12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никитина Юлия Анатольевна2079
Преподаватель строительных дисциплин
Россия, Пензенская обл., Пенза
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»

«Мультимедийный урок как эффективное средство обучения»

Теоретические основы информационных технологий.

Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой среднего профессионального образования,  задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста.
Информационная культура – это и хорошая осведомленность в области имеющихся программных приложений по функциональным задачам конкретных предметных областей, профессий и специальностей, программных приложений педагогической направленности.
В современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией. На сегодня существует неоднозначное мнение к современным информационным технологиям при проведении учебных процессов.

Имея опыт учебы « старой школы», а мы все учились без технологий современного времени , нужно отдать должное, во многих вопросах все мы познали то, что на сегодня не можем дать и довести до своих учащихся даже применяя все новое и казалось бы не такое уж ненужное, но рассматривать основной задачей применение информационной технологии в учебном процессе, по моему неправильно.

Цели и задачи информационных технологий

Эффективность любого вида обучения зависит от ряда составляющих: технической базы, эффективности разработанных методических материалов, технологий обучения, используемых при организации обучения.

Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности размещения, хранения, обработки и доставки информации любого объема и содержания на любые расстояния.

Знание преподаваемого предмета преподавателем , заинтересованность студента , его культура и обязательность восприятия нового материала, вот основные положения качества проведения уроков.

Огромное значение при внедрении современных технологий в образование имеет педагогическая содержательность обучающего  материала и создания условий для самообучения. Эффективность  и качество обучения в большей мере зависят от эффективной организации процесса самообучения и дидактического качества используемых материалов. Решение этих непростых задач во многом зависит от  мастерства, подготовленности педагогов к работе в условиях лавинообразного нарастания потока  информации, педагогов, которые могут и должны стать на уровень современных методов представления, поиска и переработки информации. Подготовленность педагогов к работе  в новом информационном пространстве, прогрессивность их взглядов  являются необходимым условием разработки и внедрение новых форм и  технологий обучения.

И хотя современные технологии на первый взгляд представляют не ограниченные возможности информации любого объема, эффективность и качество обучения в большей части зависит от процесса старого и хорошо проверенного метода преподавания- « преподаватель -студент».

 

Практическое применение информационных технологий на уроках спецтехнологии.

Говоря об основных задачах проведения уроков спец технологии можно отметить несколько направлений.

1 Повышение наглядности учебного процесса- ДА.

2.Моделирование узучаемых процессов – частично при наличии программы.

3. Организация коллективной и групповой работы - скорее нет.

Современные технологии хороши для закрепления материала, а использования фильмов, взамен материальной базы, которая по спец. предметам остается желать лучшего, но все это будет работать , когда студент теоретически готов к восприятию визуального материала. Рассматривая результаты усвоения материала, иногда приходишь в тупиковую ситуацию, почему две группы, занятия которых проходит почти по одному и тому же сценарию, имеют результат противоположный

А ответ прост – не смог заинтеросовать, не смог привить итнтереса к избранной профессии в общем и к предмету в частности.

При использовании мультимедийного оборудования на уроках спецтехнологии, информация для обучающихся, выведенная на экран, делится на иллюстрационную, консультационную, обучающую, контролирующую. Традиционно при изложении нового материала мной используются словесные методы, демонстрация наглядных пособий проводится для того, чтобы превратить все виды учебной деятельности студентов в живой источник получения  новых и расширение старых знаний. И если чего не отнять у информационной технологии, так это возможности демонстрации наглядности ( плакатов ,схем, таблиц), что позволяет при проведении учебного процесса, создать условия для учебы для студентов «последних парт».

Говоря об основных задачах проведения уроков спец технологии можно отметить несколько направлений.

1. Повышение наглядности учебного процесса- ДА.

2.Моделирование изучаемых процессов – частично при наличии программы.

3. Организация коллективной и групповой работы - скорее нет.

Практическое применение видеосюжетов на уроках спецтехнологии.

Видеофильм – самое распространенное техническое средство обучения, позволяющее демонстрировать объекты и явления  в движении, развитии, анализировать и обобщать материал, а также осуществлять переход от конкретного восприятия к абстрактному. С  помощью учебного фильма можно выделить основное и скомпоновать процессы не в естественной последовательности, а так, как это наиболее удобно для понимания их характера. А показав аварийные ситуации на примере видеосюжета можно дойти до него на чужих примерах, и показатель возможные последствия его недисциплинированности, технической безграмотности.

Показав обязанности работника как это должно быть – изменить его отношения к учебному процессу, пойдя с ним, если он уже теоретически подготовлен , этапы и технологию процессов.

В восприятии звукового фильма  активно участвуют  и зрение, и слух. Показ видеофильмов не требует особых условий: преподаватель, остановив в любой момент  видеофильм, может ответить на вопросы обучающихся или прокомментировать действия в кадре, а также  проконтролировать восприятие и усвоение учебной видеоинформации.  Фрагменты данного учебного фильма, плохо воспринимаемые обучающимися, можно неоднократно повторить, более доходчиво прокомментировать. 

Использование видеофильмов  способствует решению нескольких задач. В процессе анализа содержания  тех или иных кадров (по ходу их демонстрации) обучающиеся подводятся  к выводам и обобщения, а также  к установлению причинно-следственных связей.

Назначение информационного средства – вызвать интерес к теме,  которую предстоит изучить.

Вот пример моей методики введения фильмав процесс обучения:

Вначале урока  сообщаю  обучающимся,  что они  приступают к изучению темы. Активизируя знания обучающихся, полученные  на предыдущих уроках, предлагаю вспомнить: что им известно о пройденном материале, какие применяются инструкции для проведения определенных работ и т. д.

Выслушав обучающихся, предлагаю просмотреть фильм, который поможет ответить на эти вопросы.

Иначе говоря,  сам фильм подводит  обучающихся к ответу на проблемные вопросы.

После просмотра фильма предлагаю кратко законспектировать  увиденное.  Далее прошу ответить  на вопросы или прокомментировать фрагмент фильма, выключив звук.

Заканчиваю  урок  показом  на 1-2 минуты фрагмента  фильма  по следующей теме. Это дает  хороший  психологический настрой  на ее изучение.

 

Заключение

К настоящему времени мною накоплен опыт использования информационных технологий  как средства  обновления образовательного процесса, отбора и проектирования  содержания  обучения,  организации контроля  за деятельностью обучающихся на уроках.

В повышении  качества обучения  я отмечаю следующие  достоинства  информационных технологий, в частности, мультимедиа-технологий:

  • способствуют созданию эмоционального фона в образовательном процессе, повышают мотивацию  учения за счет осознания ценности творческого труда  в освоении современных информационных технологий;
  • позволяют выработать позитивный  стереотип  поведения  и адекватную рефлексию в ситуации  «успеха-неуспеха»;
  • способствуют выработке устойчивого интереса  к изучаемой дисциплине;
  • могут выступать основой формирования  профессионально важных умений и навыков.

С моей точки зрения, мультимедиа-технологии в учебном процессе по данной профессии имеют свою рациональность и практическую ценность.  Освоение обучающимися современных информационных технологий положительно влияет на овладение  профессиональными знаниями, умениями и навыками. Предполагает взаимодействие  преподавателя спецдисциплин, мастера производственного обучения и обучающегося.

Согласно Госстандарту, образовательные учреждения  свободны в выборе технологий, но ответственны за результаты обучения. Распространенным мнением среди специалистов в области образования является то, что использование компьютерных  и телекоммуникационных технологий образовательном процессе – это единственное, что необходимо для модернизации  образования. 

Однако главное, что надо помнить педагогу   - любой компьютер (составляющая часть информационных технологий) сегодня лишь  информационное средство и способ повышения  эффективности  интеллектуальной  человеческой деятельности, передача информации сама по себе  еще не обеспечивает  передачи знаний, культуры.  Компьютер, как и другие  информационные носители, выполняет  сугубо  вспомогательные  функции  предоставления  по возможности  объективной  учебной информации, которая поможет  обучающемуся и   ипреподавателю  достичь  запланированных целей  обучения, а сотрудничество  человека и персонального компьютера  в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным.

 

Список литературы.

1) Аствацатуров Г.О. Педагогический дизайн мультимедийного урока.- Волгоград, «Учитель», 2009

2) Выготский Л.С. Обучение и умственное развитие в школьном возрасте. – М., 1994

3) Драхлер А. Б. К вопросу о презентациях (Электронный ресурс) // www.it-n.ru

4) Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – Народное образование. Москва, 2005

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.