Предварительный просмотр презентации
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ». учитель – логопед высшей кв. кат. МБОУ ЦО № 4 Олеся Владимировна Талышева
Условия возникновения, становления опыта. Моделирование рассматривается как совместная деятельность педагога и детей по построению, выбору и конструированию моделей. Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны ( цвет, форма, размер), различные символы, знаки, наглядные модели.
В речи детей существуют множество проблем: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь Неспособность построить монолог Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Плохая дикция.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Мнемотехника помогает развивать: Ассоциативное мышление Зрительное и слуховое внимание Воображение Зрительную и слуховую память
Актуальность использования наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, что: Решается проблема быстрой утомляемости и потери интереса к занятию; Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью; применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Теоретическая база опыта Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Моделирование состоит из следующих этапов: усвоение и анализ сенсорного материала; перевод его на знаково-символический язык; работа с моделью.
Существует много методик по обучению детей старшего возраста связной речи. Методика Смольниковой Н.Г. и Венгера Л.А. в обучении связной речи детей с ОНР. Методика Т.А. Ткаченко "Использование схем в составлении описательных рассказов". Методика Воробьевой В.К. " Обучение детей первоначальному навыку описательно- повествовательной речи с использованием моделирования. Методика Глухова В.П. «Обучение рассказыванию детей с ОНР». Методика Т.В. Большевой « Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники»
Технология опыта Главной целью данного опыта является формирование у детей прочных навыков составления описательных рассказов о предметах, животных, птицах, временах года и др. Средства для решения задачи: Научно-методическая литература Изучение передового опыта Диагностика детей Игры, упражнения по развитию речи Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия Создание развивающей среды Работа с родителями Работа с педагогами
Разработка системы работы по использованию мнемотаблиц и картинно-графических схем Обучение детей составлению описательных рассказов с помощью моделирования и картинно-графических схем включало несколько этапов: Научить ребенка замещению реальных предметов схематично изображенными Научить ребенка «читать» схему Научить ребенка составлять небольшой рассказ на основе картинно-графических схем Научить ребенка рисовать несложные схемы для составления плана рассказа или составления загадки. Закрепить навыки составления описательных рассказов с опорой на картинно-графические схемы.
Планирование работы по развитию связной речи на основе картинно-графических схем Экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующий этап, на котором выявлялся уровень развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста; формирующий этап, в рамках которого происходило целенаправленное обучение детей основам описательной речи через использование наглядного моделирования; контрольный этап, на котором анализировались полученные результаты по уровню развития описательной речи.
Результаты исследования уровня развития связной речи детей на констатирующем этапе Результаты исследования уровня развития связной речи детей на контрольном этапе. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
РЕКОМЕНДАЦИИ Используя данный материал, рекомендую: Первые мнемотаблицы или схемы должны быть легкими для восприятия (например, только форма и цвет, далее - цвет и величина) На каждом этапе обучения детям надо предлагать только 1-2 новых признака предмета, обозначенных символом. Не старайтесь показать сразу много схем, предлагайте разные варианты одной схемы по одной теме. Лишь через неделю можно переходить к новым. Обучение должно проходить в игровой форме. Время проведения занятия не должно превышать допустимое для конкретной возрастной группы.