Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках строительных дисциплин

5
0
Материал опубликован 9 April 2016

Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках строительных дисциплин с целью повышения качества образовательного процесса.

 

Информационно-компьютерная грамотность является важной частью профессиональных знаний и умений учителя. Сегодня  много внимания уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и усваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным навыком. Попытаемся рассмотреть, как ИКТ помогают учителю в достижении этой цели. В любом учебном процессе можно выделить основные элементы, такие как передача информации и ее усвоение. Оба эти элемента тесно взаимосвязаны друг с другом и влияют друг на друга. Передача информации происходит от обучающего к обучающемуся. Здесь велика роль источника и носителя информации. Главные требования к передаче информации – доступность ее понимания, своевременность и оперативность, а усвоение информации тесно связано с самостоятельной работой учащихся или с самообразованием. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную массу информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Использование  ИКТ на уроках дает возможность:

​ ·визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.;

​ ·осуществлять подготовку выпускника школы к жизни в условиях информационного общества;

​ ·индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения  материала с индивидуальной скоростью усвоения;

​ ·осуществлять  управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала;

​ ·развивать межпредметные  связи.

Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения и прежде всего учебно-познавательных  мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников  к информационным технологиям для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «Технология».

Целью нашей работы является рассмотрение возможностей повышения эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий.

Мы считаем, что информационно-коммуникационные технологии на уроках технологии уместно применять при изучении всех тем и разделов. Не зря же сказано: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Это обуславливается следующими факторами:

1.​ Данная образовательная область предусматривает прежде всего формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов, моделирования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

2.​ Для решения обучающих задач на уроках используем свои презентации, сделанные на уроках и делающие рассказ  учителя более содержательным, иллюстративным. Слайдами для таких презентаций служат рисунки наших учеников.

Презентация позволяет нам не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы; это способствует развитию мышления учащихся, активизирует их познавательную деятельность, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.

В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов. Занимательность – внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный.

Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса (они хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость), но и чтение или прослушивание фрагментов из произведений художественной литературы, легенд, сказаний, рассказов об известных вещах, людях, событиях. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках создает положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже невыполнимыми. Все формы обучения, перечисленные выше, можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность в сочетании с иллюстративностью особым образом преображает материал, делает процесс овладения знаниями более привлекательным, дает пищу переживаниям.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1.​ Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность.

2.​ Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты недоступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении.

3.​ Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д., заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Информационные технологии только для учителей ищущих, любящих осваивать новое. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям времени.

Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ в школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.

При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам тем учащимся, которые уже хоть немного владеют компьютером, можно предложить самостоятельные творческие задания разного типа:

​ ·составление кроссворда, ребуса по теме;

​ ·изготовление учебного пособия;

​ ·подготовку различных творческих сообщений;

​ ·подготовку презентаций и др.

Также применение новых информационных технологий в образовании позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации