Использование инфографики при изучении и отработке медицинских алгоритмов
Медицинский алгоритм в клинической медицине - пошаговый протокол для решения задач врачебной практики. Чаще всего представлен в виде подробной инструкции либо блок-схемы алгоритма. В сестринском уходе алгоритм – это пошаговая инструкция по правильному уходу за пациентами с различными заболеваниями и состояниями (со стомой, катетером, после операции и т.д.)
Большинство медицинских алгоритмов представлено в медицинской литературе в виде текста.
Длинное текстовое описание следующих друг за другом этапов тяжело запоминается, для его усвоения требуется заучивание. Но выполнение алгоритма обязательно, причем в строго закрепленной последовательности, нарушение этапов проведения процедуры может сказаться на здоровье и жизни пациента. Представление медицинского алгоритма в виде наглядного изображения (схемы, картинки, инфографики) позволяет получить простую и удобную инструкцию, пригодную для широкого применения и легкого запоминания.
Предлагаем сравнить Алгоритм «Закапывание капель в глаза» в текстовой и графической форме в виде инфографики.
Образовательная инфографика – это визуальное представление учебного материала, новых знаний, которые не требуют дополнительных пояснений.
Для создания медицинского алгоритма используем вид инфографики «Процесс».
Алгоритм «Закапывание капель в глаза»
Цель: лечебная.
Показание: заболевания глаз.
Оснащение: лекарственное средство, пипетки, стерильные салфетки, нестерильные перчатки, мешок для отработанного материала, ёмкость для дезинфекции.
Этапы | 1 Подготовка к процедуре | 1.Установить доверительные отношения с пациентом | 2.Сверить Ф.И.О. пациента с медицинской картой. | 3.Сообщить пациенту о проведении процедуры, объяснить цель и последовательность процедуры, получить его согласие. | 4. Подготовить лекарственное средство. Прочитать название лекарственного препарата. Оценить срок годности лекарственного препарата. | 5 Оценить визуально прозрачность и цвет лекарственного препарата, убедиться в отсутствии хлопьев и осадка в растворе. | 6. Проверить срок годности упаковки с марлевыми салфетками. Проверить герметичность упаковки с марлевыми салфетками» | 2 Выполнение процедуры | 7. Попросить пациента лечь или сесть, слегка запрокинуть голову. | 9. Вымыть и осушить руки. Надеть халат, медицинскую шапочку, маску, нестерильные перчатки. | 10. Надеть нестерильные перчатки | 11. Приготовить пипетку (если капельница вмонтирована в пробку, использовать ее можно только для одного пациента). | 12. Набрать в пипетку лекарственное вещество (количество пипеток зависит от количества вводимых пациенту лекарственных препаратов, для каждого препарата нужна отдельная пипетка). | 13. Взять в другую руку стерильную марлевую салфетку. Попросить пациента слегка запрокинуть голову и посмотреть вверх. | 14. Оттянуть нижнее веко марлевой салфеткой. Закапать в нижнюю конъюнктивальную складку необходимое количество капель (не подносить пипетку близко к конъюнктиве). | 15. Попросить пациента закрыть глаза. Промокнуть вытекшие капли у внутреннего угла глаза салфеткой. | 16. Повторить те же действия при закапывании капель в другой глаз | 3 Завершение процедуры | 17. Поместить использованные салфетки в емкость для дезинфекции, с последующей утилизацией | 18. Поместить пипетки в емкость для медицинских отходов класса «Б» | 19. Снять перчатки. Поместить перчатки в емкость - контейнер для медицинских отходов класса «Б» | 20. Обработать руки гигиеническим способом при помощи кожного антисептика. | 21. Уточнить у пациента его самочувствие. | 22. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации. |
| |
Можно сделать вывод: иллюстрированный с помощью инфографики алгоритм проведения медицинской манипуляции помогает быстрее запомнить последовательность этапов проведения процедуры и имеет положительное значение в обучении студентов основам сестринского дела.