Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО)
08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ»
Разработчики: Русяева Нина Григорьевна, преподаватель ГАПОУ ПО ПМПК отделения строительства
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
|
4 |
|
6 |
|
10 |
|
11 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы учебной дисциплины русский язык для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (одобрена ФГУ ФИРО).
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым учебным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
связь языка и истории;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 124 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 84 часа;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
124 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
84 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
|
практические занятия |
|
контрольные работы |
|
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
40 |
в том числе: |
|
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) |
не предусмотрено |
Итоговая аттестация в форме экзамена во 2 семестре |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Тема 1.1. Язык и речь |
Содержание учебного материала Введение Язык как важнейшее средство человеческого общения Происхождение русского языка Взаимодействие русского языка с другими языками. Закономерности развитии Текст и его особенности Основные стили речи в русском языке. Книжные стили Основные стили речи в русском языке. Разговорный стиль речи. Особенности |
1 2 2 2 2 2 2 |
1 1 1 1 1 1 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта по теме: «Происхождение русского языка». Подготовка рефератов по темам: «Литературный язык - основа культуры речи», « Связь русского языка с историей и культурой русской нации». Выполнение стилистических анализов текстов разных стилей (самост. подбор) |
2 6 5 |
||
Тема 1.2. Лексика и фразеология |
Содержание учебного материала Лексическая система русского языка Русская лексика с точки зрения употребления и происхождения Межстилевая лексика русского языка Русская фразеология. Роль крылатых выражений в русском языке. |
2 2 2 2 |
2 2 2 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферата по теме: «Лексика ограниченного и неограниченного употребления»; выполнение индивидуальных работ по нахождению всех пластов русского языка в рассказах А.П. Чехова. |
6 |
||
Тема 1.3. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. |
Содержание учебного материала Фонетика. Фонемы. Слоги. Ударение. Орфоэпия. Нормы произношения Правописание гласных в приставках и суффиксах во всех частях речи Трудности правописания в русском языке, связанные с фонетическими нормами русского языка |
2 2 2 2 |
1 2 2 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение транскрипции по поэтическим текстам, предоставленным для индивидуальной работы. Выразительное чтение поэтических текстов с соблюдением правил фонетики и орфоэпии. |
2 3 |
||
Тема 1.4. Морфемика. Словообразовние. Орфография |
Содержание учебного материала Морфемика. Морфемный анализ в русском языке Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательный разбор в русском языке. |
2 2 |
1 1 |
Самостоятельная работа учащихся. Выполнение самостоятельных индивидуальных работ. Выполнение словообразовательных цепочек по карточкам. |
2 2 |
||
Тема 1.5. Морфология и орфография. |
Содержание учебного материала Знаменательные части речи в русском языке. Имя существительное. Имя прилагательное. Разряды. Правописание н // нн в имени прилагательном Имя числительное Местоимение. Глагол и глагольные части речи: причастие и деепричастие Наречие и слова категории состояния Морфологический разбор знаменательных частей речи в русском языке |
2 2 2 2 2 2 2 |
2 2 2 2 2 2 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Комментированное правописание текстов Подобрать все формы причастий и деепричастий к глаголам: танцевать, ходить, говорить, смеяться, идти. |
2 2 |
||
Тема 1. 6. Служебные части речи |
Содержание учебного материла Предлоги. Разряды. Союзы. Частицы. Междометия. Их значения в русском языке Модальные слова. Их значения в русском языке |
2 2 2 2 2 |
2 2 2 1 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Написание индивидуальной домашней контрольной работы |
2 |
||
Раздел 2.2. Тема 2.1. Синтаксис и пунктуация |
Содержание учебного материала Синтаксические единицы. Словосочетание. Простое предложение. Типы односоставных предложений Синтаксис осложненного предложения Предложение с однородными членами Предложение с обособленными членами. Синтаксис сложного предложения. Типы сложных предложений Многочленные предложения с разными видами связи Сложное синтаксическое целое. Понятие об абзаце. Диалогическое единство. Предложение с прямой и косвенной речью. Знаки препинания в них |
2 2 3 2 3 3 3 3 3 |
1 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка рефератов по темам: «Основные характеристики письменной речи», «Основные характеристики устной речи». |
6 |
||
Обобщающее повторение |
3 |
||
Всего |
124 |
3. Условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебных пособий по русскому языку;
- лингвистические словари: С.И Ожегов «Словарь русского языка», Фразеологический словарь.
- Плакаты: «Виды анализа», «Виды сложного предложения», «Знаки препинания в сложных предложениях», карточки-задания с профессиональной направленностью, опорные схемы по темам: «Стили речи», «Синтаксис и пунктуация», «Морфология», карточки-задания.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Н.А. Герасименко, В.В. Леденева « Русский язык», под ред. Н.А. Герасименко. – 14-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014 г
Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы \ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2011 г.
.
Словари
«Современный русский
язык . От А до Я» Розенталь Д.Е. Издательство Арис – Пресс, 2010 год.Словарь синонимов и антонимов современного русского языка. А.С. Гаврилова.
Ушаков, Д.Н., Крючков, С.Е. Орфографический словарь. – М.: Издательский центр « Дрофа» 2010 год.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
Шанский, Н.М., Боброва, Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2007.
Сергей Ожегов : Толковы
й словарь русского языка. м.: Издательство: Мир и образование, 2014 год.Дополнительные источники
Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень" Авторы: А.И.Власенков, Л.М.
Рыбченкова. Издательство М.: « Просвещение » , 2009 год.
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2009 год.
http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl11-02.htm.
http://uchimcauchitca.blogspot.ru/
Русский язык 10 – 11 класс. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., 2014 г. Издательство «ЛадКом» 2011 год.
«Культура речи в таблицах и схемах». Пивоварова И., Ларина О. М.: Издательство «Феникс» , 2013 год.
Сенина Н.А. Русский язык .Подготовка к ЕГЭ.– Ростов – на Дону.-2010
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: |
|
осуществлять речевой самоконтроль | тестирование, упражнения, домашняя работа |
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач |
домашние работы, фронтальный опрос |
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления |
письменные работы, домашние задания |
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей |
домашние задания, творческие работы |
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях |
домашняя работа, индивидуальный опрос |
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной и социально-деловой речи | домашние задания, творческие работы, индивидуальный опрос |
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка |
домашняя работа |
Знания: |
|
связь языка и истории, культуры русского и других народов |
фронтальный опрос |
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь |
домашняя работа |
Подготовка рефератов по темам: «Основные характеристики письменной речи», « Основные характеристики устной речи». |
самостоятельная работа |
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка |
домашняя работа, тестирование, творческие работы |
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно- научной, официально-деловой сферах общения |
тестирование |
Выполнение морфологического разбора разных частей речи |
самостоятельная работа |
применение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; |
практическая работа |
соблюдение норм речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем |
практическая работа |
использование основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста; |
диктант |