Статья «Подготовка специалистов по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий»
ПОДГОТОВКА СПЕЦИОЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Одним из последствий социально-экономического кризиса стала проблема охраны здоровья населения, которое прогрессивно ухудшается. Наиболее серьезные опасения вызывает состояние здоровья социально наименее защищенных слоев населения, к которым относятся студенты. К сожалению, многие из молодых людей не придерживаются принципов здорового образа жизни, не принимают специальных мер для поддержания и укрепления своего здоровья, равнодушно относятся к физической культуре и спорту [6]. Такое положение требует специальных действий, направленных на популяризацию идей здорового образа жизни, на подготовку высококвалифицированных специалистов в области физической культуры, не только обладающих знанием оздоровительных технологий, но и способных привлечь как можно больше детей к занятиям, организовать их оздоровление при помощи всесторонних средств[3,4].
Одной из важнейших задач, стоящих на современном этапе перед учреждениями физкультурно-педагогического образования, является подготовка специалистов к осуществлению здоровьесбережению обучающихся. Одно из направлений в реализации данной задачи – ориентация содержания образования в ВУЗах физической культуры на развития у студентов готовности к обеспечению всесторонних условий для сохранения и укрепления здоровья подопечных в будущей профессиональной деятельности[1].
В этой связи особого внимания заслуживает внедрения в образовательный процесс таких педагогических технологий, которые могут способствовать формированию здорового образа жизни обучающихся, поддержанию их здоровья за счет коррекции деятельности важнейших адаптивных систем организма.
Здоровьесберегающая технология – элемент особым образом организованного педагогического процесса, целенаправленного и гарантированно обеспечивающего становление, т.е. сохранение, поддержание и укрепление здоровья его субъектов в единстве и в ходе взаимодействия всех составляющих этого процесса во всех учебно-воспитательных ситуациях[2]. При таком понимании технология складывается из логически фиксированной последовательности определенных действий, собственно и образующих технологический процесс, который обеспечивает достижение ожидаемого результата.
Современный педагогический процесс состоит из включенных в него структурных педагогических явлений, структурное построение педагогического процесса позволяет выделить и рассмотреть его главные составляющие, совместимость их с государственным стандартом высшего образования и требованиями модернизации вузов[5].
Педагогический процесс физического воспитания студентов должен отвечать потребностям общества в подготовке здоровых, физически образованных специалистов. Физическое воспитание студентов должно быть направлено на их физическое и духовное совершенствование средствами физической культуры и спорта и составлять педагогическую систему занятий двигательными действиями в вузе и дома, отражать целенаправленность вузовской программы российской системы физического воспитания.
В связи с этим необходимо сформировать эффективную структуру процесса физического воспитания студентов и создать новое педагогическое мышление преподавателя физического воспитания.
Для применения здоровьесберегающих технологий, в первую очередь, целесообразно отразить информацию, связанную с состоянием здоровья обучающихся в конкретном образовательном учреждении. Естественно, для того чтобы получить соответствующую информацию, необходимо провести серьезную работу по ее сбору и анализу. В частности, сведения о фактическом состоянии здоровья обучающихся формируются на основе проведения обследования медицинским персоналом, психологом, педагогическим коллективом совместно, для получения более полной картины. Результаты должны быть проанализированы с целью обобщения, выявления существующих тенденций в состоянии здоровья студентов. С целью выявления передового опыта в педагогической науке и практике в сфере здоровьесбережения необходимы организация обменом опытом с другими вузами и другими образовательными учреждениями, участия в научно-практических конференциях, методических семинарах, изучение научно-педагогических источников и т.д. Все эти аспекты должны найти в отражение в содержании физкультурно педагогического образования.
Таким образом, после определения целей по здоровьесбережению следует исходя из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья студентов сделать упор на следующее:
- создание в вузе организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья студентов;
- развитие содержательной и материальной базы оздоровления студентов средствами физической культуры;
- создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандисткой работы по приобщению студентов к здоровому образу жизни;
- развитие организационного, программного и материально-технического обеспечения дополнительного образования обучающихся, в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
- обеспечение системы полноценного сбалансированного питания студентов с учетом особенностей состояния здоровья;
-разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников в вузе;
- обеспечение непрерывного повышения квалификации специалистов по физической культуре в плане развития их готовности к созданию организационно-педагогических условий здоровьесбережения студентов;
Внедрение в деятельность высшего учебного заведения достижений педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения и др.
Главным результатом деятельности по здоровьесбережению является наличие положительных изменений в состоянии здоровья студентов. При оценке состояния здоровья студентов имеет смысл использовать конкретные показатели соматического, физиологического, физического, психического, психосоматического, духовно-нравственного здоровья, которые проводятся на разных этапах системы здоровьесбережения. Определяя уровень здоровья по тем или иным показателям необходимо руководствоваться конкретными критериями, характеризующими низкий, средний, высокий и др. возможные уровни.
В связи с этим в содержание физкультурно0педагогического образования целесообразно включать и такие аспекты, которые знакомили бы студентов с существующими подходами к оцениванию изменений в состоянии здоровья обучающихся, воспитанников на протяжении различных возрастных периодов.
Приведенные в данной статье рекомендации обобщены и не содержат в себе конкретных тем для изучения студентами, перечня дисциплин, в которых следует освещать аспекты здоровьесбережения, и т.п. Однако это было бы не целесообразно, поскольку каждому конкретному учреждению физкультурно-педагогического образования присущи свои особенности. Поэтому определение конкретных мер по реализации соответствующих аспектов в содержании образовании студентов находится в компетенции данного учреждения. Указанные подходы к отражению элементов обеспечения здоровьесбережения в содержании образования будущих специалистов по физической культуре целесообразно использовать в качестве общего основания для разработки в учреждениях физкультурно-педагогического образования собственных учебных планов и образовательных программ, сориентированных на подготовку студентов к осуществлению здоровьесбережения в их будущей профессиональной деятельности.
Литература
Маджуга А.Г., Лекерова Г.Ж. Здоровьеберегающие педагогические технологии в образовательном процессе// Высшая школа Казахстана. – 2011. - №6. – С.95-101.
Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей /Руководство для медицинских и педагогических работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемической службы. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2015. – 528с.
Письмо министерство образования Российской Федерации от 23.08.94 №781/11 «О преподавании «физической культуры» в образовательных учреждениях»
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 04.09.95 №70-М «Об актуальности физической культуры в целях укрепления здоровья обучающихся»
Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 24.10.96 № 1983/29-11 «О неудовлетворительном исполнении законодательства об охране здоровья обучающихся».
Репин С.А., Сериков С.Г. Документальное обеспечение здоровьесбережения в образовательных учреждениях: Научно-методическое пособие. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 1999.-230с.