12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Овсяникова Ольга Викторовна66
Меня зовут Ольга Викторовна. В настоящее время работаю в центре дополнительного образования "Надежда" заместителем директора по УВР, а так же являюсь педагогом дополнительного образования объединения "Студия изобразительного искусства "Палитра"
Россия, Саха (Якутия) респ., Айхал
9

Использование инновационного метода обучения "Дизайн - мышления" на занятиях изобразительного искусства по теме "Деловая игра "Дизайн-проект "Русалка"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования «Надежда»

Муниципальное объединение «Мирнинский район»

Республика Саха (Якутия)








Конспект занятия

Тема: Деловая игра «Дизайн-проект «Русалка»


t1710473306aa.png



















Автор: Овсяникова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования.

Направленность: художественная

Возраст детей: 9- 16 лет

Место реализации методической разработки: пгт. Айхал Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Надежда»», объединение «Студия изобразительного искусства «Палитра».







Пояснительная записка


В статье раскрывается конспект открытого занятия разработанный на основе инновационных методах обучения: деловая игра, метод «Дизайн – мышления».

Деловая игра – это комплексный методический прием обучения, при котором обучающиеся в первую очередь рассматривают процесс принятия решения. Этот процесс воспроизводится на модели, в результате чего появляются эпизоды (определенные результаты и их следствия). Дидактическая цель преимущественно заключается в улучшении методических компонентов компетенции действия, в частности при разрешении ситуаций принятия решений при выполнении деятельности. Методическая цель деловой игры заключается преимущественно в тренировке навыков и в экспериментировании с принятием решений и прежде всего с их последствиями, а также в нахождении стратегий решения проблемы. Положительной особенностью данного метода является:

- сочетание многих учебных, организационных и рабочих методов;

- самостоятельное и социальное действие;

- учебное занятие с междпредметными связями;

Одним из рабочих методов является метод «Дизайн-мышление». Этот метод наиболее полно позволяет достигнуть цель занятия и раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Главной особенностью дизайн-мышления, является не критический анализ, а творческий процесс, в котором порой самые неожиданные идеи ведут к лучшему решению проблемы.

«Дизайн-мышление задействует возможности, которые есть у всех нас, но которые упускаются из виду при использовании более традиционных методов решения проблем», — объясняет Тим Браун, CEO компании IDEO и автор книги «Дизайн-мышление в бизнесе». Исследователь, преподаватель ВШЭ и Британской высшей школы дизайна Евгения Черкашина подчеркивает: дизайн-мышление ориентировано на глубокое погружение в опыт людей. В процессе выполнения каждого задания обучающимся необходимо взаимодействовать друг с другом, обмениваться мнениям, отставать собственную точку зрения, проявлять знания законов композиции и схем композиционного построения листа, по созданию оригинальной тематической композиции, самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над сюжетной композицией с соблюдением всех подготовительных этапов самостоятельно выразить идею композиции с помощью графических средств - линии, пятна умение применять компьютерные технологии в учебном процессе, работать с интернет источниками применения художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ.

Таким образом, выбранные методы позволяют развивать в обучающихся креативное и творческое мышление, развивать коммуникационные умения и навыки, умения принимать решения, а также совершенствовать умения и навыки рисунка.

Тема занятия: Деловая игра «Дизайн-проект «Русалка» (создание тематической композиции)

Цель занятия: изучить основные этапы по созданию тематической и сюжетной композиции.

Задачи:

Познакомиться с правилами создания сюжетной композиции.

Научиться рисовать композиции, передавая в них свой художественный замысел.

Воспитывать внимательность, эстетический вкус.

Способствовать развитию интеллектуально-эвристических способностей, творческих способностей, способности переноса имеющихся знаний на новые ситуации.

Тип занятия: изучение нового материала

Планируемый результат.

Предметный:

Знание:

законов композиции и схем композиционного построения листа;

принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

особенностей композиционного построения малых форм;

по созданию оригинальной тематической композиции;

по созданию серии композиций, объединенных одной темой, с учетом соподчиненности частей смысловому центру композиции.

Умения:

самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над сюжетной композицией с соблюдением всех подготовительных этапов;

самостоятельно выразить идею композиции с помощью графических средств - линии, пятна;

создавать выразительные и оригинальные образы в малых графических формах;

умение применять компьютерные технологии в учебном процессе, работать с интернет источниками.

Навыки:

применения художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ.

работы различными живописными и графическими техниками;

самостоятельного изучения материальной культуры;

работы над композицией с применением ИКТ, получения учебной информации из различных источников.

Личностные: сформировано уважительное отношение к культуре и искусству., развиваются коммуникативные навыки, навыки работы в команде, умения принимать решения.

Межпредметные:

художественно-эстетическое познание действительности как способности ребенка к вычленению в явлениях действительности и искусства, качеств, свойств, порождающих художественно-эстетическое переживание;

процесс восприятия произведений искусств направлен на понимание и переживание художественного образа и выделение средств выразительности, что побуждает детей к сравнению различных произведений искусств и сопоставлению их с реальным миром;

разнообразие видов восприятия и собственной творческой деятельности подводит детей к пониманию многообразия явлений художественной культуры и окружающей жизни каждого человека;

художественное восприятие как развитие способностей ребенка помогает входить ему в мир художественной культуры и порождать новые культурные миры на основе собственного восприятия;

способность к художественному восприятию формируется и развивается у детей не только в художественно-творческой деятельности, но и в процессе активного взаимодействия - общения с искусством и его художественными образами; созидание в процессе творческой деятельности способствует непрерывному познанию окружающего мира ребенком через художественные образы в искусстве;

совершенствование опыта художественного восприятия является ключевым инструментом познания детьми искусства

Учебно-материальное оснащение:

компьютер;

экран;

бейджи

2 ноутбука

флэш карта

карандаши, кисти, краски, бумага А4, А3.

Материально-дидактическое оснащение: презентационные слайды, карта стейкхолдеров, карта «Оценка идей»

Зрительный ряд:

Презентация с изображениями русских головных уборов, одежды, украшений, изображений по теме занятия.

Презентация «Рекомендации по созданию презентации для защиты проекта»

Папка «Шаблоны презентации»

Методы и приёмы обучения:

метод дизайн-мышления;

наглядный метод ПК, экран, презентация;

практический метод – выполнение творческих заданий;

методы стимулирования учебной деятельностиформирование интереса, создание ситуации новизны, игровой момент, поощрение.

коммуникативная методика «Открытый микрофон»

Используемые педагогические технологии:

личностно-ориентированная;

здоровьесберегающие технологии изкультминутки, динамические паузы);

информационно-коммуникационные технологии.

Межпредметные связи: история, культурология, литература. мировая – художественная культура, искусствоведение.

Этапы занятия:

Организационный момент

Проверить явку и готовность воспитанников к занятию.

Проверить психологический настрой воспитанников на предстоящее занятие.

Актуализация знаний

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами будет не совсем обычное занятие. Сегодня мы познакомимся с этапами работы дизайнеров в полиграфических компаниях, разработаем наброски и фор-эскизы тематической композицией. А для начала мы проведем небольшую разминку и вспомним основные понятия по сегодняшней теме.

Разминка: Вам необходимо в течении 2 мин на листе записать слова, которые отражают, отвечают, характеризуют такие понятия как: набросок, фор-эскиз, композиция? Слова записываем, не задумываясь над ними долго, можно писать существительные, прилагательные, глаголы, части речи, словосочетания из двух и более слов. Время пошло! (выполнение разминки) Стоп! Теперь ребята посмотрите на все записанные вами слова и давайте все вместе составим из них определения этим понятиям. (составление определение понятий Набросок, фор-эскиз, композиция). Ребята вы молодцы и все вместе мы справились с занятием.

- Перечислите мне пожалуйста основные принципы композиции? Можете дополнять друг друга, но не перебивать. (ответы обучающихся)

- Молодцы, ну а теперь следующий этап нашей работы, но прежде, чем мы к нему перейдем мы свами поиграем и определимся кто из нас конвергент, а кто дивергент.

В процессе деятельности человеку свойственно проявлять один из 2-х типов связи мышления и действия.

Первый тип — «дивергентный» или исследовательский. Дивергенция нужна нам, чтобы оценить ситуацию, понять, из чего «сделан мир» или сгенерировать множество идей для разных направлений развития.

Конвергентный тип мышления и действия человек проявляет в процессе фокусировки — при сборке материалов исследований, определении главного направления движения или приоритезации созданных идей.

Игра «Кто ты дивергент или конвергент?

Ведущий просит участников положить перед собой лист бумаги А3 —это будет рабочая зона каждого участника. Далее просит каждого участника набрать себе немного принадлежностей из лежащих на столе или достать из своей сумки любые предметы.

Задание: провзаимодействовать с лежащими рядом с рабочим листком предметами в течение 2 мин: расположить их в определенном формате, сделать композицию, или произвести любые другие действия — никакой конкретики.

После 2-х минут ведущий просит закончить упражнение и помогает участникам проанализировать «композицию», которая получилась на рабочих листах. Человек скорее конвергент, если он создал симметричную, аккуратную композицию, не использовал такие дивергентные действия, как, например, разрыв или разрезание бумаги. И, наоборот, участник скорее проявил дивергенцию, если на его рабочем листе предметы расположены в хаотическом порядке, создают ощущение «разобранности» и отсутствия упорядоченности.

Упражнение завершается тем, что ведущий просит поставить букву D или C, а также D/C (для композиций, в которых проявился баланс дивергентных и конвергентных действий) на наклейках или бейджах с именами участников и сформировать гармоничные проектные команды, включая конвергентов и дивергентов.

Класс делится на две команды.

- И так ребята, теперь мы знаем кто у нас дивергент, а кто конвергент, и я прошу вас разделиться на две команды, где будет в равном количестве дивергентов или конвергентов.

3. Изучение нового материала.

I. Этап осведомление, вовлечение, погружение

Задачи этапа:

- сформировать доверие

- заинтересовать.

- осведомить

- передать позитив.

Вступление: Министерство просвещения РФ в рамках празднования 224-летию со дня рождения А.С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России 6 июня объявило тендер на выпуск книги с иллюстрациями, в которую должны войти малоизвестные и не законченные произведения поэта. Одним из главных произведением является «Русалка».

Для участия в тендере фирмам необходимо разработать в полном цвете одну иллюстрацию и макеты 2-3 композиций по произведению и подготовить презентацию для защиты своего проекта.

Команде необходимо выбрать следующие роли:

- Менеджер

- Главный дизайнер.

- Творческая рабочая группа.

Менеджер руководит работой всего бюро, следит за временем выполнения этапов работы, подготавливает презентацию проекта (совместно с главным дизайнером), осуществляет защиту проекта.

Главный дизайнер руководит работой творческой группой дизайнеров, отбирает перспективные и лучшие идеи, распределяет исполнителей по выполнению главной иллюстрации на обложку книги и макетов. Совместно с менеджером подготавливает презентацию проекта.

Творческая группа изучает и отбирает материал по теме, выполняет наброски и фор-эскизы композиций для иллюстрации. Разрабатывают макеты иллюстраций в цвете. Дизайнер, чья идея для иллюстрации была выбрана для обложки выполняет эскиз в цвете.

- В общении друг с другом вы обязаны придерживаться делового стиля

II. Начало работы.

- Распределение ролей 3 мин. (в течении 3 минут в команде необходимо выбрать менеджера, главного дизайнера, остальные участники входят в творческую группу)

1) Эмпатия. (10 мин.)

Первый «исследовательский» этап проникновения в опыт человека связан с проявлением эмпатии к его поступкам и действиям. На этом этапе вам важно понять мотивацию и причины поведения людей.

Цель: погрузиться в опыт пользователя, понять его проблемы, найти инсайты и выявить возможности для улучшения

пользовательского опыта.

Задача: собрать истории пользователей, которые описывают позитивный или негативный опыт взаимодействия с разными продуктами и сервисами в прошлом, пожелания (что нравится, не нравится). (Приложение 1, рис.1, 2;

Команда этапа: на этапе эмпатии исследования проводят все сотрудники, вовлеченные в разработку продукта, —менеджеры, главный дизайнер, дизайнеры.

Составляется карта стейкхолдеров (Приложение 2, рис. 13)

Менеджер знакомится с рекомендациями по созданию презентации, шаблонами презентации

2) Фокусировка (10 мин.)

На этом этапе команда проекта собирает наблюдения по итогам исследований и объединяет их в шаблоны для групповой работы. Формулировка точки зрения (Приложение 1, рис.3, 4; Приложение 2, рис. 14)

3) Генерация идей. (20 мин.)

На этом этапе команда проекта обращается к проблемам, инсайтам и точкам зрения предыдущего этапа, которые могут лечь в основу проектирования новых решений для пользователей. Динамическая пауза в процессе работы.

Цель. Создать большое количество самых разных решений для выявленных пользовательских проблем или для применения найденных новых рыночных возможностей.

Задачи

Предложить не менее 3 новых идей, будущей иллюстрации обложки. Ваша задача формулировать не абстрактные «пожелания», а конкретные «идеи». (Приложение 1, рис.5, 6, 7, 8)

Команда этапа: выполнение набросков, фор-эскизов компоновки композиции.

4) Выбор идей (10 мин.)

На этом этапе происходит отбор лучших идей с точки зрения полезности для человека, ценности для бизнеса и технической реализуемости.

Команда этапа: заполнение карты «Оценка идей» (Приложение 1, рис.9; Приложение 2, рис. 15)

Менеджер совместно с главным дизайнером разрабатывают общую концепцию представления проекта.

5) Прототипирование (20 мин.)

На этом этапе создаются макеты самых перспективных идей, которые далее можно будет проверить через простые и быстрые тесты с пользователями. Физкультминутка для глаз.

Цель

Смоделировать работоспособные прототипы самых основных пользовательских функций

или улучшений продукта из подручных средств.

Задача

Индивидуально или в режиме командной работы сделайте несколько макетов будущих решений, которые можно будет далее продемонстрировать пользователям для получения обратной связи и улучшения первоначальных (Приложение 1, рис.10,11,12)

Менеджер совместно с главным дизайнером создают презентацию (цветовое решение, расположение объектов и текста на презентационных слайдах)

6) Тестирование (25 мин.)

Этап ошибок и новых знаний. На этом этапе команда должна узнать о том, что большинство представленных пользователю гипотез неработоспособны, и совершить итерацию — составить список улучшений, а также разработать

Цель. Получить обратную связь от пользователей о своем решении и составить план изменений для последующих итераций.

Команда этапа:

- Завершение создания презентации для проекта, доработка общей концепции защиты - 15 мин.

- Защита проекта 5 мин. (обязательное условие выдерживание регламента)

- Рефлексия – 5 мин.

4. Подведение итогов, рефлексия

-Ребята наше занятие подходит к концу и мне хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями и эмоциями о вашей работе сегодня в режиме «Открытого микрофона»:

Какого персонажа из произведения «Русалка» А.С. Пушкина вы выбрали? Почему?

Что больше всего впечатлило на занятии сегодня?

Что вызвало наибольшие сложности при разработке эскизов по заданной тематики?

Что из занятия запомнилось?

Что узнали нового?

- Всем большое спасибо, до свидания





Список литературы

Дизайн-мышление. Методическое руководство по применению человеко-ориентированного подхода к проектированию. Москва 2020 Лаборатория Wonderfull// Сайт «Международный Центр дизайн-мышления в России» - Режим доступа: https://dtcenter.ru/

Пушкин А.С. Сочинения в 3-х т. Т. 2 Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения. – М.: Худож. Лит., 1986. -527 с.

Яна Волкова//Социальная сеть «Born2beyana» - Режим доступа: https://t.me/born2beyana8























Приложение 1

к конспекту занятия

Тема: Деловая игра «Дизайн-проект «Русалка»

Автор-разработчик: Овсяникова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования


t1710473306ab.jpg











Рис. 1

t1710473306ac.jpg












Рис. 2

t1710473306ad.jpg













Рис. 3

t1710473306ae.jpg












Рис. 4


t1710473306af.pngt1710473306ag.pngt1710473306ah.pngt1710473306ai.png









Рис. 5 Рис. 6 Рис. 7 Рис. 8


t1710473306af.png

Рис. 9

t1710473306aj.jpgt1710473306ak.pngt1710473306al.png










Рис. 10 Рис. 11 Рис. 12

Приложение 2

к конспекту занятия

Тема: Деловая игра «Дизайн-проект «Русалка»

Автор-разработчик: Овсяникова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования

t1710473306am.jpg



















Рис. 13

t1710473306an.jpg



















Рис. 14

t1710473306ao.jpg


Рис. 15











Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.