12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Морозов Александр Анатольевич18

Мультимедийное сопровождение педагогической деятельности в образовательных учреждениях .

В соответствии с приоритетным проектом развития образования в образовательных учреждениях стало широко использоваться мультимедийное и интерактивное оборудование. Применение его на уроках не является сегодня экзотикой, и, наверное, впервые техническое оснащение (либо обеспечение) образовательной деятельности в целом осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение этого процесса. Речь идет не только о нехватке готовых учебных пособий в электронном виде, а о готовности инженерно-педагогических работников применить все имеющиеся возможности для мультимедийного сопровождения урока.

Подготовка урока без компьютерного сопровождения, преподавателем или мастером производственного обучения, весьма проблематична.Электронные презентации и видеоролики можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а компьютер с мультимедийным проектором или интерактивную доску – технические средства обучения, позволяющие показать презентации и видеоматериалы в аудитории. Данные средства обучения можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация и видеоролики – вспомогательные, используемые преподавателем на уроке и требующие его комментариев и дополнений.

Под электронной презентацией и учебным видеороликом мы понимаем логически связанную последовательность слайдов или видеофрагментов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления. Создание и применение на уроке электронных презентаций и видеороликов на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них.

Мне приходилось видеть не один десяток самых разных презентаций и видеороликов, созданных и используемых преподавателями и мастерами п/о. Вынужден отметить, что многие из них были сделаны на весьма низком уровне. Порой, презентации напоминали красочные журналы, где тема была завуалирована яркими картинками, заставками, фотографиями, фон слайда менялся от бледного, яркого к контрастному и темному, шрифт неудобочитаем или мелкий. Необходимо отметить и то, что видиофрагменты зачастую смонтированы без всякой логической последовательности.

Многие педагоги не проходили курсов, по созданию учебных видеофильмов (фрагментов), поэтому знания, полученные на семинарах в нашем образовательном учреждении, были успешно применены ими на уроках теоретического цикла. Результатом семинаров стали видеоролики опубликованные на видео хостинге You Tube. Необходимо отметить, что данные ролики востребованы, один из них http://www.youtube.com/watch?v=3V0zbYIOfZY имеет, в настоящее время, более 500000 просмотров

Что же касается мультимедийных средств обучения, то на этот счет у многих понятия расходятся с правильным определением. Какова методика использования мультимедийных технологий? Что представляет собой мультимедийный урок? Многие считают, что, понятие «мультимедийный урок» или «мультимедиа урок» отсутствует. Можно рассматривать разные типы уроков и на любом из них можно использовать мультимедиа. Хочется обратить внимание на не вполне оправданный ажиотаж вокруг нового явления – мультимедиа. Кроме того качественный мультимедийный урок намного сложнее обычного. Существуют три направляющие, на которых держится качественный мультимедийный урок: техническое оснащение, образовательный контент и ИКТ-компетентность преподавателя.

Не всякое одновременное использование звука, графики, видео и текста есть мультимедиа.Подготовка к мультимедийному уроку занимает много времени: поиск (создание) мультимедийных объектов, обработка текста, видео, графики.Формы проведения мультимедийных уроков зависят от набора используемых мультимедийных средств. Многие такие уроки и пытаются назвать мультимедийными. Но это термин не научный, а больше разговорный.

Есть такое мнение: «Мультимедиа - это система, которая обеспечивает одновременное использование звука, графики, видео, текста. Но, если на уроке мы будем просматривать диафильм под музыку с магнитофона, это не будет мультимедиа».

Отсюда следует, что не любая презентация или видеоролик мультимедийны, потому как мультимедийная система является интерактивной (диалоговой) по определению.

Предлагаемый преподавателем обучающий курс будет мультимедийным в том случае, если есть возможность влиять на темп обучения, возможность повторного обращения, возвращения к изученному материалу, предполагается проверка знаний. Существует методическое правило, которое хорошо известно опытным педагогам и должно быть воспринято начинающими. Если перед учебной группой развёрнут для показа любой наглядный объект (плакат, кадр видеоролика или фрагмент видеоматериала и т.д.) совершенно не гарантированно, что все обучающиеся рассматривают именно то, что имел в виду преподаватель. Поэтому методически грамотно, сделав «стоп кадр» обратить внимание всех обучающихся на конкретные элементы, подлежащие усвоению. Комментарий во время показа крайне важен, особенно разъясняющего характера, когда внимание обучающихся концентрируется на деталях, способных ускользнуть от изучения, так как их важность ещё не осмыслена. При этом следует помнить, что при рассматривании, если обучающийся им поглощён, словесный комментарий может не усваиваться – он просто «проходит мимо ушей». Поэтому преподаватель должен дозировать сочетающиеся жест, голос и мимику с пояснениями к демонстрируемому фрагменту. Следовательно, преподаватель должен умело привлекать внимание обучающихся как к тому, что показывается, так и к пояснению демонстрируемого.

Таким образом, мультимедийный урок - это урок, когда есть диалог преподавателя и обучающихся с применением мультимедийных средств.Мультимедийные уроки активизируют внимание и познавательный интерес к предмету, провоцируют на самостоятельную работу обучающихся, помогают формировать образное мышление.Использование мультимедийных средств должно быть уместным, целесообразным как использование любых средств наглядности и технических средств обучения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: С появлением мультимедийного и интерактивного оборудования возможности педагога в совершенствовании наглядности и доступности излагаемого материала возросли в разы, но уровень и качество использования говорят о необходимости дальнейшего исследования проблемы организации и проведения мультимедийных уроков. В настоящее время большинству педагогов не ясен смысл понятий, связанных с мультимедиа, не говоря уже о четко выстроенной технологии.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.