Методические рекомендации «Использование игровых здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре»

5
0
Материал опубликован 30 September 2021 в группе

В последнее время устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, которые позволят изменить ситуацию. Особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепление психофизического здоровья ребенка, которой необходимо внедрение здоровьесберегающих технологий.

Благодаря систематическому использованию технологий здоровьесбережения развиваются такие физические качества, как координация, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, овладение подвижными играми с правилами, становление ценностей здорового образа жизни.

Внедрение игровых здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс должно проходить комплексно, чтобы добиться и достичь лучшего результата. Воспитатели используют игровые технологии здоровьесбережения в режимных моментах и во время занятий: физкультминутки, зарядка для глаз, театрально-игровые технологии, пальчиковые игры, психогимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация и многие другие.

Я, как инструктор по физической культуре, в заключительной части каждого занятия по физической культуре использую такие здоровьесберегающие технологии как:

дыхательная гимнастика;

пальчиковая гимнастика;

релаксация.


Дыхательная гимнастика.

Дыхание – единственная вегетативная функция, которую человек может регулировать произвольно. Нарушение дыхания влечет за собой сбой в работе других органов и систем. Использование дыхательной гимнастики с учетом состояния здоровья, интересов и степени усталости дошкольников, ее направленность на стимуляцию когнитивных функций способствует оздоровлению, повышает эффективность обучения.

Дыхательная гимнастика включает дыхательные упражнения: статическими и динамическими. Статические дыхательные упражнения не предусматривают движения. Они заключаются в изменении глубины и частоты дыхания. Динамические дыхательные упражнения предусматривают движения туловища и конечностей с сочетанием дыхания.

Для успешного овладения дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие правила:

Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе производят значительный оздоровительный эффект;

Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие;

Дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом;

Игровые упражнения усиливают благотворное воздействие дыхательной гимнастики.

Игровые упражнения способствуют воспитанию оздоровительного типа дыхания. Дети с удовольствием включаются в игру. К таким упражнениям-играм можно отнести пускание мыльных пузырей, задувание свечи, одуванчик.

С детьми дошкольного возраста дыхательные упражнения проводятся в основном в игровой форме на утренней разминке, гимнастике после сна, физкультурных занятиях, физкультминутках и прогулке.


Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребенка.

Пальчиковая гимнастика в некоторой степени относится к физической культуре, поскольку осуществляется мышечное развитие, развивается координация движений. Однако пальчиковые упражнения — нетрадиционная форма развития ребёнка. Учёные считают, что взрослые используют всего 5–10% потенциала головного мозга. Помимо интеллектуальной деятельности, мозг выполняет защитные функции, способен «спасти» от чрезмерной нагрузки. Мозг работает в режиме экономии и не позволяет исчерпать свои резервы. Держать мозг в тонусе позволяют постоянные тренировки — игры и упражнения для пальчиков, которые помогают развить интеллект, внимание и память, творческие и аналитические способности.

Использование пальчиковой гимнастики на занятиях физической культуре в заключительной части позволяет снизить физическую нагрузку, привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение, и подвести итоги занятия.


Релаксация.

Современные дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Цель релаксации – снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения. Расслабляясь, нервная система переходит на экономный режим. Последний создаёт наиболее оптимальные условия для восстановления биологического потенциала.

В работе с детьми, нужно использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Каждому упражнению дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются.

В результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.


Комплексное применение здоровьесберегающих технологий в работе детского сада повышает результативность и эффективность физкультурно-образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.