Обобщение «Игровые технологии на уроках математики с применением информационно-коммуникативных технологий»
Здравствуйте уважаемое жюри.
Предоставляю Вашему вниманию обобщение моего опыта
по теме «Игровые технологии на уроках математики с применением
информационно-коммуникативных технологий »
Вы знаете, что такое райская музыка? Не знаете? А вот школьники знают: звонок с последнего урока.
Прозвенел звонок с урока. «Фу, наконец-то» - раздалось с последней парты. Мое радостное настроение (Ай да я! Все успела!) мгновенно улетучилось.
Юре было скучно на уроке, значит, урок не получился. Согласна, математика – это колоссальный труд, но я обязана сделать так, чтобы ученикам было интересно на моих уроках.
Кто такой Ученик – это ребенок, пусть 5-классник, 7-классник, но он ребенок…которому хочется поиграть. Тогда я решила, что именно игра поможет мне поддержать у ученика веру в себя, в свои возможности, поможет развить математические способности, воспитать у них познавательный интерес.
Актуальность игровых технологий
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению математики.
Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Целями игровых технологий является:
активизации мыслительной деятельности, познавательных способностей;
развитию логического мышления;
углублению знаний по математике;
восприятию межпредметных связей;
Остановлюсь на тех игровых компонентах, которые я применяю чаще других и которые дают положительный эффект в обучении. Это урок-игра, использование игровых ситуаций на уроках, отгадывание ребусов, кроссвордов, решение занимательных задач.
Например, в начале урока ребятам можно предложить, разгадав кроссворд или ребус, самим назвать тему урока. Ответив правильно, на все вопросы, ребята определяют тему урока.
На этапе актуализации знаний, я использую устные разминки.
Такие как «Магические квадраты», в данном задании ребята записывают числа, сумма которых по диагонали, вертикале и горизонтали равна 3. В данном случае проверяется сложение и вычитание десятичных дробей.
«Индивидуальное лото», решив пример, ребята зачеркивают ответ, а из оставшихся букв составляют слово, если получается составить слово, то задание выполнено верно..
«Кто быстрее», установив закономерность в первой строке, ученики находят искомое число во второй строке.
«Cтрела» и др. чтобы найти искомое число, ребятам предлагается сложить два предыдущих.
эти задания занимают немного времени, развивают быстроту реакции, внимательность, умение четко и конкретно мыслить.
На этапе закрепления я часто использую задания, которые позволяют узнавать интересные факты из других областей знаний, получая эту информацию ученики расширяют таким образом свой кругозор.
Например, в данном задании, сократив дроби и используя найденные ответы и данные рисунка, ребята заполняют буквами пропуски и составляют слово.
После выполнения этого задания можно показать ученикам красочные фотографии этого растения.
Можно немного усложнить задания, детям предлагается выполнить действия и в кружках записать буквы, соответствующие найденным ответам.
И так же наглядно продемонстрировать результат.
Особой любовью учащихся 5-6 классов пользуются задания, в которых я предлагаю создать цветную иллюстрацию, предварительно рассмотрев математический аспект задачи.
Эти задания используются при выполнении д/з. они не только вызывает интерес у учащихся, но и облегчает работу по проверке д/з.
Одни и те же дидактические игры можно использовать на разных этапах урока. Так, например, «Магический квадрата», «Индивидуальное лото» можно использовать не только при устном счете, но и при закреплении изученного материала или при выполнении домашнего задания., а решение кроссворда позволяет не только определить тему урока или ввести новое понятие, но и проверить знания учащихся.
С целью развития любознательности, глубокого интереса к математике я провожу игры не только на уроках, но и во внеурочной деятельности: Неделя математики, математический КВН, День Математики в оздоровительном центре «Теремок», которые ежегодно проводятся в нашей школе. Эти мероприятия находят отклик у ребят, в них сочетаются как чисто развлекательные, так и пусть нетрудные, но всё же математические соревнования.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Использование мною на уроках дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Ребята принимают активное участие в различных конкурсах, играх, олимпиадах, конференциях, турнирах занимая в них призовые места.