12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Фёдоровна Тимофеева33
7

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

УДК 376.42

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ


Тимофеева Светлана Федоровна, учитель-дефектолог, I квалификационная категория


Государственное учреждение образования «Средняя школа №177 г. Минска», г. Минск, Республика Беларусь


Опыт работы с учащимися первого отделения вспомогательной школы показывает, что для того чтобы вовлечь учащихся в активную деятельность, помочь им справиться с неуверенностью и тревожностью, необходимо воздержаться от монотонности, вялости, серости деятельности. Задача моей работы вовлечь учащихся в активную творческую деятельность на коррекционных занятиях, в результате которой учащиеся станут инициаторами самой работы на занятиях. Используя разнообразные формы коррекционного воздействия на занятиях, я искала те, которые способствуют развитию эмоционально-волевой и когнитивной сфер учащихся, я пришла к необходимости использования нетрадиционных техник рисования. Нетрадиционные техники рисования на занятиях не утомляют учащихся, у них остается достаточно продуктивная деятельность на протяжении коррекционного занятия.

Развитие и коррек­ция эмоционально-волевой сферы уча­щихся с интеллектуальной недостаточностью осуществляются через гармони­зацию функционирования эмоциональ­ной и волевой сфер на основе потенциальных возможностей. В процессе коррекци­онных занятий у учащихся формируются позитивные коммуникативные отноше­ния и социально востребованное пове­дение, корригируются отклонения в поведении. Коррекционные занятия способ­ствуют формированию гуманных чувств в отношениях между учащимися, социаль­но ценных эмоций, таких как сострада­ние, отзывчивость, доброжелательность, честность; формированию волевых свойств личности, таких как целеустрем­лённость, решительность, смелость, настойчивость, выдержка, самостоятель­ность, исполнительность, дисциплиниро­ванность, терпение и др.

Использование нетрадиционных техник рисования на коррекционных занятиях «Развитие эмоционально-волевой сферы» способствует познанию окружающего мира, развитию эстетического восприятия, способствует формированию самостоятельной, практической и творческой деятельности учащихся. Также у учащихся наблюдается развитие воображения, наблюдательности, активности в деятельности.

Для выполнения творческой деятельности на коррекционных занятиях посредством нетрадиционных техник рисования применяют те материалы, которые редко используются или вообще не используются в рисовании. Перечень средств и материалов для выполнения нетрадиционных техник рисования: восковые мелки, свеча, листья деревьев, пальчики, гелиевые ручки, мятая бумага, трафареты и шаблоны, ватные палочки, пакеты, воздушные шары, бусины, скалки, крышки, нитки, пипетки, коктейльные трубочки и др. Данные материалы способствуют развитию креативности учащихся и возможности применять различные материалы в творческих работах. Также использование разнообразных нетрадиционных техник рисования и материалов способствует возможности учащихся экспериментировать в своей деятельности, добиваться выразительности в создаваемых образах. Рисование нетрадиционными техниками способствуют открытию широкого простора для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционное рисование помогает не ограничивать творческие способности учащихся, не ставит рамки «образца и показа» приёмов рисования и их последовательности; не навязывает учащимся свою точку зрения на окружающий мир, но даёт им возможность реализации своего творческого потенциала.

Творческий процесс существует там, где дети могут воображать, соединять и заменять, изменять и создавать что-либо новое. Чтобы создать что-то новое, необходимы такие умения, как:

наблюдательность

умение сравнивать

анализировать

комбинировать.

Виды нетрадиционных техник рисования:

рисование ладошкой и пальчиками, рисование ластиком, рисование пипеткой, монотипия, выдувание из трубочки, рисование точками и линиями, использование элементов дудлинга и зентангла, рисование ватными палочками, комбинирование рисование с аппликацией, рисование «заливкой» и «растяжкой», рисование набрызгом, рисование мятой бумагой, рисование жесткой кистью, оттиск, рисование воздушными шарами, рисование мазками, рисование мятой бумагой, кляксография, рисование воском, рисование вилкой и ложкой, «растяжка» пятен, мраморное рисование губкой, хаотичная штриховка ручкой, рисование пакетом, рисование утюгом по копирке, рисование молоком «Контур. Тайные послания», рисование на молоке, рисование клеем и солью, рисование изолентой, рисование черным цветом на пятне, рисование штрихами и др.

Выполнение работы с использованием нетрадиционных техник рисования проводится в виде совместных действий с взрослым, выполнение действие по подражанию, выполнение действие по образцу, выполнение действия по инструкции (плану, опорной схеме), выполнение действие самостоятельно (высокий уровень - учитель дает только словесные инструкции).

На начальных этапах работы с нетрадиционными техниками рисования необходимо познакомить учащихся со всевозможной стилизацией изображения, таким образом, перед учащимися будет разнообразие способов изображения и нахождения образов предмета. Далее учащимся предлагается выполнение самого образа предмета простыми нетрадиционными техниками рисования. Как только учащиеся научатся простым видам нетрадиционных техник рисования, можно переходить к выполнению комбинированных, сложных техник рисования.

В работе с нетрадиционными техниками рисования на коррекционных занятиях можно выделить три этапа:

1.Привлечение учащихся к самой деятельности с нетрадиционными техниками рисования, создание положительного эмоционального отклика и интереса к процессу и результатам работы. На данном этапе учащиеся знакомятся с материалами для работы, способами их применения.

2.На втором этапе учащиеся учатся правильно использовать инструменты и материалы. Учитель демонстрирует способы заполнения геометрических фигур, листа бумаги нетрадиционными техниками рисования (оттиска пальчиками, ладонью, смятой бумагой, точки и др.) и учащиеся выполняют данные способы по образцу или сопряженно с учителем.

3. На данном этапе учащиеся выполняют создание предметных, сюжетных образов, выполняют комбинированные и сложные работы нетрадиционными техниками рисования.

На всех этапах работы учитель выполняет опрос учащихся о материалах, этапах работы, просит назвать сенсорные эталоны предметов. Применение нетрадиционных техник рисования на коррекционных занятиях можно выполнять на разных этапах занятия и в различной форме. Также выполнение данной работы может быть индивидуальное, групповое, в виде дополнения готовой работы. Учащиеся выполняют изображение не только предметов, но и можно предложить выполнить нарисовать слова нетрадиционными техниками рисования.

Потребности современного образования предусматривают использование разнообразных техник и технологий, которые способствуют продуктивным видам деятельности учащихся. Поэтому в своей работе я применяю нетрадиционные техники рисования.

Нетрадиционные техники рисования способствуют формированию у учащихся социально востребованного ситуационного пове­дения, обучают речевой и поведенческой этике на эмоциональной основе, развивают у учащихся интерес и лю­бознательность при изображении и наблюдениях за происходящим в окружающем социаль­ном, предметном и природном мире.

В результате использования нетрадиционных техник рисования на коррекционных занятиях «Развитие эмоционально-волевой сферы» применяются разнообразные технологии: коллективно-творческой деятельности, коммуникативного обучения, наглядного моделирования, личностно-ориентированного обучения, исследовательской деятельности.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.