Интерактивные формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся

2
0
Материал опубликован 4 January 2021 в группе

Интерактивные формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся

                                                              Воспитывает все: люди, вещи, явления, 

                                                                                     но, прежде всего, люди.

                                                              Из них на первом месте - родители и педагоги.

                                                                                                         А. С. Макаренко

Современные исследователи отмечают важность взаимодействия педагогов и родителей для воспитания и развития детей. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду общеобразовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования ребенка. В настоящее время проблема процесса взаимодействия педагогов и родителей в воспитательно-образовательном процессе, может быть успешно решена на основе единых подходов к планированию совместной деятельности, выбору показателей результативности работы, единой методологической, организационно-структурной и методической основы. Поэтому я, как классный руководитель, стараюсь наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей, а также ищу новые, интерактивные формы и методы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

В сотрудничестве с родителями основываюсь, прежде всего, на равен­ство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных воз­можностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей считаю их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса. В связи с этим, стараюсь использовать новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Интерактивные методы выполняют диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности. Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и от реагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

В настоящее время мною активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, семейный клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. В моей практике, заседание клуба по согласованию с родителями детей, проводится 1 раз в месяц (по субботам),совместно с детьми или без детей. Тематика заседаний касается детей и их проблем в воспитании своих детей. Часто приглашаются другие специалисты, такие как, психолог, врач-педиатр, социальный педагог и др. Нами были проведены семейные клубы по темам: круглый стол «Мама – хранительница тепла и семейного очага», заседание клуба «Здоровое поколение», круглый стол «Как научить своего ребенка жить в мире людей», творческая мастерская "Делай как мы, делай с нами, делай лучше нас!", семейный проект «След войны в моей семье», диспут «Семья вместе – душа на месте», совместный отдых на природе детей и родителей.

Используя различные формы и методы в работе клуба, отмечается положительная динамика. Участие в работе клуба помогает родителям снять эмоциональное напряжение – так называемого «конфликта поколений», появившегося и у родителей и у детей. Появляется желание идти на контакт друг к другу, пересмотреть устоявшиеся нормы в связи с вновь возникшими обстоятельствами, чутко реагировать на изменение семейного климата и двигаться в направлении его улучшения, родители и дети научаться слышать друг друга и вставать на противоположную сторону. Повышается психолого-педагогическая культура родителей, которая в свою очередь способствует сохранению целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, формирование  равноправных и равноответственных партнёров.  К тому же, родители и дети обогащают семейный досуг культурными мероприятиями, благодаря которым семья укрепляется и сплачивается.

Среди интерактивных методов, которые целесообразно применять на традиционном родительском собрании, можно выделить: практикум, «большой круг», «аквариум», «круглый стол», деловая игра, ролевая игра, дискуссия, тренинг, КВН, case-study, модерация, имитационные игры, мастер-класс, совместные коллективно творческие дела, работа в мини-группах и др. Рассмотрим некоторые из названных интерактивных методов, применяемые мною в работе с родителями.

Практикум– это метод, способствующий выработке у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих проблем в воспитании и обучении, развитие педагогического мышления родителей и т. п. Посредством педагогического практикума классный руководитель может предложить родителям найти выход из конфликтной ситуации, которая может возникнуть во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и педагогов и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации. Практикум может проводиться в формате тренинга. Понятие тренинг имеет общее собирательное значение. Тренинг представляет собой метод активного обучения родителей, направленный на развитие у них знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг целесообразно использовать, если планируемый результат – не только получение родителями новой информации, но и применение полученных знаний на практике. В рамках тренинга используются различные приемы и техники активного обучения: деловые, ролевые, имитационные игры, разбор проблемных ситуаций и групповые дискуссии; раздаточный материал, технические средства обучения. Численность тренинговых групп – от 6 до 12 человек. Основными принципами проведения тренинга является доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях.

Совместные коллективные творческие дела – интересный и продуктивный метод активизации участников родительского собрания. На каждой стадии его проведения ведется поиск лучших способов решения общей актуальной для всех участников собрания практической задачи. Оно творческое потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда реализуется в разных нестандартных вариантах.

Эффективными и поэтому очень распространенными в рамках родительского собрания являются дискуссионные методы (педагогическая дискуссия или диспут, «большой круг», аквариум, круглый стол и т. п.). В рамках такого метода, как «большой круг» работа осуществляется в три этапа. На первом этапе – родители рассаживаются в большом кругу; педагог формирует проблему. На втором этапе (длится примерно 10 минут) каждый участник на заранее приготовленном листе бумаги записывает возможные способы решения проблемы. На третьем этапе каждый участник зачитывает свои предложения, остальные слушают; после чего проводится голосование по каждому пункту – стоит включать его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске, или нет. Данный метод оптимально использовать, если необходимо быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. Отличительной особенностью диспута является то, что он позволяет вовлечь всех участников родительского собрания в обсуждение тех или иных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута, прежде всего, зависит от его подготовки. В частности, примерно за месяц родителей необходимо познакомить с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута – это собственно проведение спора. На данном этапе успешности диспута определяется мастерством ведущего (им может быть классный руководитель или кто-то из родителей, обладающих хорошо сформированными коммуникативными навыками и владеющий материалом). Необходимо заранее установить регламент выступления для участников и в дальнейшем четко придерживаться его, внимательно выслушивать все выступления, грамотно аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута – уважение к позиции любого участника, готовность выслушать его. Темой диспута может служить любая спорная ситуация, связанная с психолого-педагогическими проблемами школьников: «Частная школа – за и против», «Выбор профессии – чье это дело?». «Аквариум» – это разновидность дискуссионных методов, при котором родителям предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Родители делятся на малые группы, в малых группах выбирается один представитель, которому остальные доверяют вести диалог по обсуждаемой на собрании проблеме. Остальные ученики выступают в роли зрителей. Благодаря такому варианту проведения собрания у родителей появляется возможность увидеть со стороны, как реагируют остальные участники на чужую мысль; как улаживают назревающий конфликт; как аргументируют свою мысль и так далее. «Круглый стол» проводится с целью выработки у родителей общего мнения по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается от одного до трех вопросов по актуальной для всех участников проблеме. Организация подобного варианта собрания предполагает необходимость расставить столы по периметру комнаты. Ведущий (классный руководитель) определяет свое место так, чтобы видеть всех участников. В работе «круглого стола» могут принимать участие приглашенные специалисты, представители администрация и др. Каждый вопрос выбранной проблемы обсуждается отдельно. Ведущий подводит итоги по каждому вопросу, обобщает все сказанное и предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок. Очень распространенными интерактивными методами проведения родительского собрания являются игры. В частности, ролевая игра – это метод коллективной творческой деятельности, направленной на изучение и последующее развитие уровня сформированности педагогических умений участников родительского собрания. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Выполнение домашнего задания ребенком», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика проведения ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников и путем последующего обсуждения выбрать оптимальный для рассматриваемой в игровой ситуации проблемы способ действий. «Деловая игра» результативна в случае, если родители имеют достаточные знания по решаемой проблеме. Выделяют такие виды деловых игр, как: - управленческие (воспроизведение конкретных управленческих функций); - исследовательские (связь с научно-исследовательской работой, изучение посредством игры учебных и образовательных методик); - организационно-деятельные (моделирование раннее неизвестного содержания деятельности по определенной теме); - игры-тренинги (упражнения, закрепляющие определенные психологопедагогические умения и навыки); - проективные (разработка собственного проекта, алгоритма действий, плана деятельности с последующей защитой разработанного). Имитационные игры – это метод, ориентированный на воспроизведение (имитацию) психолого-педагогических ситуаций (например, принятия решения, перераспределения ресурсов) в целях их изучения и освоения участниками собрания. Имитационные игры, как правило, спланированы так, что родители активно участвуют в них. Это обстоятельство обусловлено тем, что в каждую игру заложен конструктивный конфликт. Собственно его в игровой форме и решают родители и педагоги. Как упоминалось выше, после собрания можно в индивидуальном порядке обсудить с родителями проблемы их детей. Кроме того перспективными являются индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, классный руководитель – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Таким образом, классному руководителю необходимо постоянно искать наиболее подходящие формы, методы и приемы педагогического взаимодействия с семьями школьников. Взаимодействие классного руководителя с родителями - многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей. С помощью школы родители должны видеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки и предупреждать их. Родители должны видеть в педагогах людей, запрограммированных не на разрушение, а на созидание, как личности самого ребенка, так и семьи своего ученика.



Список использованной литературы

1. Анохина Г. М. Модернизация модели образовательного процесса в школе и педвузе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта // Педагогическое образование в России. 2014. №4. С.167-171.

2. Арнаутова Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей. М.: Дошкольное воспитание, 2013. 247 с.

3. В помощь классному руководителю. Мн.: ООО «Классико-принт», 2003. 120 с.

4. Дуброва В. П. Взаимодействие педагогов и родителей. Мн.: Феникс, 2008. 57 с. 20.

5. Еремина Р. А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. 183 с.

6. Пескова М. Е. Родительское собрание – интерактивная игра «Если ребенок не такой, как все...» // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru

7. Рожкова М. И. Классному руководителю. М.: Просвещение, 2009. 280 с.

8. Рожков М. И. Теория и методика воспитания. М.: Владос-Пресс, 2012. 384 с.











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.