Методическая разработка «Использование художественной литературы на уроках физики»
Для создания и поддержания эмоционального настроя обучающихся на уроках физики могут служить отрывки из произведений художественной литературы. Произведения художественной литературы богаты описаниями тех или иных физических явлений природы, интересными фактами. Здесь отражаются те явления, которые по-новому раскрывают уже известные физические понятия, изыскиваются новые области применения физических законов.
Каково конкретное значения использования произведений художественной литературы на уроках физики?
Прежде всего это богатый иллюстративный материал к различным разделам курса физики, опираясь на который ученик создаёт для себя наглядные образы. Заключая в себе эмоциональный элемент, этот материал легко воспринимается школьниками.
Чтение отрывков из художественных произведений активизирует «лириков». Физика перестаёт для них быть сухой и отвлечённой наукой, так как помогает увидеть вокруг разнообразные физические явления, ранее не замеченные ими, помогает им быть более наблюдательными.
Итак, умелое и своевременное использование художественной литературы на уроках физики побуждает у обучающихся интерес к изучаемому материалу, помогает им осознать и лучше запомнить пройденное. Кроме того, учителю физики предоставляется ещё одна возможность для эстетического воспитания школьников.
Отрывки из художественных произведений могут быть по- разному использованы на уроках.
1. Постановка проблемы. На уроке в 7 классе при изучении инерции тел учитель может напомнить ученикам один из эпизодов знакомой им сказки В.Гаршина «Лягушка- путешественница»: «Лягушка, дрыгая всеми своими всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твёрдая дорога, а гораздо дальше».
Всё занятие направлено на объяснение непонятного для героини сказки явления. В конце урока учитель может снова вернуться к приведённому выше отрывку , чтобы вместе с учениками убедиться , что поставленная им задача полностью решена.
2. Иллюстрация теоретических положений при объяснении учителя.
В 11 классе при объяснении закона прямолинейного распространения света можно прочитать стихотворение А.Блока:
Шар раскалённый, золотой
Пошлёт в пространство луч огромный,
И длинный конус тени тёмной
В пространство бросит шар другой.
Таков наш безначальный мир.
Сей конус-наша ночь земная.
За ней - опять , опять эфир
Планета плавит золотая.
Рассказывая в 7 или 9 классе об относительности механического движения, можно привести стихотворение А.С. Пушкина «Движение»:
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый,
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
Учеников 11 класса привлечёт и заставит задуматься отрывок из рассказа В Бианки «Музыкант», прекрасно иллюстрирующий важный вывод урока – всякое колеблющееся тело звучит: «Старик подрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозою дерево, из него торчат длинные щепки, а под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала и в воздухе раздалось : «Дзинь!»…- как струна пропела… Замолк звук, медведь опять за своё: оттянул щепку и отпустил».
Знакомя обучающихся с диффузией, можно обратиться к повести Дж.К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки»: «Это был изумительный сыр, острый и со слезой, а его аромат мощностью в двести лошадиных сил действовал в радиусе трёх миль и валил человека с ног на расстоянии двухсот ярдов».
Для урока в 8 классе об электризации тел интересным примером может служить отрывок из книги К. Паустовского «Чёрное море»: « Воздух во время урагана так густо насытился электричеством, что я был свидетелем, как у негра – привратника Кодгингтонской коллегии искры сыпались из волос, как будто из трубы паровой машины».
Произведения художественной литературы необходимо использовать , рассказывая об учёных- физиках. Светлые, необыкновенно лиричные портреты А. Эйнштейна и Э. Ферми можно найти в книге И. Эренбурга «Люди, годы. Жизнь», Н.Бора – в книге Д. Данина «Нильс Бор». Большую помощь учителю окажет прекрасная книга Я. Голованова «Этюды об учёных», очень интересны стихи В. Шефнера «Архимед», «Попов», Ф.Гусева «Курчатов» и др.
Бывает так, что учитель не имеет возможности провести эксперимент, подтверждающий действие данного закона. Тогда ему на помощь придут яркие, образные примеры из художественной литературы. Один из героев повести А.Беляева «Звезда КЭЦ», попав на маленькую планету, обнаруживает действие III закона Ньютона в «чистом виде»: « Я начал раздеваться. И вдруг почувствовал, что физический закон – « сила действия равна силе противодействия»- обнаруживается здесь в чистом виде, не затемнённый земным притяжением. Здесь все вещи и сам человек превращаются в «реактивные приборы». Я отбросил костюм, говоря по- земному «вниз», а сам, оттолкнувшись от него, подпрыгнул вверх. Получилось: не то я сбросил костюм, не то он меня подбросил».
Этот пример интересен ещё и тем, что действие привычного закона проявляется здесь в необычных условиях и тем самым подтверждается универсальность закона.
3. Опрос обучающихся
Интересным приёмом при опросе является привлечение отрывков из произведений художественной литературы. Эти отрывки могут играть роль качественных задач или контрольных вопросов отвечающему.
При повторении темы «Электрический ток» обучающимся 8 класса можно попросить объяснить деду Митрию (рассказ К. Паустовского «Подарок»), что такое электрический ток : «Ты мне про лесничего не говори… Лесничий мужик хитрый, он когда в Москве жил, так, говорят, на электрическом току пищу себе готовил. Может это быть или нет?
- Может,- ответил Рувим.
- Может, может!- передразнил его дед.- А ты вот этот электрический ток видал? Как же ты его видал, когда он видимости не имеет, вроде как воздух?»
Особенно интересно выбрать такие отрывки, где имеется научная ошибка, неточность. Тогда перед учениками ставится более сложная задача: найти ошибку и правильно объяснить описанное явление.
Например, обучающимся 9 класса после изучения темы «Закон всемирного тяготения» предлагается оценить проект Сирано де Бержерака, как достичь Луны (Э. Ростан «Сирано де Бержерак»):
Я изобрёл шесть средств
Подняться в мир планет!
… Сесть на железный круг
И, взяв большой магнит,
Его забросить вверх высоко,
Докуда будет видеть око;
Он за собой железо приманит,-
Вот средство верное!
А лишь он вас притянет,
Схватить его и бросить вверх опять,-
Так поднимать он бесконечно станет!
4. Решение задач
После изучения законов равноускоренного движения ученики с интересом воспримут отрывок из повести К.Э. Циолковского «Вне Земли». Им можно предложить определить ускорение ракеты и проверить, правильно ли названа автором скорость в конце десятой секунды. «Они видели, как ракета сорвалась и устремилась в наклонном положении в пространство… Она быстро удалялась… В это же время она подымалась всё выше и выше. Через 10 с она была от зрителей на расстоянии 5 км и двигалась со скоростью 1000 м/с».
Ещё один пример: с помощью формул, установленных для свободного падения тел, интересно определить ускорение силы тяжести на других планетах. Герой повести А.Беляева «Звезда КЭЦ» утверждает, что, подпрыгнув на метр, он опустился через 22 секунды. Чему равно ускорение свободного падения на этой планете?
5.Закрепление пройденного
Сложный вопрос о невозможности изменить положение центра тяжести системы тел только за счёт действия внутренних сил системы можно ещё раз обсудить с обучающимися, вспоминая героя Э. Распе Мюнхгаузена : «Схватив себя за косичку, я из всех сил дёрнул вверх и без большого труда вытащил себя из болота, и себя и своего коня, которого крепко сжал обеими ногами, как щипцами».
В 8 классе после изучения зависимости точки кипения от давления можно прочитать обучающимся отрывок из рассказа М. Твена «Странствия за границей».
Для определения глубины знаний обучающихся 7 класса по теме «Инерция» можно обсудить с ними отрывок из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой телёнок»: « В одиннадцатом часу вечера молочные братья, кренясь под тяжестью двух больших гирь, шли по направлению к конторе по заготовке рогов и копыт. Паниковский нёс свою долю обеими руками, выпятив живот и радостно пыхтя.
… Здоровяк Балаганов держал гирю на плече. Иногда Паниковский никак не мог повернуть за угол, потому что гиря по инерции продолжала тащить его вперёд. Тогда Балаганов свободной рукой придерживал Паниковского за шиворот и придавал его телу нужное направление.
У обучающихся может появиться желание проверить на опыте факты, приведённые в книгах любимых с детства писателей. Например: «Но кто же зажёг огонь?- спросил моряк. «Солнце,- ответил Спилетт. Журналист не шутил. Действительно, Солнце доставило огонь, которым так восторгался моряк. Он не верил своим глазам и был до того изумлён, что даже не мог расспрашивать инженера.
- Значит, у вас было зажигательное стекло?- спросил инженер Герберт.
- Нет, я его изготовил.
И он показал. Это были просто два стекла, снятые инженером со своих часов и часов Спилетта. Он соединил их края глиной, предварительно наполнив водой, и таким образом получилась настоящая зажигательная чечевица, с помощью которой, сосредоточив лучи на сухом мхе, инженер добыл огонь (Жюль Верн «Таинственный остров»).
«Я позвал своего слугу, того самого, который слышал, как растёт в поле трава, и спросил его, не слышит ли он топота ног моего скорохода. Он приложил ухо к земле и сообщил мне, к моему величайшему горю, что бездельник- скороход за снул. (Э. Распе «Барон Мюнхгаузен»).
Естественно, что приведённые примеры можно использовать и в других частях урока.
Матросова Галина Николаевна
Брянцева Елена Петровна