Статья «Использование дидактических игр и занимательных заданий при изучении геометрического материала в начальных классах»

0
0
Материал опубликован 31 March 2019

Черепанова.Е.С

Лесосибирск 2019г

«Использование дидактических игр и занимательных заданий при изучении геометрического материала в начальных классах»

В наши дни сформировалось другое понимание основных целей образования. Именно педагогам необходимо сформировать у учащихся способность к самостоятельности, а также саморазвитию, которое помогает интеграции личности в национальной и мировой культуре. Самыми важными параметрами при преподавании геометрического материала являются:

а) обеспечение деятельности – способность самостоятельно ставить цели, организовывать свою же деятельность, оценивать конкретные результаты своего труда;

б) формирование таких личностных качеств, как: ум, воля, чувства и эмоции. Формирование творческих способностей, а также мотивы познавательной деятельности;

в) формирование представления мира. Представление данных в геометрических задачах практически невозможно без активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математике – это наиболее существенное требование обеспечивающие качества обучения [1, 23c.].

Размышляя над вопросами дидактических игр, Ш.А. Амонашвили в своей книге «В школу - с шести лет» описывает опыт обучения шестилетних детей в школах, а также рассматривает проблему использования игры на уроках: «Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительную 10 роль усиления сложного процесса учения, ускорения развития», что и определяет актуальность нашей работы.

Отмечая воспитательное значение игр, А. П. Усова писала: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы».

Самое важное средство повышения качества процесса обучения – это формирование интереса к учению. Тогда, когда только формируются, а также определяются постоянные интересы детей к тому или иному предмету, интерес к учению является особенно важным в начальной школе. Для формирования у учащихся способности без помощи других пополнять свои знания, необходимо воспитывать у учеников интерес к учению, чувство потребности к знаниям.

Уже давно психологами доказано, что знания, которые были усвоены без какого-либо интереса, не являющиеся собственными положительными желаниями при их получении, не становятся полезными для ребенка. Учащийся пишет, читает, отвечает на вопросы, но при этом данная работа не затрагивает его души и интереса, не вызывает чувств и эмоций.

Ученик конечно же что-то усваивает, но при этом пассивное и безынтересное восприятие и усвоение знаний не станут фундаментом прочных знаний [5, 34 c.].

Для того, чтобы ребенок хотел получать и впитывать знания на уроках, где преподается геометрический материал, для того, чтобы он сам стремился к знаниям, необходимо его заинтересовывать, применяя при этом разные дидактические игры. Эти игры будут способствовать развитию и появлению познавательной деятельности детей, самостоятельности, а также инициативности. Ребенок будет развиваться не только умственно, но и развиваться относительно личностных качеств.

Как пишет А. Г. Кругликов, дидактические игры при изучении геометрического материала являются видом учебных занятий, которые организуются в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, а также активного обучения, но при этом отличающихся наличием правил, постоянной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Намного раньше, до того, как дидактическая игра стала объектом научных исследований, игра широко использовалась в качестве одного из самых важных средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит вглубь веков [3, 13 c.].

Сухомлинский В. А. писал, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра является огромным окном, через которое вливается живительный поток понятий, а также представлений. Игра является искрой, которая зажигает огонек пытливости и любознательности.

Беспалова Р. В. осуществляет иной подход к дидактической игре, показывает, в частности, что дидактическая игра «является вторым типом занятия, то есть приемом практики упражнений и дальнейшего обогащения знаний детей». Интересная дидактическая игра, которая включена в урок математики, повышает умственную активность учащихся [3, c. 41]. Но это совсем не означает то, что уроки должны проводиться исключительно в игровой форме.

Игра - это только один из методов при изучении геометрического материала, и она дает отличные результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, чтением, беседами и другие. Дидактические игры способствуют, главным образом развитию умственных способностей ребенка, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и заключается смысл игры. Они также содействуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления.

Дидактическая игра - эффективный метод закрепления знаний, однако она никоим образом не должна превращаться в учебное занятие. Игра будет увлекать ребенка лишь в том случае, если будет давать радость и удовольствие.

Примерами таких игр является сказка «Треугольник и квадрат», в которой в форме сказки рассказываются основные правила и виды геометрических фигур. Ученики непроизвольно отдают свое внимание к данной сказке и начинают впитывать в игровой форме новые знания. Другим примером дидактической игры является задача - какие числа можно поставить вместо звездочек, чтобы получилось верное равенство (* + *):4=16. Данная задача заставляет учащихся в игровой форме придавать особое внимание для решения поставленного вопроса [4, 28 c.]. Ученики втягиваются в процесс размышления, думают, предполагают и размышляют.

Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех детей. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, которые не испытывают интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. В ходе дидактической игры учащиеся не заметно для себя выполняют различные задания, где им самим приходится выполнять арифметические действия, сравнивать, тренироваться в устном счете, решать текстовые, арифметические задачи.

Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры для получения положительного результата. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей. А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».

Основным в дидактической игре, используемой на уроке математики, является математическое развитие учеников. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность младших школьников, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим.

При формировании элементарных представлений у младших школьников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и так далее), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры. В играх, в особенности коллективных, формируются и другие качества ребенка (нравственные). В процессе игры дети непроизвольно учатся оказывать помощь одноклассникам, считаться с мнением и интересами других учеников, сдерживать свои желания [2, c. 53]. У детей развиваются такие чувства, как: чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, а также воля и характер.

Дидактическая игра есть ценная, когда она помогает лучшему пониманию математической сущности вопроса, геометрических проблем и задач, уточнению и формированию математических знаний учащихся.

Побуждать же к учению должно - то содержание, которому ребенка учат в школе. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребенка в школу (освоение им новой роли - роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолении указанных трудностей.

Список используемых источников

Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах: учебник / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. – Москва: Просвещение, 1984. – 235 с.

Виленкин, Н. Я. Методика обучения геометрии: учеб. пособие / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чеснокови. - Москва: Мнемозина, 2007. – 280 с.

Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики / И. К. Данилов // Математика в школе. - 2005. - № 1. – С. 93-95

Зенкевич, И. Г. Эстетика урока математики: пособие для учителя / И. Г. Зенкевич. - Москва: Просвещение, 1981. – 127 с.

Мусейибова, Т. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. / Т. А. Мусейибова, Г. А. Корнеева. - Москва, 1989. - 159 с

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации