Статья «Особенности использования интерактивных средств обучения на примере использования на уроках виртуальной лаборатории VirtuLab»

1
0
Материал опубликован 4 December 2017

Особенности использования интерактивных средств обучения на примере использования на уроках виртуальной лаборатории VirtuLab

Алёшина Яна Геннадьевна

МБОУ «СОШ №8» г. Рузаевка, Республика Мордовия, Россия

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образование, интерактивность, обучение, интерактивные средства обучения, виртуальная лаборатория, средства обучения.

АННОТАЦИЯ: В статье представлена информация о совершенствовании обучения биологии на примере раздела «Человек и его здоровье» на основе использования интерактивных средств обучения, дана краткая характеристика начальных этапов исследования, описаны результаты проведенных исследований.

Features of the use of interactive learning tools based on the use of VirtuLab virtual laboratory lessons

Alyoshina Yana Gennadievna

MBOU "School No. 8", Ruzaevka, Republic of Mordovia, Russia

Yanochka-gor@mail.ru

KEYWORDS: education, interactivity, training, interactive learning tools, virtual laboratory, teaching aids.

ABSTRACT: The article presents information on improving the teaching of biology using the example of the section "Man and his health" based on the use of interactive teaching aids, a brief description of the initial stages of the study, and the results of the studies.

Современная эпоха – это эпоха информационная. Сегодня решающую роль в социальной успешности человека играет обладание им информацией, знаниями [1].

Процесс обучения в школе напрямую связан с умением учащихся пользоваться информационными технологиями, работать на компьютере, в Интернете и отбирать необходимую информацию. Положительно зарекомендовали себя в образовательном процессе компьютерные обучающие программы, обучающие системы на базе мультимедийных технологий, интеллектуальные и обучающие экспертные системы, средства коммуникации [2].

На уроках используются различные средства и методы, чтобы вывести детей на осознанную деятельность. Для этого организуются индивидуальная, парная и групповая работа, идет работа с документами и различными источниками информации, применяются интерактивные образовательные ресурсы. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Интерактивные методы обучения на уроке биологии в 8 классе можно использовать достаточно широко. Это поможет сделать процесс обучения более осмысленным, логически завершенным, эмоционально положительно окрашенным и, как следствие, более эффективным.

Современное образование, в сущности, живет двойной жизнью. В его официальной жизни есть программа, предписания, экзамены, «бессмысленная и беспощадная» битва за состав предметов в школьном курсе, вектор официальной позиции и качество обучения. А в его реальной жизни, как правило, сосредоточивается все то, что и представляет собой современное образование: вебинары, виртуальные лаборатории, электронные учебники и т. п. Все это пока не стало частью общепринятой глобальной образовательной парадигмы, но локально изменения образования и исследовательской работы уже происходит [3].

MOOC-обучение (Massive Open Online Courses, массовые лекции из открытых источников) прекрасно для передачи на уроках и лекциях идей, формул и других теоретических знаний. Но для полноты освоения многих дисциплин нужны и практические занятия – цифровое обучение «почувствовало» эту эволюционную необходимость и создало новую «форму жизни» – виртуальные лаборатории.

Целью нашей работы в первую очередь является совершенствование обучения биологии на основе использования интерактивных средств обучения.

На этапе констатирующего эксперимента нами был проведен опрос учащихся 8 классов по выявлению исходного уровня знаний учащихся.

Таблица 1

Исходный уровень знаний учащихся 8 классов

Класс

Количество учеников

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

8 «А»

29

5

17,24

15

51,72

9

31,03

8 «Б»

24

4

16,67

10

41,67

10

41,67

Из таблицы 1 видно, что исходный уровень знаний учащихся до проведения эксперимента в 8 классах – средний и составляет в среднем 46%.

На следующем этапе был проведен поисковый эксперимент, в ходе которого исследовались пути совершенствования процесса обучения биологии. Одним из путей совершенствования процесса обучения послужило использование на уроке и в виде домашнего задания виртуальной лаборатории VirtuLab (виртуальная образовательная лаборатория).

Зачем нужны виртуальные лаборатории, или виртулабы?

Для подготовки к реальным лабораторным работам.

Для школьных занятий, если отсутствуют соответствующие условия, материалы, реактивы и оборудование.

 Для дистанционного обучения.

Для самостоятельного изучения дисциплин во взрослом возрасте или вместе с детьми, поскольку многие взрослые по тем или иным причинам испытывают потребность «вспомнить» то, что так и не было выучено или понято в школе.

Для научной работы.

На этапе формирующего эксперимента в экспериментальных классах были проведены уроки по биологии раздел «Человек и его здоровье» по учебнику Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. с использование интерактивных средств обучения, в том числе виртуальной лаборатории.

Таблица 2

Динамика уровня знаний учащихся во время проведения эксперимента в 8 классах

Класс

Количество учеников

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

8 «А»

29

8

27,59

17

58,62

4

13,79

8 «Б»

24

7

29,17

11

45,83

6

25

Из таблицы 2 видно, что уровень знаний учащихся во время проведения эксперимента в 8 классах – остается средним и составляет в среднем 52%, что на 6% выше результатов исходного уровня знаний, высокий уровень знаний повысился на 12%, низкий – снизился на 17%.

Результаты эксперимента показывают, что, если систематически использовать на уроке биологии в 8 классе современные интерактивные средства обучения, уровень биологической подготовки учащихся повышается.

Список использованных источников

Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения : учеб.-метод. пособие / С. С. Кашлев. – Минск : ТетраСистемс, 2011. – 222 с.

Кисляков, П. А. Технические и аудиовизуальные средства обучения : учеб.-метод. пособие / П. А. Кисляков. – Шуя : Книжный Двор, 2010. – 267 с.

Овчинников, А. В. Особенности использования интерактивных средств обучения на уроках биологии в средней школе / А. В. Овчинников // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2013. – Т. 1. – № 21. – С. 124–128.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.