ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Думаю, со мной согласятся коллеги, которые используют в своей работе метод проектов или по-другому – проектную деятельность.
Проектная деятельность является актуальной темой в современном обучении. Она дает возможность:
1. Реализовать деятельностный подход в обучении географии.
2. Формировать у школьников информационную компетентность.
3.Овладения школьниками методами географического прогнозирования.
В последнее время мы все чаще слышим о том, что обучающийся должен обладать современными ключевыми компетенциями, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль учёные всех времён. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.
Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.
В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи.
Особое внимание в методике проектирования уделяется организации взаимодействия учащихся при проведении исследовательской деятельности.
Внедрение проектной деятельности учащихся на уроках географии организованно с ориентацией на личность каждого ребенка. Уроки проводятся в системе развивающего обучения школьников. Комплексно используют современные педагогические технологии, приоритет отдаю самостоятельной познавательной деятельности учащихся – проектной деятельности. Школьники воспринимают уроки географии с удивлением, восторгом, ожиданием нового. Наблюдается повышенный интерес к занятиям с применением ИКТ в проектной деятельности.
В процессе реализации проектной деятельности решаются задачи:
- развитие познавательных способностей учащихся;
- повышение мотивации к обучению;
- совершенствование способностей к самообразованию и саморазвитию;
- развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;
- обучение школьников рефлексии;
- обучение умения публично выступать;
- развитие критического умения.
Проектная деятельность обучающихся на уроках географии.
Вот уже на протяжении нескольких лет на уроках географии использую проектный метод обучения. За это время сложилась система работы в проекте. Ученики впервые знакомятся с методом проектов уже в 5 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Конечно, проект, изготовленный учеником 5 или 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского проекта, но уже в этом возрасте ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым классом и в старших классах учащимся не сложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5- классе.
В 5 классе на одном из уроков в начале года рассказываю ребятам о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов, и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, защиту можно провести на уроке. Удачно проекты вписываются в программу по предмету, если их использовать на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.
Следует отметить, что не все ребята сразу начинают создавать проект с использованием компьютера, многие работы могут быть исполнены вручную, и их мы вывешиваем в кабинете на всеобщее обозрение перед уроками.
В процессе изучение курса «Страноведение» (7 класс) уже накоплен определенный опыт проектирования школьниками. Например, по карте литосферных плит составить проект изменений очертаний материков в отдаленном будущем. Данный проект составляется на базе знаний основ теории движения литосферных плит. При изучении природных зон Земли и отдельных материков учащимся можно предложить задание по созданию проекта озеленения кабинета географии, этажа или всех помещений школьного здания.
В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют кропотливой работы с литературными источниками. Эти проекты уже можно называть исследовательскими, и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.
В старших классах проекты могут носить прикладной характер (веб-сайты, газеты, фильмы и др.), некоторые используются для проведения лекции на уроке географии (проекты-лекции), есть чисто исследовательские работы.
Для применения метода проектов в процессе обучения на уроках географии используются учебники, атласы, рабочие тетради, контурные карты; одной из форм выполнения проекта является групповая работа).
Обязательным условием работы в проекте является соблюдение правил оформления проекта и выполнение определенных требований.
Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, я обращаю внимание на всестороннее развитие личности ученика и преследую цели:
- выявление талантливых детей;
- активизация учебного процесса;
- формирование у учащихся интереса к научной работе;
- формирование навыков публичного выступления;
- повышения уровня научной и методической работы.
Результаты проектной деятельности учащимися выполняются в форме докладов, рефератов, сочинений, плакатов и презентаций.
Типология учебных проектов по географии
По доминирующей деятельности:
информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.
По предметно-содержательной области:
монопредметные (выполняются на материале географии),
межпредметные (учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике),
надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу).
По продолжительности:
от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных - продолжительностью от месяца и более.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
По содержанию: экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические.
По способу преобладающей деятельности: познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские, историко-географические, физико-географические.
При организации проектной деятельности учителям географии, необходимо иметь в виду, что:
- содержание проекта дополняет, углубляет основной курс географии;
- оно должно одновременно учитывать различные начала естествознания: географическое, экологическое, биологическое, что позволит решить проблему межпредметного взаимодействия;
- содержание обучения должно быть ориентировано на формирование новой деятельности, образованной выявленными существенными отношениями элементов материала.
В результате работы над проектом учитель географии перестает быть предметником, становится разносторонним консультантом. Проект всегда имеет сложный, вариативный, комплексный характер, он учит школьника мобилизовать, обобщать интегрировать свои знания и умения, и втягивать в проект значительно больший объем знаний, чем те, что дает школа.
Кроме этого, в ходе проектной деятельности возникает новая – образовательная ситуация, которая значительно шире той обычной учебной, которая выстраивается учителем в ходе урока.
Методика организации работы над проектом предусматривает следующие этапы:
1. Подготовка – основное содержание работы на этой стадии – определение темы и цели проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей.
2. Планирование:
определение источников информации определение способов сбора и анализа информации;
определение способа представления информации;
определение критерии оценки руководителей.
Учитель предлагает идеи, высказывает предложения, и учащиеся разрабатывают план действий, формулирует задачи, выдвигает гипотезы.
3. Исследование – это стадия сбора информации, решения промежуточных задач. Результаты и выводы.
4. Представление результатов – формы представления результатов разнообразны: презентация, устный отчет, письменный отчет, представление модели.
5. Оценка результата и процесса – обучающиеся принимают участие в оценке проекта, они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников.
Выше названные этапы можно объединить в три группы:
организационно - подготовительный;
технологический;
презентативный.
Этап представления итогов включает в себя следующие элементы: подготовку презентации результатов, публичную презентацию проектной работы, анализ работы, проделанной в течение проектного периода, оценку работы каждого участника проекта.
При подготовке презентации проектной работы желательно обратить внимание на следующие моменты:
- презентация должна быть заранее четко спланирована, так как от четкого представления работы зависит её результат;
- презентация готовится в виде своеобразного «спектакля», основная цель которого убедить слушателей;
- при проведении презентации очень важно использование изобразительных средств (плакаты, рисунки, видеофильмы, слайды).
Форма презентации должна быть согласована с целями проекта, с особенностями результатов, возрастом учащихся. При подготовке презентации проекта учитель знакомит школьников с основными правилами ведения дискуссии, делового общения, обращает внимание на необходимость конструктивного отношения к критике своих суждений другими учащимися.
В своей работе использую следующие типы проектов:
- Краеведческие проекты
- Информационно-познавательные проекты
- Творческие проекты
- Практико-ориентированные проекты
Краеведческие проекты являются основой духовного и нравственного возрождения общества, имеют большое значение в образовательно-воспитательном процессе. Они включают в себя обширный материал по географии. Основной задачей является: формирование национального самосознания молодого поколения, повышение уровня общего образования путем дальнейшего углубленного изучение своего края. В обучении географии краеведения метод проектов занимает важное место. Суть его заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала по географии и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.
Информационно-познавательный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщение и представления.
Структура информационно-познавательного проекта
- Цель проекта, его актуальность
- Источники информации
- Методы обработки информации
- Результаты
- Презентация проекта
В пятом классе изучая тему «Материки земного шара», учащимся предлагается сделать информационно-познавательные проекты (заочное путешествие по материкам). Маршруты путешествий составляют сами.
Тема проекта: «Путешествие по материкам земного шара»
Цель работы:
Расширить и углубить знания об особенностях природы материков, о населении и его хозяйственной деятельности, раскрыть своеобразие
органического мира, изучить достопримечательности материков.
Задачи работы:
Составление маршрута путешествия, определение основных пунктов остановок.
Изучение основных пунктов остановок.
Оформление маршрута на географической карте.
Красочное рекламирование своего туристического продукта с использованием иллюстраций, карты, статистического материала.
Разработка памятки туристу, путешествующему по маршруту.
Результат:
1. Создание маршрута путешествия
2. Получение знаний о материках земного шара.
Основной общей учебной задачей информационно-познавательного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Творческий проект — это самостоятельная творческая работа
Эта работа показывает, насколько знания, умения и навыки учащихся, приобретенные на уроках прочны.
Творческий проект дает возможность проявить индивидуальность, умение применять полученные знания.
Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей, инициативы, логического мышления в области проектной деятельности.
В 5 классе, изучая тему «Вода на Земле», учащимся предлагается сделать творческий проект (мини-сочинение).
Тема: «Путешествие капельки воды»
Цель работы: сформировать у учащихся представление о круговороте воды, как важнейшее явлении в природе; связать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое).
Задачи работы:
- расширение знаний учащихся о процессах, происходящих с водой;
- выявление причинно-следственных связей и закономерностей явлений природы;
- развитие наблюдательности, внимания, образного мышления и представления;
- развитие письменной речи учащихся.
Тип проекта по доминирующему способу деятельности – творческий.
Дети получают задание написать мини сочинение «Путешествие капельки воды», в котором показывают связи всех элементов в круговороте воды.
Результат: получение знаний о круговороте воды в природе.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер. Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер: «Изменение рельефа под воздействием деятельности человека на примере нашей области», а может — практико-ориентированный: подготовить учебную по использованию и охране почв в городе, подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
Основной формой презентации результатов проектной деятельности школьников стала научно-практическая конференция, проводимая в школе. Интерес к данному виду деятельности поддерживается также с помощью проведения внутришкольных мероприятий, участия в конкурсах на различных уровнях.
Примерная тематика проектов по географии
В 6 классе чаще всего применяются игровые и информационно-познавательные проекты. Например, «Путешествие в глубь Земли», «Путешествие на воздушном шаре», «Природа - учебный географический класс», «В поисках затонувшего корабля», «Войди в природу другом», «По следам великих путешественников» и т.д.
В 7 классе большая возможность для творческих проектов. Например, «Удивительная Африка», «Репортаж из джунглей», «По следам Ливингстона» и т.д.
В 8-9 классах обширное пространство для творческих и исследовательских проектов. Таковыми могут быть, «Памятники всемирного культурного наследия на территории России», «Создание экологической карты области», «Этнические традиции населения» и др.
В 10-11 классах информационно-исследовательский проект «Путешествие по странам» интересные факты о стране и визитная карточка государства и др.
Используя метод проектов на уроках географии, я пришла к выводу:
- Использование проектной деятельности на уроках географии для меня очень приемлемо, эффективно и результативно.
- Проектная технология всегда должна работать на результат.
- Результативность проявляется во всей педагогической деятельности.
- Проектный метод умело сочетается с другими технологиями, а не исключают их использование на уроках.
Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно-следственные связи. Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Литература
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы. // методист. –2004. -- № 3.
Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности // Исследовательская работа школьников. – 2003. -- № 5.
Развивающее образование. Т. 1: Диалог с В.В.Давыдовым. - М.: АПК и ПРО, 2002.
Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993.
Интернет - ресурсы
Е. С. Полат. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии Образования