Использование инфографики на уроках окружающего мира в начальной школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №15
городского округа-город Камышин Волгоградской области
Открытый конкурс «Педагогические инновации для педагогических и руководящих работников образовательных организаций городского округа-город Камышин с региональным участием»
Номинация: «Урок XXI века»
Использование инфографики на уроках окружающего мира в начальной школе
Автор: учитель начальных классов
МБОУ СШ №15 г. Камышина
Котлярская Оксана Анатольевна
Камышин 2024
Содержание
| стр. |
I.Пояснительная записка: | 3 |
Актуальность, проблема | 3 |
Описание инновационного продукта (включая целеполагание) | 5 |
Риски и компенсаторные меры | 7 |
Ресурсное обеспечение (от информационных до материально-технических) | |
II. Инновационный продукт Опытно-экспериментальная проверка дидактических пособий | 9 |
Инновационный продукт | 11 |
Ш. Литература | 35 |
Пояснительная записка.
Актуальность, проблема.
В последние десятилетия наблюдается значительное изменение в подходах к обучению, что связано с развитием технологий и изменением образовательных стандартов. В условиях современного мира, где информация доступна в огромных объемах и разнообразных форматах, важность эффективного представления и восприятия знаний становится особенно актуальной. Одним из наиболее перспективных инструментов, способствующих улучшению усвоения учебного материала, является инфографика. Об инфографике сегодня много говорят, однако для учителей и преподавателей она остаётся диковинкой — средством привлекательным, но слишком необычным для использования на уроках.
Согласно статистике:
пользователи бегло читают лишь ¼ текста на страницах сайта, остальное внимание отдают картинкам;
люди рассказывают другим 20% прочитанного, 10% услышанного и 80% того, что видели или делали;
до 90% информации поступает в мозг в визуальной форме.
Текст объёмом более пяти страниц легко можно поместить в одном графическом рисунке. Графики и диаграммы лучше воспринимаются и запоминаются. Инфографика – инновационное средство подачи информации. Это визуальное представление информации, данных или знаний, которое позволяет упростить восприятие сложных понятий и способствует более глубокому пониманию изучаемого материала. Вообще, визуализация оправдана тогда, когда показать становиться легче, чем рассказать. А так как у современных школьников совершенно другой опыт, чем у предыдущих поколений, то инфографика помогает общаться с современными детьми, которые мыслят образами и гораздо лучше запоминают информацию, поданную в простой и привлекательной форме. Это тот особый язык, понятный всем людям, даже тем, кто не умеет читать.
Инфографика направлена на визуальное восприятие и закрепление образов, задействует зрительную и ассоциативную память. Поэтому она помогает лучше запомнить учебный материал путем преобразования мыслительной деятельности в наглядный образ (используя инфографику на уроке вместо текста, учащиеся быстрее запоминают и учатся проводить ассоциации).
Универсальность инфографики в том, что представить в виде красочного графика или интерактивной таблицы можно практически любую информацию, что очень помогает в образовательной деятельности.
Раньше на уроках использовали принцип наглядности, последовательности и систематичности знаний, которые можно считать прародителями инфографики. Но это были картинки или схемы, не связанные в одно целое. Сегодня хорошая инфографика включает в себя графики и диаграммы на основе большого количества данных обязательно с примерами из жизни.
А виртуальная среда за счет ее уникальных свойств (интеллектуальность, мультимедиа, интерактивность, коммуникативность, производительность) и богатства инструментария позволяет создавать разнообразные и дидактически эффективные объекты интеллектуальной инфографики.
Актуальность данной работы обусловлена существующей проблемой низкого уровня вовлеченности учащихся на уроках окружающего мира, что, в свою очередь, приводит к неэффективному усвоению нового материала. В условиях, когда традиционные методы обучения часто не способны удержать внимание детей, инфографика может стать мощным инструментом, способствующим активизации познавательной деятельности. Важно отметить, что начальная школа — это тот период, когда закладываются основы логического мышления и критического восприятия информации, и именно в этот момент необходимо использовать все доступные средства для формирования у детей интереса к обучению.
Описание инновационного продукта (включая целеполагание)
В период обучения первоклассников я столкнулась с тем, что дети впитывают информацию глазами, любят рассматривать, наблюдать, рисовать. Неусидчивость и неспособность долго концентрироваться говорили о том, что ребята предпочитают смотреть, а не слушать. Увиденное усваивалось ими намного быстрее, нежели прочитанное. Это потребовало от меня пересмотра применяемых приёмов и методов.
Проходя курсы, я познакомилась с методом, который помогает лучше представить и запомнить учащимся материал в полном объёме. Это – инфографика.
Визуальные средства, в частности инфографика, играют важную роль в процессе обучения. Применение этих инструментов на уроках окружающего мира в начальной школе позволяет улучшить восприятие сложных для детей понятий и способствует запоминанию информации. Эффективность инфографики в образовании можно рассмотреть через несколько аспектов, включая когнитивные процессы, начинающиеся с восприятия и заканчивающиеся усвоением материала.
Первым значимым аспектом является влияние визуальных средств на восприятие информации. Исследования показывают, что такие материалы способствуют повышению вовлеченности учащихся. Это, в свою очередь, повышает их интерес к предмету и облегчает процесс учения [1]. Дети легче понимают и осваивают информацию, представленную в виде графиков, схем и диаграмм, что подтверждается множеством обучающих практик.
Опыт использования различных визуальных инструментов на уроках показывает, что комбинирование разных подходов значительно повышает общую продуктивность обучения. Например, сочетание инфографики с текстовыми материалами и интерактивными заданиями создает более комфортную атмосферу для учеников, усиливая их вовлеченность и интерактивность во время урока [19]. Такие методы позволяют не только углубить понимание изучаемых тем, но и сделать процесс обучения более увлекательным и динамичным.
Кроме того, применение инфографики помогает развивать навыки критического мышления у детей. На уроках окружающего мира, где обсуждаются сложные экологические и социальные проблемы, инфографика может служить хорошим катализатором для дискуссий. Можно использовать визуальные материалы для выявления ключевых проблем и их обсуждения в классе, вовлекая детей в активный процесс обучения, что способствует более глубокому осознанию затронутых тем.
Практический опыт показал, что инфографика эффективно решает задачи дифференцированного обучения, позволяя учитывать разный уровень подготовки и интересов учащихся. Для одних детей будет более приемлемо изучение тематики через визуальные средства, в то время как другие могут предпочитать текстовые материалы. Благодаря разнообразию форматов инфографика может удовлетворить потребности всех учеников, обеспечивая равные возможности для понимания и усвоения знаний.
Таким образом, применение инфографики на уроках окружающего мира в начальной школе обогащает учебный процесс, делает его более разнообразным и интересным. Эффективное использование визуальных средств предоставляет возможность не только передать информацию, но и вызвать у детей живой интерес к исследованию окружающего мира. Совместное использование различных методов и подходов позволяет создать более эффективную образовательную среду, доступную для всех. В результате учащиеся получают не только знания, но и развивают необходимые навыки, что в значительной степени определяет их дальнейший образовательный путь.
Что же такое образовательная инфографика – это визуальный информационный блок учебного материала, с которым ученики могут работать самостоятельно или в группе, в последствии анализировать, делать выводы, находить дополнительные смыслы. Инфографика позволяет говорить с ребенком на языке образов и ассоциаций, что соответствует как наглядно-образному типу мышления школьника, так и особенностям восприятия информации.
Существует три типа инфографики:
статичная – чаще всего одиночная картинка. Наиболее простой и распространенный вид инфографики;
интерактивная – это вид инфографики, в котором пользователю предлагается управлять отображением данных. Здесь нам предоставляет большие возможности интерактивная доска (при наличии);
видеоинфографика – представляет собой короткий видеоряд, в котором сочетаются визуальные образы данных, иллюстрации и динамический текст.
На уроках я использую инфографику на разных этапах, чтобы стимулировать открытую познавательную позицию и активную поисковую деятельность учеников.
Например: на этапе актуализации я предлагаю ученикам инфографику для обобщения и систематизации уже имеющихся знаний.
Для решения проблемных ситуаций инфографика помогает в открытии новых знаний.
Работа с инфографикой применяется и на этапе закрепления полученных знаний в процессе и после воспроизведения текстовой информации.
Использую инфографику и на этапе рефлексии, совместной деятельности учащихся и учителя, позволяющей совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика.
Таким образом, можно говорить о результативности применения инфографики на уроке окружающего мира, который определяется не только и не столько повышением успеваемости (это следствие), сколько повышением интереса детей к личности учителя и к самому предмету.
Риски и компенсаторные меры.
Проблема работы с информацией. Инфографика – инновационное средство подачи информации, поэтому у обучающихся могут возникнуть трудности при её использовании, поскольку они не знакомы с таким способом работы с учебным материалом. Необходим предварительный вводный урок по работе учащихся с инфографикой. Федеральный государственный образовательный стандарт требует освоить такие умения, как: сопоставление, систематизация, анализ, обобщение и интерпретация информации, уметь выделять главное или избыточное, предоставлять информацию в сжатой словесной и наглядно-символической форме, дополнять схемы, таблицы и тексты. Возникает необходимость в изучении способов восприятия информации, представленной с помощью инфографики. В процессе обучения информационные навыки необходимо постоянно контролировать; проверяя умение поэтапной работы с инфографикой, её интерпретации в устной и письменной формах, не забывая о различиях по восприятию информации обучающимися. [15]
Проблема качества инфографики. Качественная инфографика способна заменить достаточно объемный текст, который может быть воссоздан при ее изучении и анализе. [15]
Особенности инфографики:
графические объекты;
полезная информационная нагрузка;
красочное представление;
внятное и осмысленное представление темы.
Составляющие успеха инфографики:
своевременность;
привлекательность, понятность;
плавный, красивый, эффективный дизайн;
учет целевой аудитории;
внутренняя целостность;
эмоциональные цвета и изображения;
выбор важнейших тезисов, фактов;
визуализация;
упрощение;
авторитетность и надежность источников.
Учитель должен четко понимать, какую функцию инфографики он реализует на уроке, и какой вид инфографики наиболее целесообразен при подаче конкретной темы. Для этого потребуется определенная инфографика, созданная с помощью специальных программ и инструментов.
Проблема нехватки времени. Разработка плана урока, плана применения инфографики на уроке, а тем более непосредственное её создание определённого вида требует временных затрат. Чтобы создание инфографики не вызывало трудностей и не отнимало время, учителю необходимо подготовить банк объектов, которые можно было бы использовать при разработке различных видов инфографики, а также уметь использовать. [15] Как вариант можно создать банк готовых работ по предмету.
Проблема готовых работ в сети Интернет на английском языке. Данные работы можно использовать в качестве образца для создания собственных.
Ресурсное обеспечение (от информационных до материально-технических).
1.Для самостоятельного создания инфографики :
А) Ватман, альбомный лист, краски, кисти, фломастеры, маркеры, карандаши.
Б) Сайты для создания инфографики онлайн:
3. https://www.visme.co/ru/sozdat-infografika/
2.Готовая инфографика из сети Интернет.
II. Инновационный продукт.
1.Опытно-экспериментальная проверка дидактических пособий
Эффективность применения дидактических средств разработанных на основе принципов инфографики для учащихся первого класса, проверена при проведении опытно-экспериментальной работы.
Экспериментальное исследование проводилось с учениками 1 «В» класса на предмете «Окружающий мир», в ходе этой работы был выявлен уровень развития визуального понимания темы и умения работать с графическим представлением информации учащихся.
Цель: исследовать эффективность использования дидактических пособий разработанных с учетом принципов инфографики, на восприятие учащихся данной темы.
Задачи:
применить дидактические средства разработанные на основе принципов инфографики для учащихся первого класса;
проанализировать эффективность инфографики как способа усвоения информации;
сделать вывод об эффективности использования инфографики на уроках окружающего мира.
Было проведено три экспериментальных урока: первый – урок по теме «Почему Луна бывает разной?», второй урок – «Почему идёт дождь и дует ветер?», третий – «Почему звенит звонок?».
На первом уроке инфографика использовалась для открытия новых знаний в ходе фронтальной и парной работы. В процессе эксперимента у учащихся наблюдался интерес к новому методу предоставления информации, а также красочное представление материала вызывало желание к считыванию информации. Но из-за нестандартного, непривычного для них предоставления материала учащиеся совершали ошибки в считывании инфографики. Не все ребята сделали правильные выводы на основе представленной информации, понадобились дополнительные изображения и текстовая информация (из учебника, от учителя).
На втором уроке инфографика использовалась для работы в группах на этапе открытия новых знаний. Этот эксперимент прошел удачней, чем первый, так как информация была проще для понимания и детям была уже знакома инфографика. В итоге все группы справились с работой, что стало понятно из выступлений, когда представители каждой группы презентовали свои ответы. Тестовая работа по этой теме на следующем уроке подтвердила, что 80% учащихся хорошо усвоили тему «Почему идёт дождь и дует ветер?».
На третьем уроке инфографика использовалась на этапе реализации построенного проекта и рефлексии. И этот эксперимент прошёл удачно, так как проведение урока с использованием инфографики учащимся было уже знакомо. По информации, представленной на инфографике, ребята справились с объяснением такого явления, как эхо, легко объяснили условные знаки, как беречь уши. А на этапе рефлексии никто не ошибся, отвечая на вопросы.
Проведя опрос среди учащихся, я выяснила, что информация с использованием инфографики запоминается легче и работать на уроке интереснее.
Вывод
В заключение исследования можно с уверенностью утверждать, что использование инфографики на уроках окружающего мира в начальной школе представляет собой мощный инструмент, способствующий не только повышению уровня вовлеченности учащихся, но и более эффективному усвоению нового материала. Инфографика, как визуальный и знаково-символический инструмент, позволяет учащимся легче воспринимать и усваивать информацию, что особенно важно в контексте начального образования, когда формируются основы логического мышления и познавательной активности. Стоит отметить, что будущее использования инфографики в образовании выглядит многообещающим. С развитием технологий и доступностью различных программных средств для создания инфографики, учителя получают возможность не только разнообразить свои уроки, но и адаптировать учебный материал под индивидуальные потребности учащихся. Я уверена, что инфографика станет неотъемлемой частью образовательного процесса, способствуя формированию у детей критического мышления, креативности и способности к самостоятельному обучению.
2.Инновационный продукт
Инфографика составлена к уроку окружающего мира по теме «Почему Луна бывает разной?» (1 класс. В правом нижнем углу помощники – Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха – сопровождают учащихся на каждой теме.)
Идея: Луна – это интересно!
Класс | 1 |
Тема урока | Почему Луна бывает разной? |
Педагогическая | создать условия для формирования представления о Луне как естественном спутнике Земли, дать представление о причинах, вызывающих изменения формы Луны; познакомить со способами изучения Луны учёными. |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Планируемые | Ученик научится/ученик получит возможность научиться: понимать значение слова «спутник»; анализировать разные фазы Луны в зависимости от освещения её поверхности Солнцем; формировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; находить ответы на поставленные вопросы в ходе изучаемой темы; использовать полученную информацию при проведении личных наблюдений за небесными телами; извлекать информацию из дополнительных источников информации. |
Личностные | освоение социальной роли обучающегося и личностного смысла учения; умение работать в оптимальном для себя темпе; осуществлять контроль и самоконтроль. |
Универсальные учебные действия | Познавательные: общеучебные – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, Коммуникативные: слушают и понимают речь других; умеют точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умеют обмениваться мнениями; понимать и принимать речь других, договариваться о правилах работы в паре |
Основное содержание темы, понятия | Луна, спутник, фазы Луны |
Образовательные | Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2023 Инфографика «Луна» Карточки Презентация |
Оборудование | Доска, телевизор |
Инфографика составлена к уроку окружающего мира по теме «Почему идёт дождь и дует ветер?» (1 класс. Данная инфографика использована для работы в группах на этапе открытия новых знаний.)
Идея: объяснить причины возникновения дождя и ветра, их пользу.
Задания для учащихся:
Задание 1.
Используя информацию инфографики, соотнеси стрелками виды дождя с номером.
1 косохлёст
2 ливень
3 ситничек
Задание 2.
Используя информацию инфографики, ответь на каком рисунке А или Б нарисована туча.
Запиши свой ответ.
Объясни свой ответ, используя данные инфографики.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Задание 3.
Используя данные инфографики, объясни, можно ли сквозняк в комнате назвать ветром (устно).
Задание 4.
Используя личные наблюдения и данные инфографики, заполни таблицу.
Польза ветра | Вред ветра |
| |
| |
| |
| |
Задание 5.
По рисунку «Нужен ли дождь?» сочини сказку, как растения и животные радуются дождю (устно).
Инфографика составлена к уроку окружающего мира по теме «Почему звенит звонок?» (1 класс.)
Класс | 1 |
Тема урока | Почему звенит звонок? |
Педагогическая | сформировать первоначальные представления о звуках, их возникновении, распространении; познакомить детей с эхом; показать разнообразие звуков окружающего мира; формировать у детей понятия о том, как мы слышим и почему нужно беречь слух. |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Планируемые | научатся анализировать рисунки в учебнике и передавать голосом звуки окружающего мира; исследовать возникновение и распространение звука; высказывать предположения о причине возникновении эха; обсуждать, почему и как следует беречь уши; получат возможность научиться передавать голосом звуки окружающего мира; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. |
Личностные | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
Универсальные учебные действия | Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии звуков в окружающем мире и причинах возникновения звука; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать других учеников – партнеров по коммуникации и учителя, согласовывать свои действия с другими, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строить понятные речевые высказывания. |
Основное содержание темы, понятия | Звук, звуковая волна, ушная раковина, барабанная перепонка, эхо |
Образовательные | Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2 / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2023 Тихомирова Е.М. Окружающий мир; 1 класс; контрольно-измерительные материалы/ Е.М.Тихомирова.- М.: Издательство «Экзамен», 2014 Инфографика «Почему звенит звонок?» Карточки Презентация |
Оборудование | Доска, телевизор, канцелярская резинка, |
Технологическая карта урока
Этап урока | Задача - результат каждого этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД, формируемые на каждом этапе |
I. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент. | Выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Любознательные дети знать хотят про все на свете. | | Личностные: - сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Организовать подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. | 1) Тест по теме «Почему идёт дождь и дует ветер?» - Вспомните, над какой темой мы работали на прошлом уроке? - Предлагаю выполнить тестовую работу. 2) Прослушивание стихотворения. - Послушайте стихотворение и скажите, почему не слышна в классе тишина? В нашем классе тишина Почему-то не слышна: То линейка упадёт, То резинка пропадёт, То Потапова под партой Чей-то тапочек найдёт. Кто-то хрюкнет, кто-то гавкнет, Кто-то скрипнет, кто-то чавкнет. «Рты закрыли, сели ровно!» Говорит Мария Львовна.- «Будем слушать тишину». Я чего-то, как чихну! Засмеялся Витька сзади. «Тише, тише !» - шепчет Надя. Ничего опять не вышло, Тишины у нас не слышно. - Так почему не слышно тишины? (ответы детей) - Чем наполнен окружающий мир? - Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. | Выполняют тестовую работу Отвечают на вопрос. Окружающий мир наполнен звуками. Формулируют тему урока. | Коммуникативные: - формулирование собственного мнения. Познавательные: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - определять и формулировать проблему; - осуществлять синтез как составление целого из частей. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
III. Этап выявления места и причины затруднений. | Осознать причину возникшего у учащихся затруднения, осознать каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания. | 3) Проблемный вопрос - Внимание! (Учитель включает запись звуков: гитары, барабана, дудочки, шума моря, мотора машины, жужжания пчел, шум поезда.) -Среди услышанных вами звуков были звуки 3 музыкальных инструментов. Назовите их.
Учитель демонстрирует гитару, барабан, дудочку. -Почему они сейчас не звучат? - Правильно ли я вас поняла, что чтобы инструменты зазвучали, я должна как-то на них воздействовать? Учитель просит детей совершить с музыкальными инструментами действие, чтобы они издали звук
| Учащиеся слушают музыкальный фрагмент с различными звуками Учащиеся ведут диалог с учителем, определяют и называют предметы (гитара, барабан, дудочка, скрипка) Ученики высказывают предположение: может надо на них сыграть? Ребята совершают действия, дергают за струны, бьют в барабан, дудят в дудочку… | Коммуникативные: - построение понятных для партнёров высказываний; -учет разных мнений; - использование речи для регуляции своих действий. Познавательные: - поиск разнообразных способов решения задач; - структурирование знаний, - установление причинно-следственных связей; - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Регулятивные: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - выполнять пробные учебные действия; - волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
IV. Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации. Физминутка | Формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. | 4)Практическая работа - Как вы думаете, эта связь только для музыкальных инструментов? Так давайте проверим наше предположение на практике. Проверим наши предположения. У каждой группы на столах свой предмет исследования. ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ: У вас на столах предметы: линейка, газета, резинка. Возьмите по 1 предмету и положите перед собой. Издают ли предметы звук в состоянии покоя? Подумайте, какое условие должно выполняться, чтобы образовался звук? 1 Группа (линейки) на линейку: прижать и заставить вибрировать 2 группа (газеты) на газету :помять, порвать 3 группа (резинка) на резинку натянуть на палец и подергать -Предметы от ваших действий стали дрожать. Эта дрожь передаётся по воздуху, так рождается ЗВУК. - Мы видим этот звук? (нет) А как бежит звук? (невидимой волной) - Откройте учебник. Посмотрите, художник изобразил это на рисунке (с. 38). С точки зрения физики звук-это механическая волна. | Предполагают, что схема подходит не только для музыкальных инструментов, но и для любых предметов. Проводят по инструкции учителя опыты Учащиеся выполняют опыты по инструкции Дети воздействуют на предметы Отвечают на вопросы Выполняют движения | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: - использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: - выделение существенной информации, - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, - поиск разнообразных способов решения задачи, - структурирование знания. |
V. Реализация построенного проекта. | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5)Игра «Угадай звук» - Теперь поиграем. Закроем глаза, прислушаемся и угадаем, что я делаю? 1) режу бумагу 2) стучу ложками 3) лью воду в стакан 4) хлопаю в ладоши 5)говорю пословицу –не имей сто рублей ,а имей сто друзей. - Чудесно, всё угадали. -Если звук распространяется невидимой волной , то с помощью чего мы их улавливаем? - Уши – орган слуха. С их помощью мы слышим разные звуки. 6) Работа по инфографике -Ребята, используя информацию инфографики, расскажите, как нужно беречь уши. - Какая ещё информация о звуке есть на инфографике, но мы об этом не говорили? -Кто сможет рассказать про эхо? | Дети угадывают действие по звуку. С помощью ушей. Смотрят инфографику, анализируют. Эхо. Звук добегает до какого-нибудь препятствия (например, до горы или леса) и, натолкнувшись на него, возвращается обратно. Тогда мы слышим эхо. | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные: - формулирование собственного мнения (позиции), - использование речи для регуляции своего действия, - построение монологического высказывания. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия. Познавательные: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - установление причинно-следственных связей. |
VIII. Включение в систему знаний и повторение. | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | 6) Выполнение заданий в рабочей тетради (с. 25–26). | Выполняют задания в парах. | Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - различение способа и результата действия, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: - структурирование знаний, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - доказательство. |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | Организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности на уроке. Соотнесение цели и результатов учебной деятельности, фиксация степени их соответствия. | -Маленький секрет спрятан в черном ящике. Отгадайте предмет, который издает звук, который в школе вы слышите несколько раз в день. Это звук руководит режимом школьной жизни (звонок). -Теперь вы можете ответить на вопрос: почему звенит звонок? Что нам нужно сделать, чтобы предмет издал звук? Правильно. Вот сейчас мы и будем издавать звуки (хлопать), но не когда вам захочется, а только тогда, когда вы согласны с моим высказыванием, а помощником вам будет инфографика: 1.Окружающий мир наполнен разнообразными звуками. 2. Чтобы тело издавало звук, на него нужно воздействовать. 3. Звуки возникают из-за колебаний, которые передаются по воздуху. 4.Человеческое ухо состоит только из ушной раковины. 5.Громкие звуки, сильный холод, посторонние предметы в ушах - вредят здоровью -Молодцы! Спасибо за урок. | Учащиеся отгадывают предмет. Отвечают на вопрос урока: «Почему звенит звонок» ( при воздействии волны распространяются и их улавливает ухо). Хлопают, отвечая на истинные высказывания и сидят тихо на ложные высказывания. | Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной форме, - анализ, синтез, - установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. |
III. Список литературы.
1.Анализ эффективности использования ... [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-effektivnosti-ispolzovaniya-vizualnyh-sredstv-v-inzhenernom-obrazovanii , свободный.
2.Виды образовательной инфографики. Послесловие ... [Электронный ресурс] // didaktor.ru - Режим доступа: http://didaktor.ru/vidy-obrazovatelnoj-infografiki-posleslovie-posle-vebinara/ , свободный.
3.Восприятие информации детьми [Электронный ресурс] // ds1387.ru - Режим доступа: https://ds1387.ru/index.php/component/content/article/9-advice/12-vospriyatie-informatsii-detmi.html , свободный.
4.Инфографика в образовании [Электронный ресурс] // elib.sfu-kras.ru - Режим доступа: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/30499/stat'ya_na_konferenciyu_2.pdf?sequence=1&isallowed=y , свободный.
5.Инфографика в образовательном процессе [Электронный ресурс] // io.nios.ru - Режим доступа: https://io.nios.ru/articles2/92/40/infografika-v-obrazovatelnom-processe , свободный.
6.ИНФОГРАФИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ... [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/infografika-kak-tehnologiya-vizualizatsii-obrazovatelnogo-kontenta , свободный.
7.Как развить логическое мышление и улучшить логику [Электронный ресурс] // rhana.ru - Режим доступа: https://rhana.ru/article/obraz-zhizni-i-dolgoletie/kak-razvit-i-uluchshit-logiku-sposoby-razvitiya-logicheskogo-myshleniya/ , свободный.
8.Методические аспекты использования инфографики в ... [Электронный ресурс] // elib.bsu.by - Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/105341/1/яскевич-453.pdf , свободный.
9.Методические-рекомендации-по-инфографике.pdf [Электронный ресурс] // blog.zabedu.ru - Режим доступа: https://blog.zabedu.ru/rodsobr/wp-content/uploads/sites/7/2022/04/методические-рекомендации-по-инфографике.pdf , свободный.
10.Методические рекомендации «Создание инфографики [Электронный ресурс] // spbspoprof.ru - Режим доступа: https://spbspoprof.ru/userfiles/files/методические_рекомендации_инфографика(1).pdf , свободный.
11.Особенности восприятия информации детьми. [Электронный ресурс] // umius.ru - Режим доступа: https://umius.ru/news/osobennosti-vospriyatiya-informatsii-detmi/ , свободный.
12.Особенности восприятия информации детьми: как лучше ... [Электронный ресурс] // externat.foxford.ru - Режим доступа: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/osobennosti-vospriyatiya-informacii-detmi , свободный.
13.Первые шаги Методика разработки инфографики на ... [Электронный ресурс] // digitalmpgu.ru - Режим доступа: http://digitalmpgu.ru/wp-content/uploads/2023/12/30-38.pdf , свободный.
14.Приемы работы с инфографикой в учебном процессе ... [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-raboty-s-infografikoy-v-uchebnom-protsesse-obscheobrazovatelnoy-shkoly , свободный.
15. Применение инфографики в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс] // research- journal.org - Режим доступа: https://research-journal.org/archive/7-49-2016-july/primenenie-infografiki-v-obshheobrazovatelnoj-shkole
15.Развитие визуального мышления обучающихся на ... [Электронный ресурс] // infourok.ru - Режим доступа: https://infourok.ru/razvitie-vizualnogo-myshleniya-obuchayushihsya-na-urokah-matematiki-6415483.html , свободный.
16.Технология "Развитие логического мышления через ... [Электронный ресурс] // nsportal.ru - Режим доступа: https://nsportal.ru/user/1120445/page/tehnologiya-razvitie-logicheskogo-myshleniya-cherez-didakticheskie-igry , свободный.
17.Что такое инфографика: примеры, виды и как ее создать [Электронный ресурс] // bangbangeducation.ru - Режим доступа: https://bangbangeducation.ru/point/grafichieskii-dizain/infografika-chto-eto-vidy-primery-i-kak-sdelat/ , свободный.
18.Эффективность применения визуальных средств ... [Электронный ресурс] // vovr.elpub.ru - Режим доступа: https://vovr.elpub.ru/jour/article/download/3481/1842 , свободный.
19.Эффективность применения визуальных средств ... [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-primeneniya-vizualnyh-sredstv-obucheniya-opredelenie-granits , свободный.
25