12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дарья Подымова263
Россия, Московская обл., Жуковский

Автор работы:

учитель географии

МОУ школа №5 им.Ю.А.Гарнаева

Подымова Дарья Владимировна




Использование чек-листов на уроках географии



Великая цель образования – не только знания, но и прежде всего действия. 

Н.И. Мирон


Проверяя домашнее задания, ловили ли вы себя на мысли, что ученики повторят очевидные ошибки уже не в первый раз? Или замечали, что при выполнении знакомого задания ученик делают это нехотя, без особого энтузиазма? Возможным решением проблемы может стать использование чек-листов.

Для начала давайте определимся с понятием «чек-лист». Чек-лист — это заранее определенный список задач или действий, который используют в качестве инструкции [1]. Например, когда у задачи слишком много элементов или она слишком сложна, чтобы все запомнить. Это позволяет называть чек-лист подсказкой для мозга.

Первый чек-лист был создан в 1935 году группой летчиков после аварии самолета из-за ошибки пилота. Тогда очень опытный пилот летел на новом самолете с гораздо более сложной системой, чем те, которые использовались раньше. Весь список действий, требуемых для взлета, невозможно было удержать в памяти, и пилот забыл об одной важнейшей задаче. После этого происшествия и пришли к мысли о создании подробной инструкции - чек-листу, чтобы предотвратить подобные ошибки в будущем.

Чек-листы можно создавать и использовать и в печатном, и в электронном виде. Они одинаково хороши как для принятия срочных решений, так и для методичного выполнения пошаговой процедуры. И могут помочь в любой сфере, которая требует больше рабочей памяти, чем располагает человек — от техподдержки до ремонта машины или медицинской практики.

Достаточно широкое применение чек-листов, натолкнуло меня на мысль о возможном использовании данной технологией на уроках географии, что особенно актуально в период дистанционного обучения, когда необходимо выполнить достаточно большое количество разноплановых заданий. Например, при планировании урока в традиционном формате мы (учителя) всегда стараемся включить 5 видов контента: слушать, смотреть, делать, говорить, анализировать. Но в условиях дистанционного обучения становиться проблематичным выполнить работу каждому ученику в одно и тоже время, в одном темпе: плохое соединение Интернета, посторонний шум, параллельные занятия братьев или сестер по видео-конференции и т.д.

В данной статье представлены некоторые виды чек-листов, могут быть использованы при изучении и закреплении однотипных тем. Например, вам представлен чек-лист по определенным странам мира: Франции и Турции, который может быть использован в курсе 7 класса, на внеурочных занятиях обще интеллектуальной направленности «Путешествие в страну….» (Рис.1, рис.2).








t1597940939aa.png

















Рис.1. Чек-лист «Франция» (составлено автором).

t1597940939ab.png




















Рис.2. Чек-лист «Турция» (составлено автором).


Далее представлен пример чек-листа по субъектам РФ «Татарстан» для работы в 8 классах темы – народы России или 9 классе при изучении регионов России (Рис.3). Также во внеурочной деятельности. Старшеклассники могут попробовать составить свой чек-лист на определенную тему.










t1597940939ac.png

















Рис.3. Чек-лист «Татарстан» (составлено автором).


Возможно использовать чек-лист и в форме челленжа. Само слово челлендж обычно переводится как «вызов» в контексте словосочетания «бросить вызов». Другие значения — «соревнование» и / или «спор», а иногда — «сложное препятствие» или «задание, требующее выполнения»[2]. Старший преподаватель Уральского федерального университета О. В. Новосёлова и Э. Д. Курбанова считают его одним из наиболее активно развивающихся инструментов международных массовых коммуникаций, относят к числу флешмобов и сопоставляют со спортивной эстафетой[3]. Главным отличием от чек-листа будет то, что на выполнение челленджа дается больший интервал времени: неделя, месяц. По окончании срока можно сделать выводы: что удалось, в чем были затруднения, какие пункты можно добавить и т.д.


t1597940939ad.png






















Рис.4. Челлендж разумного потребления ( https://365done.ru/consumption)

В заключении хочется добавить, что если Вам понравилась такая методика организации работы, как чек-лист то вы также можете ознакомиться с ней более подробно почитать, посмотреть и попробовать сделать свой чек-лист на каком-либо сайте.




Список использованной литературы


Michael Scriven. The logic and methodology of checklists. https://web.archive.org/web/20100331200521/http://www.wmich.edu/evalctr/checklists/papers/logic%26methodology_dec07.pdf

МакГонигал Д. Реальность под вопросом: Почему игры делают нас лучше и как они могут изменить мир. — М: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 384 с. — ISBN 978-5-00117-354-0.

Новосёлова О. В., Курбанова Э. Д. Challenges как инструмент международной массовой коммуникации // Научный альманах : Журнал. — 2017. — Т. 6, № 1 (32). — С. 284—287. — ISSN 2411-7609. — doi:10.17117/na.2017.06.01.284.


Опубликовано


Комментарии (6)

сменить сортировку
Пролубщикова Наталья Владимировна, 20.08.20 в 19:44 2Ответить Пожаловаться
Интересные идеи, Дарья!!! Челендж попробую придумать для своих третьеклассников!!!
Дарья Подымова, 23.08.20 в 13:05 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий!
Горбачёва Марина Юрьевна, 21.08.20 в 08:29 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную работу!
Дарья Подымова, 23.08.20 в 13:06 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за комментарий!
Дарья Подымова, 23.08.20 в 13:06 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за комментарий!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.