Статья «Использование современных средств обучения и интернет технологий в обучении иностранным языкам»

0
0
Материал опубликован 23 December 2018

Использование современных средств обучения и интернет технологий в обучении иностранным языкам

Зайцева Л.В.

В статье изучаются способы работы в сети Интернет на уроках иностранного языка. Описывается результат анкетирования учащихся. Анализируются ресурсы использования интернет-технологий в целях повышения качества образования и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.

Ключевые слова: Веб, обучение иностранным языкам на уроках, образовательные интернет-технологии.

В современном мире невозможно представить получение качественного образования без применения интернет технологий и технических средств обучения. Полноценное и эффективное общение на иностранном языке невозможно без владения умениями межкультурного общения.

Электронные устройства и ресурсы уже прочно вошли в учебный процесс. Компьютеры, мобильные телефоны, сеть Интернет успешно интегрировались в обучение иностранным языкам. П.В. Сысоев выделяет в сети Интернет различные информационные (текстовые, графические, аудиовизуальные) материалы, сетевые энциклопедии, электронные библиотеки, виртуальные туры по известным музеям и галереям, интернет-СМИ, интернет-каталоги, интернет-магазины и т.п. Он считает, что «использование в учебном процессе интернет-ресурсов различных функциональных типов позволит сформировать умения обучающихся работать с различными типами интернет-источников с целью извлечения необходимой информации и значительно обогатить их языковую и культурную практику» [1].

Современные возможности использования сети Интернет в начале XXI века целесообразно охарактеризовать «активным внедрением и использованием различных социальных сервисов: сетевых сообществ, блогов, вики-энциклопедий, подкастов» [4]. Все вышеперечисленное с информационно-справочными ресурсами, онлайн переводчиками делают сеть Интернет незаменимой в учебном процессе. Она становится одной из главных составных частей обучения в классе и дистанционного обучения английскому языку.

Результаты проведенного анкетирования говорят о том, что абсолютно все учащиеся знакомы с особенностями работы в сети Интернет, что говорит о возможности применения его ресурсов во время занятий. Что касается уровня владения интернет-технологиями, можно отметить, что лишь третья часть учащихся владеет ими в полной мере.

Частота использования Интернета, согласно опросу, довольно высокая. Целями использования сети являются поиск информации, изображений при подготовке домашнего задания; компьютерные игры; общение в чатах и социальных сетях; просмотр фильмов, прослушивание песен и т.д. Из этого можно сделать вывод, что сеть Интернет позволяет удовлетворить довольно широкий круг запросов учащихся, в следствие чего у них не должно возникнуть проблем с использованием сети во время урока английского языка без особых трудностей.

Что касается вопроса о частоте использования англоязычных сайтов, то только трое учащихся из 25 утвердительно ответили на данный вопрос. Все остальные очень редко пользуются англоязычными сайтами или пользуются ими довольно редко.

По результатам анкетирования следует отметить целесообразность использования социальных сервисов на занятиях по иностранному языку, т к практически все хорошо владеют навыками работы с сетью Интернет. Так же с помощью использования социальных сервисов можно пробудить интерес к англоязычным ресурсам сети и изучаемому предмету.

Использование социальных сервисов в процессе обучения иностранному языку предполагает формирование коммуникативных навыков учащихся, поэтому можно изучить начальный уровень развития данных навыков.

В ходе исследования был зафиксирован средний уровень развития в группе, в которой было проведено анкетирование. Полученные данные можно увидеть на диаграмме (рис. 1)

Низкий

Высокий

Средний

Далее можно представить некоторые методические и дидактические возможности использования некоторых социальных сервисов в организации процесса обучения английскому языку учащихся.

Одним из самых эффективных средств обучения английскому языку является skype. По нашему мнению, интерактивная коммуникация в данной программе создает благоприятные условия для обогащения словарного запаса, развивает навыки аудирования и умение реагировать на речь собеседника, согласно языковой ситуации.

Skype позволяет общаться с носителями языка, сверстниками в режиме реального времени, принимать участие в групповых занятиях, где происходит погружение в языковую среду. Учащиеся не только слышат собеседника, но и следят за мимикой, жестами, обращают внимание на интонацию, ударения в словах и предложениях.

Учителю следует очень тщательно подбирать собеседников для групповых занятий в skype, английский язык должен быть родным для собеседника, т.к в противном случае может усвоиться неверное произношение, артикуляция и т.д.

И все-таки у данного способа обучения очень много положительных сторон: развитие навыков аудирования, разговорных навыков; увеличивается словарный запас; формирование грамматических и лексических навыков, обучение чтению и письму(чат). Следует отметить, что skype помогает усилить мотивацию учащихся и организовать самостоятельную работу.

Довольно интересным и эффективным средством изучения английского языка является блог. По нашему мнению, блог представляет собой очень удобное средство в использовании и не требует никаких дополнительных навыков и умений. Блог помогает организовать процесс коммуникации учащихся, так как учащийся, который читает сообщение (статью, заметку) в блоге, может тотчас прокомментировать, выразить свое мнение о сообщении, оставленным пользователем в блоге.

По результатам наблюдений за учащимися и учебным процессом, можно сделать вывод, что самой интересной формой работы является блог, который учащиеся создают сами. Создание такого блога побуждает учащихся на поиск материала, сайтов к создаваемым ссылкам, поэтому блог является мини-проектом, который способствует развитию самостоятельности, самообучению учащихся. Блог, созданный учениками, интерактивен, так как они через блог могут обсуждать прочитанное, оставлять свои комментарии и т.д. Блог можно использовать и для практики письма при его создании. Каждый созданный учеником веб-блог отражает его интересы, мнение по поставленной проблеме и может помочь учителю планировать свою деятельность во внеурочной работе.

Еще одной интересной формой работы организации дистанционного обучения является Вики (wiki), которая представляет собой набор веб страниц, редактируемых одним или группой учащихся. Примером такого набора может являться известная всем Википедия, принцип работы которой построен на внесении нового материала кем-либо по определенным статьям. Таким образом, Вики представляет собой набор совместных статей, которые дополняются новой информацией, представленной на рассмотрение и опубликование, но не авторами статьи.

Работа с данным сервисом довольна проста и не требует особых знаний по пользованию программой. Для редактирования какой-либо страницы существует веб-ссылка, переходящая в режим редактирования выбранной статьи, оформленная в виде кнопки или ссылки. Чаще всего Вики является средством совместной работы, что очень важно для коллектива. Кроме того, учащиеся могут работать в данной программе автономно и организовать процесс самообучения.

Итак, можно сделать вывод, что в век компьютерных технологий и расцвета сети Интернет, важно найти правильное сочетание между социальными сервисами сети и традиционными методиками преподавания иностранных языков. Грамотное сочетание позволит создать благоприятные условия для учащихся, которые влияют на формирование и поддержание мотивации школьника в изучении иностранных языков, расширяют их возможности для работы с информацией, а все это способствует развитию инновационного мышления школьника, усиливает желание коллективного обучения в сотрудничестве, формирует языковую и коммуникативную компетенцию.


 

Литература:

Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции// Язык и культура. – 2015. - №1. – С.124.

Монахов В.А. Проектирование современной модели дистанционного образования// Инновации в образовании. – 2017. - №4. – С.26.

Мильруд Р.П. Применение информационных технологий в обучении иностранным языкам и культуре//Вестник ТГУ. – 2012. – Вып.5(109).

Евстегнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий// Иностранные языки в школе. – 2015. - №9. – С. 2-9


 

Сведения об авторе:

Зайцева Лилия Васильевна

Должность: Учитель английского и немецкого языков

Место работы: МБОУСОШ №60 г. Пенза

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.