Статья «Использование различных методических приемов на уроках географии»
Статья "Использование различных методических приемов на уроках географии»
Подготовила и провела учитель географии МОУ «Лопатинская ООШ» Савина И.Н.
СЛАЙД 1 (сведения и тема)
Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
СЛАЙД 2
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Чего-то знаешь ты.
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно…
Эпиграфом к своей работе я взяла слова английского поэта Ричарда Олдингтона
Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.
Современный урок географии – это форма технологической организации учебной деятельности
- Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.
Упражнение «Поздоровайся глазами» - это один из активных приемов.
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
- Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
- Спасибо!
Стратегия реформирования образования направлена на переход образовательной системы на новый тип c целью обеспечения ее конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве.
Она предусматривает формирование поколения молодежи, которое будет защищенным и мобильным на рынке труда, будет иметь необходимые знания, навыки и компетентности для интеграции в общество на разных уровнях, будет способным обучаться на протяжении жизни.
География, как школьная наука, является не только источником теоретических знаний о Земле, а направлена на развитие у школьников умений сознательно ориентироваться в социально-экономических, общественно – политических и геоэкологических событиях. В задачах учебных программ по географии к группе основных требований к уровню общеобразовательной подготовки учащихся относятся умения:
- объяснить причинно- следственные связи в природе и хозяйстве;
- объяснить прикладное значение географических знаний, дать развернутый ответ, отобрать необходимые знания;
- аргументировать свои утверждения и выводы;
- высказывать и аргументировать собственное отношение к различным взглядам на объект изучения;
- самостоятельно анализировать природные и общественные явления, делать соответствующие выводы и обобщения.
Эти метапредметные умения развиваются на каждом уроке благодаря развивающему обучению. В нём акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося.
В основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход. Это значит, что знания не должны усваиваться учениками в готовом виде в ходе рассказа учителя, но должны быть итогом учебной деятельности учеников, организованной учителем. В связи с этим, повышается роль средств обучения на уроке, ведь учебная деятельность учеников должна на чем-то основываться. Одно из главных средств обучения – это учебник. Учебник – комплексное средство обучения, где содержание предмета представлено в разной форме. Но все-таки основа любого учебника – это текст. Поэтому организация работы ученика с текстом учебника и текстом раздаточного материала является важной задачей учителя, решение которой позволит достичь результатов, обозначенных в стандарте.
Формирование умения работать с текстом – это важная задача образования вообще. С помощью учебника школьник становится «учителем для самого себя», приобретает умения и навыки самообразования
Учебник — не самоучитель. Учащиеся работают с ним под руководством учителя, который направляет, учит самостоятельно разбираться в учебнике, указывает, на что надо обратить внимание, помогает выделить самое существенное, разъясняет трудное и непонятное. В начале учебного года, на первом уроке, учитель знакомит учащихся с учебником: характеризует по оглавлению основные разделы, отмечает значение карт, иллюстраций, вопросов и заданий, дает общие указания, как надо с ними работать.
Использование разнообразных приемов работы с текстом научит учеников перерабатывать информацию, излагать её в устном и письменном виде, владеть специальными терминами.
СЛАЙД 3.
1. Приём «Парадокс» или «Завлекалочка»
Суть этого приёма сводится к тому, что перед началом объяснения нового материала учитель приводит детям некий парадоксальный пример, загадку, отрывок из литературного или документального произведения, захватывающие детское воображение. Хорошо известно, что ничто не привлекает так детское внимание, как нечто удивительное. Учителю необходимо отметить, что при всей удивительности этого явления его можно объяснить с точки зрения науки и содержание данного урока в этом поможет. После изложения нового материала учитель просит учеников объяснить парадокс. Например, один из уроков географии в 6 классе по теме «Атмосфера» можно начать с рассказа:
«Удивительный дождь прошёл у нас в стране на территории Горьковской (Нижегородской) области в 1940 году. В жаркий летний день над деревней Мещеры Павловского района разразилась сильная гроза. Вместе с дождём с неба начали падать серебряные монеты чеканки времён Ивана Грозного. В тот день жители деревни собрали около тысячи монет».
Естественно, учащиеся заинтересуются решением данного парадокса и более внимательно будут слушать объяснение нового материала.
СЛАЙД 4.
Или, например, зачитываю детям отрывок книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Дети заинтересованы, почему Незнайка и его друзья замерзли, поднимаясь на воздушном шаре. Далее в течение урока предлагаю рассчитать, на какой высоте был воздушный шар, если у одного из героев на носу появились сосульки. Имея в условии, что температура у поверхности Земли была плюс 24 градуса, зная, что температура замерзания воды 0 градусов, а на каждый километр высоты температура понижается на 6 градусов, ребята решают простой математический пример: 24:6=4 км.
СЛАЙД 5.
2.Прием «Найди ошибку».
Наиболее уместно использовать данный прием на обобщающих уроках или на уроках подготовки к контрольной работе. Ребятам дается текст с географическими ошибками. Их нужно найти и объяснить. Такие задания бывают во Всероссийской предметной олимпиаде.
«Градусная сетка на карте и глобусе состоит из параллелей и меридианов. Меридианы – это горизонтальные линии, а параллели – вертикальные. Параллели соединяют северный и южный полюса. А меридианы показывают направления на запад и восток. По параллелям и меридианам можно определить географические координаты сравнительно небольшого географического объекта на карте. Эти координаты называются шириной и высотой. Самый длинный меридиан на карте – это экватор.»
Обратное задание: «Составь рассказ с географическими ошибками». Данная работа довольно сложна. Она требует хороших знаний, воображения, логики, умения формулировать мысли.
СЛАЙД 6.
4. Прием «Что это?» или «Переведи топоним»
Суть приема состоит в том, что называются признаки какой-либо территории или явления, а ученик должен определить, о чем (или о ком) идет речь.
Например, при проверке домашнего задания при изучении Северной Америки использую следующие вопросы:
Эта территория ошибочно была названа «Зелёной страной», что не соответствует действительности. Большую часть территории занимает покровное оледенение. Климатические условия достаточно суровые
Вопрос о каком объекте идет речь? СЛАЙД 7 проверим -(о. Гренландия).
Название этого полуострова происходит от слов индейцев, которые переводятся как: «Мы вас не понимаем». Испанские завоеватели услышали эту фразу на свой вопрос: «Где мы находимся?» (полуостров Юкатан).
Название этого полуострова означает "Земля цветов", его дал полуострову испанский исследователь Хуан Понсе де Леон, когда впервые посетил эти места в 1513 году. Думается, что он выбрал это название потому, что был поражен великолепным обилием самых разных красок и оттенков растений, украшающих землю (полуостров Флорида).
Название этого острова у северо–восточных берегов Северной Америки переводится как «Новая найденная земля» (о. Ньюфаундленд).
СЛАЙД 8.
5.Прием «Эпиграф».
Этот прием чаще всего используется на первом этапе урока. Эпиграфы обязательно связаны с темой урока, их цель - создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.
Например, при изучении темы «Азиатская часть России» в 9 классе, пишу на доске высказывание М. Ломоносова «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном» и организую обсуждение его с элементами дискуссии. Как вы считаете, верно ли высказывание Ломоносова?
СЛАЙД 9 В Сибири найдено огромное количество полезных ископаемых, залежи которых образовались в результате различных геологических процессов. Многообразие минеральных ресурсов объясняется огромной территорией и сложной историей формирования этого участка земной коры: Каменный и бурый уголь, Неметаллические ископаемые, Алмазы, Железные руды, Золото. Кроме этого богатейшие лесные ресурсы, ресурсы морей Северного Ледовитого и Тихого океанов.Неблагоприятные природные условия ведет к малочисленности населения, трудности строительства. В то же время, освоение территории ведет к ассимиляции и даже вымиранию малых народов Сибири. Распад СССР привел к изменению транспортно-географического положения Сибири. Часть транссибирской магистрали оказалась на территории Казахстана. В ходе дискуссии ребята делают вывод, что сырьевое направление развития Сибири сохранится надолго. После нефти необходимо будет переключиться на уголь. Крупнейший угольный бассейн — Тунгусский — остается пока почти нетронутым. Богаты рудными полезными ископаемыми и горы Южной Сибири. Однако рассматривать Сибирь только как «сырьевой придаток» было бы неправильно. Необходимо также развивать обрабатывающую промышленность, модернизировать сельское хозяйство в южных районах. При соответствующей реконструкции и растениеводство, и животноводство способны давать гораздо больше продукции. Пока в развитии этих отраслей преобладает экстенсивный путь.
СЛАЙД 10
Приём Инсерт (insert)
Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.
Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях:
“?” -я это знал, “+” - это для меня новое, “-” - это противоречит моим знаниям, “?” - об этом хочу узнать больше.
Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.
СЛАЙД 11 «Лови ошибку»
Задание: найти ошибки в тексте и исправить их.
Прием «Лови ошибку» может использоваться в работе по группам, по парам и в индивидуальной работе на разных этапах урока:
в начале – при устных упражнениях или при повторении;
в середине урока – при закреплении материала, на стадии осмысления;
в конце урока – при подведении итогов, на стадии рефлексии.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению
Фишбоун ( 12 СЛАЙД)
Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.
СЛАЙД 13. Прием «Лекция с остановками»
После каждой смысловой части лекции учителя делается пауза, обсуждается проблемный вопрос, идет коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, выполняются дополнительные задания.(включить свое из урока 6 класс Глобус)
СЛАЙД 14. Прием «Ассоциация». Программа по географии в настоящее время носит все более страноведческий характер. При изучении стран мира предлагаю ученикам записать в тетради все слова, которые приходят на ум при произношении названия страны. Часто дети выдают очень неожиданные ассоциации.
Какие ассоциации у вас возникают при упоминании названий стран Зарубежной Европы: Германия, Франция, Великобритания? (ответы участников марафона)
Очень интересно этот прием работает, когда при изучении России в 8 классе предлагаю почувствовать себя в роли иностранца и описать свои ассоциации о России.
Вам также предлагаю это сделать (КЛИП РОССИЯ Газманова) Запишите все свои ассоциации на листочках.
Сразу предлагаю вам в следующем задании помочь мне и поработать вместе
Инициативная группа угадывает страну, а мы ей помогаем
У группы лист с заданием. Я показываю всем остальным название той страны или объекта, который нужно угадать. Все зрители называют ассоциации связанные с этим объектом (10 ассоциаций, группа записывает их, а потом говорит что помогло)
1. Крупнейшая арабская страна. Имеет выход к морям двух океанов. По численности населения она является второй на материке, на котором она расположена. В стране развиваются отрасли как добывающей, так и обрабатывающей промышленности. Заметную роль в экономике продолжает играть сельское хозяйство, главной экспортной культурой которого является хлопчатник. Основными источниками валютных поступлений являются экспорт природного газа, международный туризм и эксплуатация принадлежащего ей международного морского канала, связывающего два океана.
(Египет)
2. Крупная река делит территорию этой области на две части и впадает в Каспийское море. Хозяйственный комплекс выделяется электроэнергетикой (работают крупные ТЭС, ГЭС, АЭС), машиностроением, нефтехимией, пищевой промышленностью. На черноземах и каштановых почвах выращивают пшеницу, сахарную свеклу, подсолнечник. Административный центр области является крупным транспортным узлом – это речной порт, он стоит на пересечении железных и автомобильных дорог, через него проходят газопроводы.
(Саратовская область)
Продолжая начатую тему хочу привести пример фрагмента урока по теме «Литосферные плиты» 6 класс
Беседа (вопросы аудитории)
Что является моделью Земли: апельсин или лимон? (апельсин)
Что вы делаете с апельсином, когда хотите съесть его? (чистим кожуру и съедаем дольки)
Скажите, когда вы чистите апельсин, шкурки одинаковые или разные по размеру? (разные по размерам, есть большие и маленькие кусочки)
А теперь представьте, что вы смогли бы сделать из этих шкурок опять модель апельсина и показать эту модель незнакомому человеку. Как вы думаете, что он подумает? (что ему показывают целый апельсин)
А теперь заменим слово «апельсин» на слово «Земля», разные по размеру шкурки апельсина выражают «литосферные плиты». Отсюда мы можем сделать вывод:
с космоса поверхность Земли выглядит одним целым, хотя на самом деле из больших и маленьких по размеру литосферных плит.
Используя тектоническую карту, назовите большие литосферные плиты.
Фрагмент урока по теме «Международное разделение труда» , 10 класс
Беседа
-Кто знает, что такое разделение труда? (никто)
-А я уверяю вас, что вы знаете.
- Я сейчас буду называть страну, а вы называйте первую ассоциацию, которая приходит на ум.
1. Япония - бытовая техника
2 .Китай - рис, зеленый чай.
3. Швейцария – часы.
4. Бразилия – кофе.
5. Египет – финики, международный туризм.
6. Украина – пшеница, сахар, металл.
7. Ирак – нефть.
Ответы правильны. Почему, по вашему мнению, Бразилия известна кофе, Япония - бытовой техникой, Украина – сахаром?
После недолгого обсуждения с помощью учителя делаем вывод: страны на мировом рынке специализируются в отдельных товарах и услугах, потому что имеют благоприятные экономико-географическое положение или уровень социального развития.
Ассоциации могут быть самыми разнообразными. Приведу несколько примеров:
1) Похожесть объекта на что-либо или кого-либо:
а) Скандинавский полуостров - тигр; СЛАЙД 15.
б) Аппенинский полуостров - итальянский сапожок СЛАЙД 16.
2) Ассоциативные цепочки:
а) В.Беринг - Берингово море - Берингов пролив - Командорские острова;
б) А.Тасман - Тасманово море - остров Тасмания;
в) Х.Колумб - государство Колумбия - река Колумбия - штат США Колумбия.
3) Ассоциации по цвету: а) моря - Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое; б) реки - Красная, Оранжевая, Белый Нил, Голубой Нил.
Даю учащимся возможность самостоятельно придумывать различные ассоциации - получается неплохо, а самое главное - появляется интерес к географии!
При изучении Африки предлагаю учащимся вспомнить сказку "Доктор Айболит" и найти все географические объекты на материке, упоминаемые в ней (Занзибар, Лимпопо, Калахари, Сахара), а также животных. Вот такие могут быть ассоциации, такая вот литература с географией.
СЛАЙД 17. Прием «Решение ситуационных задач»
«География России»
Тема: «Агропромышленный комплекс, место и значение в хозяйстве, состав».
НАЗВАНИЕ «Пропала гречка»
Гречневая крупа пропала с прилавков магазинов большинства крупных торговых сетей, в остальных цены подскочили в 1,5-2 раза, по сравнению с серединой августа. МОСКВА, 19.11.2014 — РИА Новости. Россельхознадзор уверяет, что гречки в РФ "Намолочено 744,6 тысячи тонн при урожайности 10,1 ц/га (в прошлом году на эту дату было намолочено 584,7 тыс. тонн с площади 521,8 тыс. га и урожайностью 11,2 ц/га). Россия занимает первое место в мире по производству гречихи. По данным Росстата, в текущем году в хозяйствах всех категорий РФ засеяно гречихой 1,015 миллиона гектаров или 92,8% к прошлогоднему уровню. Площади были снижены из-за перепроизводства крупы в предыдущий год, в результате чего цены на зерно были низкими. В СМИ была опубликована информация о потере части урожая на Алтае. В целом по стране среднегодовое производство зерна на протяжении пяти лет составляло 0,7 миллиона тонн (практически на уровне среднемноголетних). Рациональная норма потребления гречки на одного человека составляет 3,5 килограмма в год.
Понимание: Объясните ситуацию, которая сложилась на рынке.
Применение: Используя статистические данные, определите обеспеченность населения страны гречневой крупой нового урожая – 2014 года.
Анализ: Проанализируйте имеющиеся данные и сделайте вывод, о причинах отсутствия и повышения цен на гречневую крупу осенью 2014 года.
Оценка: Спрогнозируйте ситуацию на рынке с гречневой крупой на 2015 год
Последний Прием который сейчас набирает популярность «ЛЕПБУК»
СЛАЙД 18.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Честно говоря я сначала забраковала это ноу-хао. Ну что такое. В 8-9 классе нужно к ОГЭ готовить, а мы играем. Но потом поняла его задачу. В ходе составления лепбука учащиеся выполняют ряд заданий, составляют проект к любому уроку, + работа с родителями, + повторение
Конфуций говорил: «Я слышу и я забываю.
Я вижу и я запоминаю.
Я делаю и я понимаю»
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому»: т.е. школьники должны ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.
Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так:
чтобы пройденный материал остался в памяти ученика;
чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;
чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме?
Одним из способов достижения этой цели образования может стать использование на уроках технологии создания лэпбука.
СЛАЙД 19.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка. Это самодельная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме. В процессе создания такой папки можно закрепить и систематизировать изученный материал, а ее рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы.
Методика создания лэпбука, как и проектная деятельность, была изобретена американцами, которые ее активно используют для обучения детей на дому.
Лэпбук - это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Как можно самостоятельно сделать лэпбук? С чего начать?
Работа проходит в несколько этапов:
выбор темы;
обсуждение плана;
создание макета;
Тема лэпбука
1 этап – выбор темы. Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Но на своем опыте я могу сказать, что лучше всего получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы. Но такой лэпбук получится очень обзорным - вряд ли в нем можно полностью отразить все аспекты в ограниченном объеме папки. В таком случае получится обзорная книжка с самыми общеизвестными фактами.
Когда вы определились с темой можно переходить к плану.
2. План
Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
На данном этапе нужно постараться не перегрузить, отсечь все малозначительное, оставить существенное, самое «сладкое». Очень важно адекватно оценить возможности свои и детей. Как обычно бывает, понравилась тема, появилось вдохновение, и началось, одна идея за другой, одна другой лучше, остановиться сложно, а ведь это еще нужно воплотить в жизнь, создать продукт.
На этом этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени, в зависимости от темы и особенностей обучающихся.
3. Макет
3 этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Вот здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые, начиная от самой простой - текста, до игр и заданий. И все это размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п.
Делается зарисовка на черновике стандартного формата - листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.
Элементы могут быть такими:
Кармашки. (обычные), Фигурные кармашки (корзинки, портфель, банка и т.д.)
Конвертики обычные. Конвертики фигурные.
Вращающиеся круги.
Книжки простые. Книжка-гармошка.
Блокнотик разрезной. (по горизонтали). Блокнотик со страницами разной длины.
Лист, сложенный в несколько раз (2, 4).
Полоса, сложенная в несколько раз.
Материалы и инструменты
Для создания лэпбукавам понадобятся такие материалы:
Картонная папка-основа. Ее можно купить готовую, проще сделать своими руками.
Бумага. Можно использовать цветную бумагу для принтера, но и просто белые листы подойдут, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо. Можно использовать, все, что есть под рукой, главное, чтобы было прочно, выдержало многоразовые просмотры.
Ножницы.
Клей-карандаш для бумаги.
Степлер.
Скотч.
Могут понадобиться скрепки. Все зависит от вашего воображения.
Шаблон распечатываем, вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. Лэпбук готов!
Применение в педагогической деятельности
Лэпбук - это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Что же получается на выходе?
Особенности:
Плюсами лепбука является:
Использование разных форм организации деятельности учащихся (индивидуальной, парной или групповой работа).
Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал пред учителем и сверстниками. С другой стороны, работая в паре, учащимся приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща. С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одним лэпбуком. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой.
Учитель выступает не в роли источника информации, а в роли консультанта.
Совместная работа с родителями.
Лэпбук хорош и тем, что к его созданию можно привлечь родителей. (живое общение, которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успешное обучение).
Ручная работа.
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
Развивающие задания.
Работая, казалось бы, над одной темой, одним заданием, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем. Когда созданное «сокровище» демонстрируется одноклассникам, происходят обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации.
Необходимо отметить, что, работая над одним лэпбуком, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований. При правильном построении работы, учитель за период обучения своему предмету может создать с классом целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с данной темой. В итоге, у каждого ученика к концу обучения будет свое портфолио, с которым интересно работать, которое легко в использовании, а главное, оно будет содержать нужную информацию по разным проблемам окружающей нас действительности.
Подход в обучении (индивидуальный, дифференцируемый)
Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика, говорит о том, что при создании лэпбука, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.
Минусы:
Но в этом же кроется и минус – сложно оценивать. Оценивание каждой работы также предполагает индивидуальный подход к каждому ученику.
Так же к минусам можно отнести - время для создания лэпбука (краткосрочный проект, так и долгосрочный, все зависит от выбранной темы исследования, многих качеств обучающегося).
Анкетирование
Еще лэпбук воспринимается учащимися как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Такая работа не только интересна, увлекательна, но и положительно влияет на успеваемость.
Заключение
Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. В условиях модернизации образования, учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС НОО к предметно-развивающей среде:
информативен;
развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;
пригоден к использованию одновременно группой ребят;
обладает дидактическими свойствами;
является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
его структура и содержание доступны возрасту;
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.
СЛАЙД 20.
Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
СЛАЙД 21
Пока учитель задаёт себе вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
СЛАЙД 22.
В заключение, хочется привести слова президента РФ сказанные на съезде Русского Географического общества в 2014 году, об изучении географии в школе:
«География может и должна стать одним из самых увлекательных школьных предметов. При этом важно делать особые акценты на изучении природного наследия России, вопросах экологии, рационального природопользования, охране редких видов животных и растений» (В.В.Путин) на съезде РГО