Методические рекомендации по организации уроков окружающего мира в начальной школе
Методические рекомендации по организации уроков окружающего мира в начальной школе
При планировании системы уроков по окружающему миру у учителя возникает вопрос: как организовать уроки окружающего мира таким образом, чтобы они были ценностно наполнены? Как, в свою очередь, ввести ребенка в мир ценностей? Как сделать так, чтобы ценностные ориентации стали значимыми для детей?
Пожалуй, самым необходимым является сформированность положительного отношения и интереса к учебному предмету «Окружающий мир». В этом процессе центральная роль принадлежит личности учителя, который пробуждает в учащихся высокие нравственные идеалы, самостоятельность мысли и вселяет веру в собственные силы и возможности.
Это возможно благодаря тому, что между учеником и учителем возникает контакт, взаимопонимание, общение, состояние соучастия и содействия. Цель приобщения к предмету, к ценностям, заложенным в нем реализуется только тогда, когда на уроке создается атмосфера психологического комфорта, эмоционального контакта, при котором достигается полное взаимопонимание учителя и ученика, снимаются все «психологические» барьеры, затрудняющие восприятие.
Существуют различные пути и методические приемы формирования нравственных ценностей в учебном процессе: через учебное содержание, методы и формы организации учебной деятельности (урок - исследование, урок – творческая мастерская, урок - экскурсия, урок «открытых мыслей» и др.), через характер общения учащихся с учителем и между собой.
В качестве методических приемов можно рассматривать вопросы и задания, предложенные в учебнике, а также задания и рекомендации из методических пособий для учителя.
Используемые методические приемы можно условно разделить на три группы:
1. упражнения, целью которых является формирование нравственного сознания;
2. приемы, направленные на развитие эмоционально-чувственной сферы детей;
3. упражнения по формированию навыков взаимодействия и сотрудничества.
Говоря о группах методических приемов, следует отметить, что первую группу можно выделить в качестве ведущей, в том время как остальные будут являться вспомогательными. Это продиктовано возрастными особенностями младших школьников. Усвоение нравственных знаний, в виде нравственных представлений, в младших классах должно вестись последовательно, так как они составляют основу для формирования нравственных понятий, а следовательно, и ценностных ориентаций.
Проанализировав все три группы методов, задачи, которые они решают в формировании ценностных ориентаций младших школьников, нами были разработаны педагогические рекомендации по организации уроков окружающего мира в начальной школе:
1. Задачи по расширению, обогащению представлений учащихся о нравственности и личных качествах человека, приобщению к ценностям, признанию их; актуализации знаний правил и норм поведения, взаимоотношения с окружающими людьми; знакомство с новыми нравственно правовыми знаниями; формированию собственного опыта и определения себя субъектом в процессе познания окружающего мира заключаются в методических приемах первой группы. Упражнения, направленные на решение данных задач, представлены в учебнике. Особое значение при актуализации имеющихся знаний уделяется собственному опыту ребенка. Для этого используются задания, направленные на осмысление нравственной идеи учебного материала и способствующие актуализации имеющегося опыта и формированию нового опыта, основанного на правилах поведения в семье, природе, обществе и др.
2. При развитии эмоционально-чувственной сферы ребенка, личностного принятия им нравственных знаний, мы обращаемся ко второй группе методических приемов. Предлагаем использовать различные эмоциональные средства. Такими средствами выступают иллюстрации к текстам учебников, фотографии, репродукции картин, музыкальное сопровождение; использование драматизации, упражнений в игровой форме, разыгрывание бытовых ситуаций; использование методики «эмоционального картирования»; метода реконструкций и др. Систематическое использование данных методических приемов в работе с учащимися на уроках окружающего мира помогает формировать положительное отношение к окружающим людям, развивать чувство эмпатии, осознавать личную значимость.
3. Курс окружающего мира очень технологичен, поэтому задача по формированию ценностных ориентаций находит отражение в деятельности и решается путем использования методических приемов третьей группы. Это способствует проявлению способностей каждого ребенка, повышению активности в деятельности, заинтересованности и проникновения в мир жизни другого человека, выявлению оценочных суждений. В процессе общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, учащиеся приобретают опыт ценностных отношений, который подвергается рефлексивному анализу. Деятельность является важным и необходимым моментом в формировании мотивов, которые позволяют овладевать системой ценностей и присваивать ее каждому ребенку.
Целесообразно организовывать работу группами по 4-5 человек, обращая внимание, чтобы у каждого участника группы была своя роль.
Разрабатывая рекомендации, мы полагаем, что они окажут положительное влияние на содержание и организацию уроков окружающего мира по формированию у младших школьников ценностных ориентаций, и, соответственно, приведут к положительной динамике уровня развития ценностных ориентиров у учащихся.