12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бобровницкая Виктория3554
Старший методист и педагог дополнительного образования Работаю с объединением медиа-центр
Россия, Ярославская обл., Ярославль
Материал размещён в группе «Методические разработки»
7

Интерактивное занятие «Быть на своем месте» по фильму проекта «Руками детей Киноальманах «Простые истины»

Аннотация

Методические рекомендации для организации интерактивного занятия (киноурока) в рамках проекта «Руками детей Киноальманах «Простые истины» Ярославского областного отделения международного общественного фонда «Российский фонд мира» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Интерактивное занятие представляет собой воспитательное мероприятие по направлениям нравственного, социального, общекультурного развития, способствующее формированию традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов.

Рекомендации предназначены педагогическим работникам общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования для проведения занятий, а также могут являться основой для разработки собственных методических и дидактических материалов занятия по указанной теме с учетом образовательных потребностей и интересов конкретной группы школьников.


Цель интерактивного занятия: привлечь внимание обучающихся к важности определения и осознания своего места в жизни, своего предназначения, ощущения уверенности в нужности своего дела.


Задачи:

  • познакомить школьников с идеей и миссией проекта «Руками детей Киноальманах «Простые истины»;
  • способствовать формированию ценностного отношения и уважение к труду, творчеству и созиданию;
  • формировать понимание важности самоопределения в жизни, соотношения своих стремлений и возможностей, выбора своего жизненного пути;
  • расширить опыт учащихся по осмыслению своих жизненных установок и представлений;
  • развивать способности к коллективному обсуждению, умению вести диалог и слушать окружающих, анализировать мнение другого и отстаивать свою точку зрения;
  • развивать умение учащихся анализировать художественное произведение, находить тему и идею фильма.


Учебно-методическое обеспечение: короткометражный фильм «Сказка о дворнике», созданный школьниками в рамках проекта «Руками детей Киноальманах «Простые истины».


Возраст участников – 14-17 лет.


Оборудование: мультимедиа проектор, карточки с заданиями, ручки или карандаши.


Ход занятия

В начале занятия педагог проводит беседу с учащимися, настраивающую на просмотр фильмов и обсуждение их содержания. Напоминает, что принимаются абсолютно любые (корректные) ответы обучающихся без оценочных суждений со стороны педагога.

Все слова дальше принадлежат педагогу.


У поэта Роберта Рождественского есть такое стихотворение:

Человеку надо мало:

чтоб искал

и находил.

Чтоб имелись для начала

Друг – один

и враг – один…

Человеку надо мало:

чтоб тропинка вдаль вела.

Чтоб жила на свете

мама.

Сколько нужно ей – жила…


Человеку надо мало:

после грома – тишину.

Голубой клочок тумана.

Жизнь – одну.

И смерть – одну.

Утром свежую газету –

с Человечеством родство.

И всего одну планету:

Землю!

Только и всего.

И – межзвездную дорогу

да мечту о скоростях.

Это, в сущности,- немного.

Это, в общем-то,- пустяк.

Невеликая награда.

Невысокий пьедестал.

Человеку мало надо.

Лишь бы дома кто-то

ждал.


Это стихотворение имеет прямое отношение к теме нашего сегодняшнего занятия. Как вы думаете, о чем оно? (ответы участников)

У каждого из нас в жизни есть свое место. И если оно выбрано хорошо и правильно, то тогда и человек чувствует себя счастливым и людям приносит много пользы. А если человек не на своем месте, то он не будет получать удовольствие от жизни и работы, будет неспокоен и разочарован.

У Франсуа де Ларошфуко есть такая фраза: «Нигде не найти покоя тому, кто не нашёл его в самом себе».

Что на самом деле человеку надо для счастья и гармонии с самим собой? (ответы участников)

А что, по вашему мнению, означает выражение «найти свое место в жизни», как вы это понимаете? (ответы участников)

Так говорят о человеке, который отлично выполняет свои профессиональные обязанности или занимается каким-то делом. У таких людей всегда позитивное отношение к жизни, потому что они находятся в гармонии с самим собой. Свое место ждет именно тебя. С твоим характером, с твоими пристрастиями, с твоими знаниями и умениями, с твоим отношением к этому делу. Одним словом, человек на своем месте, человек, который нашел самого себя.  

Как говорит русская пословица «Не место красит человека, а человек место». А интересно, сколько фразеологизмов и выражений вы знаете со словом «место»? (ответы участников)

Да, таких выражений множество и отражают они и социальный статус человека, его активность, поиск себя, характер человека, уместность, взаимоотношения и много другое.

Предлагаю вам разобраться в тонкостях выражений со словом «место». На карточках у вас двенадцать словосочетаний и их толкований

Соотнесите выражения и их значения. Впишите номер выражения возле того определения, которое вам кажется подходящим. У вас на работу – 5 минут.


Педагог раздает участникам иди группам участников карточки с заданием (приложение 1) Затем задание проверяется и обсуждается, педагог комментирует и корректирует ответы.


Не случайно так много выражение есть в нашем языке со словом «место». Как видим, в них очень много нюансов, довольно тонкая грань между фразами «ставить себя на место другого» или быть «пустым местом», «не находить себе место» или «бороться за место под солнцем»

В фильме, который мы сейчас с вами увидим, тоже говорится о «своем месте». Отношение к жизни, когда человек и знает свое место, и находится на своем месте, демонстрирует главный герой – дворник. Этот фильм сделан ребятами из Рыбинска по сказке российского детского писателя Сергея Седова. В сказке и фильме много юмора, но тема, которую они раскрывают, серьезная и даже философская.


Просмотр фильма «Сказка о дворнике»

Хронометраж – 3 минуты 21 секунда.
Режиссер – Дарья Фокина.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.А. Герасимова, Рыбинск, Ярославская область.


Вот такой фильм сняли ваши ровесники по сказке Сергея Седова. Про дворника, который так любил свою работу, метлу и лопату, что не захотел сделаться миллионером, когда ему представилась такая возможность. Он любил свое дело и каждый день на своем рабочем месте он получал удовольствие от работы и благодарности от людей.

Как бы вы сформулировали главную идею этого фильма? (ответы участников)

Да, можно утверждать, что этот человек на своем месте. Главная мысль фильма в том, что в любом труде можно найти положительные моменты, и когда твой труд приносит обществу пользу и заслуживает благодарности людей, то ты счастлив. Каждому нужно быть там, где лучше ему и другим от него. Авторы рассказывают историю про человека, которому интересны не столько материальные блага, сколько чувство морального удовлетворения от того, что приносишь людям пользу.

Как вы думаете, возможно ли сегодня заниматься по жизни тем, что человек любит, что лучше всего получается, и что приносит пользу людям? Приведите примеры такой жизни. (ответы участников)

В фильме мы наблюдаем, как дворник размышляет о том, как ему поступить и что выбрать: стать миллионером или остаться дворником. Какой самый убедительный аргумент в пользу своей профессии, который приводит дворник, вам запомнился больше всего? (ответы участников)

Как бы вы расположили аргументы привлекательности своей профессии по важности? На карточках приведены аргументы в порядке их появления в фильме. Предлагаю вам сделать следующее: расположить аргументы по важности для главного героя – дворника. Поставьте себя на место дворника. Время – 3 минуты.


Педагог раздает участникам карточки с заданием (приложение 2). Затем задание проверяется и обсуждается.


Теперь расположите эти же аргументы в порядке важности для вас. Время – 3 минуты.


Участники выполняют вторую часть задания. Затем задание проверяется и обсуждается.


А сейчас давайте попробуем ответить на философский вопрос: вы согласны с дворником, как бы вы поступили на его месте? (ответы участников)


В завершении нашей беседы о важности нахождения и понимания своего места в жизни предлагаю вам попробовать стать соавторами великих людей, которые тоже рассуждали об этом и оставили нам мудрые мысли по этому поводу.

Вы слушаете начало, думаете и затем предлагаете свои варианты окончания мысли автора. Итак, начнем.


Педагог зачитывает высказывания, записанные на карточках (приложение 3), участники завершают мысль автора. Ответы обсуждаются, педагог задает сопутствующие вопросы.


Наше занятие завершено. Благодарю вас за искренность, внимательность, хорошую работу. Хочу пожелать вам, чтобы каждый из вас почувствовал и понял тот момент, когда найдет свое место в жизни, чтобы каждый из вас занял именно свое место и был на этом месте полезен и счастлив, как герой увиденного нами фильма.


Ссылка на фильм:

https://vk.com/video/@club39965804?section=scheduled&z=video-39965804_456239279%2Fclub39965804


Приложение 1

Задание для участников


1.

Знать свое место


оставаться на прежнем уровне, не развиваться

2.

Топтаться на одном месте


давать отпор тому, кто зарвался, одернуть кого-то, дать понять, чего он действительно стоит

3.

Борьба за место под солнцем


материально выгодная и не хлопотная должность

4.

Указать на свое место


вести себя соответственно своему положению

5.

Ставить себя на место другого


без промедлений, сразу же делать, предпринимать что-либо

6.

Занимать место


находиться на место кого-то другого

7.

С места в карьер


понимать другого человека, пытаться посмотреть на ситуацию его глазами

8.

На первом месте


быть в состоянии сильного беспокойства

9.

Пустое место


ситуация наладилась, обретая должное, нормальное положение, течение дел, все стало понятным

10.

Тепленькое местечко


самое важное, кто-либо находится в привилегированном, престижном положении

11.

Все стало на место (свои места)


завоевание прочного, высокого положения в обществе любой ценой

12.

Не находить себе место


человек, от которого нет никакой пользы, никакого толку, который ничего не значит для кого-либо

Правильные ответы - в прикрепленном файле

Приложение 2

Расположите аргументы по важности



Иметь лопату и метлу



Приносить пользу людям



Работа простая, но полезная



Спасибо говорят за твой труд



Любоваться снегом зимой и листьями осенью



Результат работы – вокруг чистота и от этого красота



Спокойствие от того, что занимаешься любимым делом



Приложение 3

Заверши мысль автора


Начало цитаты

Ее завершение

Марк Твен, американский писатель

Два дня в твоей жизни самые важные: день, когда ты родился и…

день, когда понял зачем

Люк Вовенарг, французский писатель и философ

Сознание плодотворности труда есть одно из самых лучших…

удовольствий

Фредди Меркьюри, британский певец

Вы должны быть уверены в своем деле. Если вы начнете говорить себе, «может, я не так хорош, может, мне подойдет второе место», то…

ничего хорошего не выйдет

Пеле, бразильский футболист

Успех не случаен. Это тяжелый труд, настойчивость, обучение, учеба, жертва и, прежде всего…

любовь к тому, что вы делаете или чему учитесь

Мартин Бубер, немецкий и израильский философ

Есть нечто, что можно найти лишь в одном месте. Это ценнейшее сокровище, его можно назвать оправданием существования. Место, где нужно искать это сокровище…

там, где ты стоишь

Фэнни Флэгг, американская актриса, писательница

Если и есть на свете такая штука, как абсолютное счастье, то это ощущение, что ты… –

в правильном месте

Бодо Шефер, немецкий писатель и оратор

Лучше идти к цели со скоростью черепахи, чем со скоростью света придумывать оправдания...

почему ты стоишь на месте


Опубликовано в группе «Методические разработки»


Комментарии (2)

Легоцкая Вера Сергеевна, 01.06.24 в 20:50 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Виктория, замечательно, как всегда!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.