Статья «Использование современных педагогических технологий при обучении студентов ПДД»
Использование современных педагогических технологий
при обучении студентов ПДД.
Лунин А.Н., преподаватель спецдисциплин
ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж»
Обучение студентов грамотному вождению автотранспорта на дорогах, профилактика дорожно-транспортного травматизма - неотъемлемая часть и естественный компонент воспитательно-образовательного процесса при подготовке водителей.
Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что почти половина из них происходит из-за невнимательности водителей или пешеходов, отсутствия у них наблюдательности. Поэтому своей задачей считаю обучить студентов не только правилам дорожного движения, но и развитие таких качеств, как внимание, наблюдательность, гибкость мышления. Целью каждого урока является обучение дорожной грамоте. Моя задача состоит в том, рядовое занятие по ПДД превратить в интересное, познавательное, полезное. Изучение только теоретических знаний влечет за собой потерю интереса и увлеченности. Поэтому я чередую ее с практической частью, с целью закрепления теоретических знаний, развития устойчивых умений и навыков в области дорожной безопасности. Для проведения теоретических занятий я использую комбинированные и интегрированные типы занятий: тематическое занятие, занятие-путешествие, занятие-экскурсия, занятие-игра, занятие-викторина и т.д. Для проведения практических занятий практикую такие формы, как занятие-конкурс, проектная деятельность, тестирование. Необходимо подобрать такую форму работы и подачи материала, чтобы обучающиеся находились в постоянном напряжении. В своей педагогической деятельности я использую современные педагогические технологии. Технология личностно-ориентированного обучения (дифференцированное, индивидуальное) ориентирована на создание условий для включения обучающихся в естественную среду деятельности. Такое обучение помогает пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать индивидуальную, совместную познавательную и творческую деятельность. Часто на уроках использую технологию сотрудничества (групповые технологии). Данная технология удобна для решения ситуационных задач и имеет обязательные элементы: постановка учебной задачи и инструктаж, планирование в группах, индивидуальное выполнение, обсуждение результатов, подведение итогов. Технология коллективного творческого дела способствует развитию творческих способностей общественно-активной личности через организацию совместной творческой деятельности с выходом на конечный результат. Это практические задания, моделирование дорожных ситуаций, исследовательские работы. Целью технологии «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) является формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач. Я использую индивидуальные и коллективные приемы: эвристическая беседа, мозговой штурм, коллективный поиск.
Технология исследовательского (проблемного) обучения состоит из следующих элементов: постановка проблемы, знакомство с планом, поиск решения, выбор алгоритма решения, анализ, вывод. В данном случае обязательно создание проблемных ситуаций: противоречие, различные точки зрения на вопрос, побуждение делать соревнования, обобщения, выводы.
Используя проектную технологию, целью ставлю обучение умениям и навыкам проблематизации, целеполагания, планирования, выдвижение гипотез, систематизация и структурирование. Модуль «проект» подразумевает схему «от идеи до конечного результата»: проблема-проектирование-поиск информации-продукт-презентация-самоанализ.
И конечно же, современное преподавание ПДД для будущих водителей невозможно представить без информационных или компьютерных технологий. Компьютерные средства обучения (тренажеры) называют интерактивными, т.к. они «откликаются» на ответы обучающихся.
Список литературы:
1. Белебихина Н.А., Королева Л.А. Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий.- Волгоград: Учитель, 2009.
2.Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе. Ростов н./Д: Феникс,2006. Кайгородцев М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта.- Волгоград: Учитель, 2009.
3.Лобашкин В.А Безопасность дорожного движения: программы для системы дополнительного образования/ Лобашкин В.А , Яковлев Д.Е., Хренников Б.О., Маслов М.В.; под общей редакцией П.В.Ижевского.-М.:Просвещение, 2009.
4. Рыжова Л.В. Выбор форм организации занятий как одно из условий успешного обучения.- Дополнительное образование и воспитание №2, 2011.