12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Омарова Альмира Шигаповна1702
Высшее образование, высшая к/к
Россия, Оренбургская обл., Саракташский район с. Биктимирово ул Центральная,29
8

Использование демонстрационного и лабораторного оборудования на уроках физики

 

СООБЩЕНИЕ

«Использование демонстрационного и лабораторного

оборудования на уроках физики»

(из опыта работы)
 

Учитель: Омарова А.Ш.

Школа: МОБУ «Никитинская СОШ»

Уч.год: 2015 – 2016

Место выступления: районный семинар учителей физики

 

Физика занимает одно из важных мест среди дисциплин в школе. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира.

Физику веду в 7-11 классах, все уроки физики провожу в кабинете физики. Материально-техническая база моего кабинета: демонстрационное оборудование , лабораторное оборудование, компьютер, проектор, экран, плакаты, набор мультимедийных презентаций, УМК по предмету, справочники, задачники, дидактический материал.

Среди многих методов, которыми пользуется современная педагогика, особое значение имеет эксперимент. Эксперимент – фундамент для новых знаний. Он в весьма доступной и наглядной форме знакомит школьников с демонстрационным подходом к познанию физических явлений, закономерностей и процессов, знакомит с методами исследования, показывает устройство и действие некоторых новых приборов и установок, иллюстрирует технические применения физических законов. Кроме того, демонстрационный эксперимент служит источником знаний, доказательством справедливости различных теоретических положений, способствует выработке убежденности, развивает умения и навыки учащихся.

Опрос учащихся, почему нравятся уроки физики, показывает, что им нравятся демонстрационные опыты, нравятся делать лабораторные работы.

Особое значение имеет эксперимент на первых порах обучения, т.е. в 7-8-х классах, когда учащиеся впервые приступают к изучению систематического курса физики. Здесь качество большинства уроков по физике во многом зависит от того, насколько удачно подобран, подготовлен и проведен эксперимент во время учебных занятий.

С.А. Хорошавин выделяет следующие виды физического эксперимента:

Демонстрационный эксперимент, который проводит учитель;

Фронтальные лабораторные работы, выполняемые учащимися в процессе изучения программного материала;

Работы физического практикума, выполняемые учащимися в завершение предыдущих разделов курса физики;

Экспериментальные задачи;

Внеклассные физические опыты (на кружках, конференциях) и домашние экспериментальные работы.

С чего же начинаю я?

Как бы ни был интересен физический опыт с точки зрения яркости, выразительности демонстрируемого явления, каким бы ни казался он важным для правильного понимания физики, он будет не более чем развлекательным, если не войдет органически в контекст изложения учебного материала. Содержание и последовательность демонстрируемых опытов должны быть определены именно изложением подлежащего изучению материала. Тогда демонстрационный эксперимент станет не случайным набором опытов, не иллюстрацией к объяснению учителя, а системой обучающего физического эксперимента.

При разработке рабочей программы по физике в каждом разделе прописываю демонстрации и лабораторные работы.

Пример:

1. В 7 классе в разделе «Первоначальные сведения о строении вещества»:

Демонстрации:

Диффузия в растворах и газах, в воде.

Модель хаотического движения молекул в газе.

Модель броуновского движения.

Сцепление твердых тел.

Демонстрация моделей строения кристаллических тел.

Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.

Лабораторные работы и опыты:

Измерение размеров малых тел.

В 10 классе в разделе «Основы термодинамики»

Демонстрации

Механическая модель броуновского движения.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов.

Модели тепловых двигателей

Ежедневное общение с оборудованием школьного физического кабинета позволяет мне прочувствовать достоинства и недостатки имеющихся приборов, наличие и отсутствие приборов, необходимых для доходчивого изложения сложных для понимания явлений и закономерностей природы.

Пример:

1. В 7 классе нет заводского оборудования для демонстрации расширения твердого тела при нагревании, я пользуюсь самодельным прибором, который сделали ученики.

2. Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер тогда, несомненно, незаменимый помощник учителя. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.

Большую пользу мне приносит использование обучающих программ, ресурсов Интернета и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника. В настоящее время использую всевозможные обучающие программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Этим материалом я очень часто пользуюсь для создания презентаций к урокам («Простые механизмы», «Тайны звука» и т.д.)

В таких презентациях я применяю разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели, которые поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребёнку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

3) использую видео-фрагменты.

«Физика» - хорошо поддающийся компьютеризации предмет

Исследование Эдгара Дейла показало, что люди запоминают 20% того, что услышали, 30% того, что увидели, 50% того, что услышали и увидели и 70% того, о чем говорят и пишут.

4) При отсутствии лабораторного оборудования использую виртуальные лабораторные работы, использую сайт:

http://school-collection.edu.ru/

Для проведения уроков использую следующие ресурсы:

Интерактивные лабораторные работы по физике (ресурсы)

Сайт virtulab.net (сайт с виртуальными опытами по физике)

http://www.virtulab.net/

Виртуальная лаборатория интерактивной анимации для уроков физики и информатики http://somit.ru/

Сайт учителя физики Агаповой И.С. (виртуальные лабораторные)

http://ingaagapova.ucoz.ru/

Соколова Н.Ю. Использование электронных ресурсов для организации виртуальных лабораторных работ по физике

http://www.openclass.ru/

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/

(в поисковой строке задать ИНТЕРАВКИВНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ, скачать лаб. работы 7-11 класс

или Интерактивные лабораторные работы )

http://school-collection.edu.ru/

Сайт Кабинет №2

Большая подборка ссылок на учебные видеоролики с ютуба

http://fizika-online-5.narod.ru/video1.html

Сайт InternetUrok.ru http://interneturok.ru/

электронный учебник физики 8 кл

http://www.smartant.narod.ru/

компьютерная поддержка уроков физики

http://tco-physics.narod.ru/

Физика в школе

(очень много отличного материала: лаб работы, опорные таблицы, рисунки, и т.д.)

http://gannalv.narod.ru/pic/

Педагогическая ценность демонстрационного эксперимента в сочетании, таблицами и схемами, рассмотрением муляжей и натуральных объектов, моделей, карт, работой с учебником, просмотром и прослушиванием традиционных аудиовизуальных средств обучения и использованием ИКТ бесценна. Они позволяют повысить интерес и внимание учащихся к изучаемому материалу, стимулируют активную мыслительную деятельность учеников и способствуют сознательному усвоению знаний, созданию творческой атмосферы на уроке, повышению его эмоционального фона.


Литература:

  1. Анофрикова СВ. Методика преподавания физики в средней школе/ С.В.Анофрикова, М.А.Бобкова и др./ Под ред. Каменецкого С.Е., Ивановой Л.А. - М.: Просвещение, 1987. - 336 с.
  2. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. Кн. для учителя/Л.А.Горев - М.:Просвещение,1985.-175 с.
  3. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы, т.1/ Под ред. А.А.Покровского.- М.:Просвещение, 1971.-368 с.
  4. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе/ Под ред. Каменецкого С.Е., Степанова С.В.- М.:Академия.2002.
  5. Малафеев Р.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при демонстрации опытов/Р.И. Малафеев//Физика в школе.-2003.-№7.- с. 20-23
  6. Разумный Д.В., Степанов С.В. Принципы создания видеозаписей демонстрационных опытов по физике/Д.В.Разумный, С.В. Степанов//Преподавание физики в высшей школе.-2003.-№26.
  7. Современный урок физики в средней школе. / Под ред. Разумовского В.Г. - М.: Просвещение, 1983. -224 с.
  8. Хорошавин С.А. Видеофильм в преподавании физики/С.А. Хорошавин//Физика в школе.-2003.-№6.-с. 37-40
  9. Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе:6-7класс/С.А.Хорошавин-М.:Просвещние,1988.-174 с.
Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.