12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Омарова Альмира Шигаповна1702 Высшее образование, высшая к/к Россия, Оренбургская обл., Саракташский район с. Биктимирово ул Центральная,29 |
Использование демонстрационного и лабораторного оборудования на уроках физики
СООБЩЕНИЕ
«Использование демонстрационного и лабораторного
оборудования на уроках физики»
(из опыта работы)
Учитель: Омарова А.Ш.
Школа: МОБУ «Никитинская СОШ»
Уч.год: 2015 – 2016
Место выступления: районный семинар учителей физики
Физика занимает одно из важных мест среди дисциплин в школе. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира.
Физику веду в 7-11 классах, все уроки физики провожу в кабинете физики. Материально-техническая база моего кабинета: демонстрационное оборудование , лабораторное оборудование, компьютер, проектор, экран, плакаты, набор мультимедийных презентаций, УМК по предмету, справочники, задачники, дидактический материал.
Среди многих методов, которыми пользуется современная педагогика, особое значение имеет эксперимент. Эксперимент – фундамент для новых знаний. Он в весьма доступной и наглядной форме знакомит школьников с демонстрационным подходом к познанию физических явлений, закономерностей и процессов, знакомит с методами исследования, показывает устройство и действие некоторых новых приборов и установок, иллюстрирует технические применения физических законов. Кроме того, демонстрационный эксперимент служит источником знаний, доказательством справедливости различных теоретических положений, способствует выработке убежденности, развивает умения и навыки учащихся.
Опрос учащихся, почему нравятся уроки физики, показывает, что им нравятся демонстрационные опыты, нравятся делать лабораторные работы.
Особое значение имеет эксперимент на первых порах обучения, т.е. в 7-8-х классах, когда учащиеся впервые приступают к изучению систематического курса физики. Здесь качество большинства уроков по физике во многом зависит от того, насколько удачно подобран, подготовлен и проведен эксперимент во время учебных занятий.
С.А. Хорошавин выделяет следующие виды физического эксперимента:
Демонстрационный эксперимент, который проводит учитель;
Фронтальные лабораторные работы, выполняемые учащимися в процессе изучения программного материала;
Работы физического практикума, выполняемые учащимися в завершение предыдущих разделов курса физики;
Экспериментальные задачи;
Внеклассные физические опыты (на кружках, конференциях) и домашние экспериментальные работы.
С чего же начинаю я?
Как бы ни был интересен физический опыт с точки зрения яркости, выразительности демонстрируемого явления, каким бы ни казался он важным для правильного понимания физики, он будет не более чем развлекательным, если не войдет органически в контекст изложения учебного материала. Содержание и последовательность демонстрируемых опытов должны быть определены именно изложением подлежащего изучению материала. Тогда демонстрационный эксперимент станет не случайным набором опытов, не иллюстрацией к объяснению учителя, а системой обучающего физического эксперимента.
При разработке рабочей программы по физике в каждом разделе прописываю демонстрации и лабораторные работы.
Пример:
1. В 7 классе в разделе «Первоначальные сведения о строении вещества»:
Демонстрации:
Диффузия в растворах и газах, в воде.
Модель хаотического движения молекул в газе.
Модель броуновского движения.
Сцепление твердых тел.
Демонстрация моделей строения кристаллических тел.
Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.
Лабораторные работы и опыты:
Измерение размеров малых тел.
В 10 классе в разделе «Основы термодинамики»
Демонстрации
Механическая модель броуновского движения.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
Кипение воды при пониженном давлении.
Устройство психрометра и гигрометра.
Явление поверхностного натяжения жидкости.
Кристаллические и аморфные тела.
Объемные модели строения кристаллов.
Модели тепловых двигателей
Ежедневное общение с оборудованием школьного физического кабинета позволяет мне прочувствовать достоинства и недостатки имеющихся приборов, наличие и отсутствие приборов, необходимых для доходчивого изложения сложных для понимания явлений и закономерностей природы.
Пример:
1. В 7 классе нет заводского оборудования для демонстрации расширения твердого тела при нагревании, я пользуюсь самодельным прибором, который сделали ученики.
2. Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер тогда, несомненно, незаменимый помощник учителя. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.
Большую пользу мне приносит использование обучающих программ, ресурсов Интернета и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника. В настоящее время использую всевозможные обучающие программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Этим материалом я очень часто пользуюсь для создания презентаций к урокам («Простые механизмы», «Тайны звука» и т.д.)
В таких презентациях я применяю разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели, которые поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребёнку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
3) использую видео-фрагменты.
«Физика» - хорошо поддающийся компьютеризации предмет
Исследование Эдгара Дейла показало, что люди запоминают 20% того, что услышали, 30% того, что увидели, 50% того, что услышали и увидели и 70% того, о чем говорят и пишут.
4) При отсутствии лабораторного оборудования использую виртуальные лабораторные работы, использую сайт:
Для проведения уроков использую следующие ресурсы:
Интерактивные лабораторные работы по физике (ресурсы)
Сайт virtulab.net (сайт с виртуальными опытами по физике)
http://www.virtulab.net/
Виртуальная лаборатория интерактивной анимации для уроков физики и информатики
Сайт учителя физики Агаповой И.С. (виртуальные лабораторные)
Соколова Н.Ю. Использование электронных ресурсов для организации виртуальных лабораторных работ по физике
Единая коллекция ЦОР
(в поисковой строке задать ИНТЕРАВКИВНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ, скачать лаб. работы 7-11 класс
или Интерактивные лабораторные работы )
Сайт Кабинет №2
Большая подборка ссылок на учебные видеоролики с ютуба
Сайт InternetUrok.ru
электронный учебник физики 8 кл
компьютерная поддержка уроков физики
Физика в школе
(очень много отличного материала: лаб работы, опорные таблицы, рисунки, и т.д.)
Педагогическая ценность демонстрационного эксперимента в сочетании, таблицами и схемами, рассмотрением муляжей и натуральных объектов, моделей, карт, работой с учебником, просмотром и прослушиванием традиционных аудиовизуальных средств обучения и использованием ИКТ бесценна. Они позволяют повысить интерес и внимание учащихся к изучаемому материалу, стимулируют активную мыслительную деятельность учеников и способствуют сознательному усвоению знаний, созданию творческой атмосферы на уроке, повышению его эмоционального фона.
Литература:
- Анофрикова СВ. Методика преподавания физики в средней школе/ С.В.Анофрикова, М.А.Бобкова и др./ Под ред. Каменецкого С.Е., Ивановой Л.А. - М.: Просвещение, 1987. - 336 с.
- Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. Кн. для учителя/Л.А.Горев - М.:Просвещение,1985.-175 с.
- Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы, т.1/ Под ред. А.А.Покровского.- М.:Просвещение, 1971.-368 с.
- Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе/ Под ред. Каменецкого С.Е., Степанова С.В.- М.:Академия.2002.
- Малафеев Р.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при демонстрации опытов/Р.И. Малафеев//Физика в школе.-2003.-№7.- с. 20-23
- Разумный Д.В., Степанов С.В. Принципы создания видеозаписей демонстрационных опытов по физике/Д.В.Разумный, С.В. Степанов//Преподавание физики в высшей школе.-2003.-№26.
- Современный урок физики в средней школе. / Под ред. Разумовского В.Г. - М.: Просвещение, 1983. -224 с.
- Хорошавин С.А. Видеофильм в преподавании физики/С.А. Хорошавин//Физика в школе.-2003.-№6.-с. 37-40
- Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе:6-7класс/С.А.Хорошавин-М.:Просвещние,1988.-174 с.