее задание:
Климович В.П. Финансы, ДО и кредит, Стр.150-154; Конспект.
План
учебного занятия по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»
в группе Б-2-1 спец. 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям)
преподаватель: Алхимова Т.И.
Раздел 4. Ценные бумаги и фондовый рынок
Тема: Рынок ценных бумаг, его отличительные особенности.
Тип учебного занятия: Изучение нового материала.
Форма учебного занятия: Обучающее занятие.
Цель учебного занятия: Овладеть знаниями о рынке ценных бумаг.
Задачи учебного занятия:
Образовательные: Овладеть знаниями о рынках ценных бумаг и их особенностях функционирования, о деятельности участников рынка ценных бумаг.
Воспитательные: Сформировать профессиональные качества, воспитание собранности, усидчивости, аккуратности. Воспитание экономически грамотного гражданина своей страны.
Развивающие: Умение использовать в практической деятельности и повседневной жизни знаний о рынках ценных бумаг, способах получения доходов от размещения ценных бумаг на рынках ценных бумаг.
Оснащение:
- учебник: Климович В.П. «Финансы, ДО и кредит»;
- Раздаточный материал.
Методы и методические приемы:
- словесный (беседа, рассказ);
- наглядный (метод демонстраций);
- практический (письменные и устные упражнения).
Межпредметные связи: «Основы экономики», «Экономика организации (предприятия)».
Внутрипредметные связи с темами: «Инвестирование капитала и его виды».
Формы работы: коллективная, индивидуальная, дифференцированная.
Повторение пройденного материала:
Понятие ценные бумаги, классификация ценных бумаг.
Характеристика различных ценных бумаг.
Способы получения доходов по различным ценным бумагам.
Сущность и порядок обращения отдельных ценных бумаг: казначейские обязательства государства, сберегательные и депозитные сертификаты банков, вексель, варрант, коносамент, опцион, фьючерс.
Изучения нового материала (лекционный материал):
Рынок ценных бумаг, его отличительные особенности.
Участники рынка ценных бумаг.
Биржевой и внебиржевой рынки.
Выпуск и обращение ценных бумаг, первичный и вторичный рынки.
Закрепление пройденного материала: проведение тестирования.
Домашнее задание:
Климович В.П. Финансы, ДО и кредит, Стр.148-149; Конспект.