Технология использования ЛОК на уроках географии
Технология использования ЛОК на уроках географии
«ЛОГИЙ ОПОРНЫЙ
– система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, в которой закодирован учебный материал» Селевко Г.К.
Преимущества ЛОК в учебном процессе
Выполнение графического конспекта обуславливает активную работу всего класса;
Требует полной мобилизации и усиленного внимания;
Конспекты служат средством познания изучаемых объектов, формирование творческого мышления учащихся
Позволяет не только организовывать коллективную деятельность на уроке всех учащихся класса, но и оценить работу каждого ученика
Графический конспект – один из приемов самостоятельного приобретения знаний.
Формы работы с ЛОК
1. Подробный рассказ, эвристическая беседа, работа с учебником или другими источниками географической информации. Рассказ ведется по ОС, который является дидактической карточкой.
2. Поэтапное закрепление изученной части при повторном рассказе учителя или методом хорового проговаривания каждого положения, или парным контролем. При этом особое внимание уделяется причинно-следственным связям.
3. «Щадящая» форма закрепления. (Учитель задает вопросы классу, дети пытаются на него ответить. После минуты совещания и ответов учеников учитель сам дает ответ или направляет детей к тому источнику, где можно найти правильный ответ).
4. Самостоятельная расшифровка ЛОК при работе с учебником, картами, таблицами и т.п.
Требования к опорным сигналам и схемам
При построении ЛОК целесообразно соблюдать ряд условий:
Ø определить цели урока как планируемые результаты, которые необходимо получить в конце урока и проверить их усвоение учащимися;
Ø разделить учебный материал на смысловые блоки и продумать способы изображения содержания каждого блока, т. е. подобрать определенные знаки, символы, рисунки; продумать схематический способ кодирования информации;
Ø все смысловые блоки должны быть тесно связаны между собой по содержанию и создавать условия для выявления причинно-следственных связей между изучаемыми объектами и явлениями;
Ø общая схема содержания урока изображается в форме единого опорного логического конспекта.
Ø Рисунки-сигналы должны быть простыми, чтобы их можно было легко изобразить на доске и в тетради в ходе беседы и при этом не требовалось специальное умение хорошо рисовать. В то же время они должны быть информативными.
Ø Они должны отличаться структурностью, т. е. состоять из малых логических блоков, содержать стрелки, вопросительные и восклицательные знаки, схематические рисунки.
Ø При построении опорных конспектов по различным темам необходимо соблюдать принцип преемственности в использовании условных обозначений . Необходимо использовать уже знакомые школьникам условные знаки карт, сигналы и символы, применяемые в рабочих тетрадях и учебниках географии.
Ø Опорные конспекты должны быть тесно связаны с текстом учебника, чтобы школьники могли лучше понять материал, при подготовке домашнего задания могли бы сопоставить его с учебником, а также с картами атласа и другими средствами обучения. С этой целью в ЛОК указываются страницы учебника и атласа, номера параграфов.
«…схемы учат выделять главное, отыскивать и устанавливать логические связи, помогают осваивать урок». Баранский Н.Н.