12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Парыгина Эльвира Вячеславовна116
Благодарю тебя, создатель, Что я в житейской кутерьме Не безработный, не писатель- Простой учитель на Земле!...» Мною была выбрана одна из замечательных, интересных профессий на Земле- УЧИТЕЛЯ. Профессию учителя я выбрала неслучайно, так к
Россия, Еврейская АО, Биробиджан

Эмоционально - волевая сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности. По словам Л.С. Выготского, эмоции являются как бы результатом оценки индивида своего взаимодействия со средой.

Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и в не ее.

У детей с нарушением интеллекта роль чувств особенно высока, т.к. даже процесс обучения строится не на знаниях, а на способе их преподнесения. Обучение и воспитание должны опираться на чувства только тогда, они достигнут цели. Дети с нарушением интеллекта пусть не очень глубоко и четко, но понимают свои чувства и чувства окружающих людей, в той или иной степени регулируют свои внутренние переживания, устанавливают определенные отношения и контакты, в основном правильно ведут себя в коллективе. А это значит, что в эмоциональном развитии умственно отсталых детей за время школьного обучения происходят большие положительные сдвиги.

Недостатки эмоционально - волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью поддаются коррекции в условиях специального обучения и воспитания.

Незрелости эмоционально-волевой сферы является актуальной проблемой на уроках чтения, письма и развития речи низкого уровня работоспособности, снижения познавательной активности учащихся.

Как показывает многочисленный опыт работы, значительную роль в развитии эмоционально - волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью, играют педагогические технологии. На своих уроках я активно использую элементы современных образовательных технологий.

Технология разноуровневого обучения.

Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития.

Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Можно также применять и при изучении новой темы. Объясняю материал от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке. Данная технология позволяет «безболезненно» включать ученика в познавательны процесс.

Технология проблемного обучения

На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.

Игровые технологии

В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие. Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.

Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка. При подборе игры или задания для занятий учитываю интересы и склонности учащихся класса.

Информационные технологии

Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

Информационные технологии на уроках я использую в следующих вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

Создание уроков–презентаций даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

Технология нравственного воспитания

способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у учащихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На уроках стараюсь воспитывать правильное отношение учащихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения».

На своих уроках использую элементы здоровьесберегающих технологий, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки. Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

Технологии личностно-ориентированного обучения.

Я хочу остановиться на технологии личностно-ориентированного обучения.

(Личностно-ориентированный подход в обучении, с использованием эффективных методов и приемов).

«Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».

Исходя из вышесказанного, я решила изучить данный вопрос и внедрить принципы этого обучения на практике.

Личностно ориентированный подход – это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. А правильно построенная система обучения помогает ученику преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открывать себя как носителя активного преобразующего начала.

Основная задача личностно - ориентированного обучения, состоит в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.

Наиболее значимые принципы личностно- ориентированного обучения являются:

- использование субъектного опыта ребенка;

- предоставления свободы выбора при выполнении заданий, решений задач, стимулирование к самостоятельному выбору;

- реализация детского творчества;

- информационная база урока - развивающая, роль педагога заключается в создании условий, чтобы дать каждому ребенку проявить себя.

На уроках учитель выступает не столько как транслятор знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности, учитель, как собеседник, исследователь, учитель - эксперт, консультант.

Основные принципы личностно ориентированного подхода:

- самоактуализации

- индивидуальности

- субъектности

- выбора

- творчества и успеха

- доверия и поддержки

Используемые методы:

- Диалога

- Игровые

- Рефлексивные

- Пед.поддержки

- Диагностические

Компоненты учебной деятельности:

1. Учебный интерес.

2. Целеполагание.

3. Учебные действия:

а) принятие учебной задачи;

б) преобразование учебной задачи;

в) планирование;

г) моделирование;

д) соотнесение результата с образцом;

е) контроль;

ж) оценка.

Формы учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Методы формирования учебной деятельности:

1. Иллюстративно-объяснительные.

2. Репродуктивные.

3. Исследовательские:

а) частично-поисковый;

б) поисковый;

в) проблемный.

Успешность учебного процесса зависит от того, насколько учитель сможет профессионально оказать компетентную помощь школьникам в формировании основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

На уроках с личностно – ориентированным подходом необходимо обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося. На каждом уроке создается проблемная ситуация:

- происходит выявление и учет склонностей в процессе обучения (детям очень нравятся творческие работы, нарисовать, придумать, сочинить,…);

- используются дидактические материалы, варьирующие для учащихся с разной успеваемостью.

Личностно – ориентированный урок - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способности. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет, по моему мнению, суть личностно – ориентированного обучения.

Не секрет что в школу приходят ученики с разным потенциалом, с разным запасом знаний. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно , если он выполняет посильное для него задание. Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагаются задания, к которым он еще не готов, с которыми он еще не может справиться, а ученик с хорошими способностями, быстро справляясь с заданием, скучает. Хорошо если у ребенка есть возможность выбора заданий по своим силам. Для этого использую поуровневые задания. Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью сложности. Задания составлены так, что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями. Для достижения цели использую карточки.

При выполнении самостоятельной работы учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (в данном случае выбор уровня).

Целесообразность поуровневого обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и интересов.

- темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с познавательными особенностями учащегося

- происходит открытие действующих законов, закономерностей, способов решения различных задач при совместном участии учителя и ученика.

Учитель формирует проблему, ставит ее перед учащимися, предлагает высказать идеи для ее разрешения. При этом всегда учитель поощряет собственную точку зрения учащихся, оригинальный замысел, т.е. постоянное создание ситуации успеха.

- учителем ученику предоставляется возможность выбора работы

Как и многие учителя, использую для приветствия стишки, направленные на самоорганизацию детей и эмоциональный настрой, повторяемые хором:

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться!

Для подготовки детей к письму использую стихи-правила:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

Организационный момент стараюсь проводить в нетрадиционной форме. Помогают в этом девизы и высказывания. Необходимо обязательно побеседовать с детьми о том, как они понимают эти слова, какой вкладывают в них смысл. Например:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!

(И.Тургенев)

Нет на свете оружия сильнее слова. Недаром говорят, что словом человеческим можно сдвинуть гору с места. Словами сражаются, словами любят, словами ненавидят, словами убивают, словами помогают и творят величайшие дела в истории человечества.

(К.Станиславский)

Слова то шелестят, как трава, то бормочут как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд.

(К.Паустовский)

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

(А.Толстой)

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи.

(Н.Гоголь)

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

(К.Паустовский)

При личностно-ориентированном подходе к обучению очень важен целевой компонент. На своих уроках я стараюсь организовать работу таким образом, чтобы дети сами формулировали тему урока и цели учения.

Не давать тему урока в готовом виде, а подвести к ней через неожиданное открытие, разгадывание кроссворда.

Следующий компонент ЛОО - использование наглядности на уроках.

Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. Возрастные и психологические особенности школьников указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного процесса. Именно положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребенок постоянно нуждается в одобрении и признании. Все поощрения классифицируются по средствам выражения. Мимические и пантомимические: аплодисменты товарищей, улыбка и ласковый взгляд учителя, пожатие руки.

Словесные: «Умница! Молодец! Вы сегодня хорошо поработали» (В течение урока учитель называет имена, наиболее активных детей).

Материализованные: грамота за активный труд на уроке , благодарность в дневнике.

При личностно-ориентированном подходе к обучению очень важен отказ учителя от деления детей на «сильных» и «слабых». Учителя должны работать под девизом: “Нет сильных и слабых учеников. Есть ученики, заинтересованные в работе и незаинтересованные”.

Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса можно добиться умелой организацией групповой работы. Группы формируются разноуровневые, так как организую работу по принципу: сильный помогает слабому. У сильного ученика появляется возможность закрепить свои знания, помогая слабому ученику, а слабый ученик не боится спросить у товарища. Оценивается работа всей группы в целом, а затем и работа всего класса.

При использовании на уроках дифференцированных заданий, предлагаю карточки с разным уровнем сложности. Дети сами выбирают свой уровень в зависимости от того, как усвоили тему. При этом мы решили, что самые простые задания будут обозначены под номером 1, более сложные под номером 2. Таким образом, ребёнок быстро находит посильное для него задание.

Нельзя не упомянуть очень важной составляющей личностно-ориентированного обучения – контролирующей и оценочной деятельности ученика. Оценку деятельности обучающихся на уроке надо проводить не только по конечному результату (правильно - не правильно), но и по процессу его достижения. Для того, чтобы ребенок не замкнулся в себе, не потерял интерес к поиску истины, общение строится таким образом, чтобы дать ребенку понять, что в процессе совместного обсуждения, споров и разногласий — всегда найдется правильное решение, что учитель готов выслушать любое мнение ребёнка «правильное» или «неправильное», и обязательно положительно оценить любую мыслительную деятельность своего ученика.

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.

В своей работе я широко использую метод эмоциональной стимуляции на уроках.

Эмоционально-положительный фон обучения предполагает создание та­ких условий, которые будут препятствовать возникновению у школьников как отрицательных ( унижение, страх, обида), так и «сверхположительных» эмоций (восторг, эйфория). Ученик, которого учитель постоянно сравнивает с более успешными одноклассниками, не сможет на уроке быть достаточно активным и в полной мере усваивать учебный материал. С другой стороны, если школьник находится на уроке в состоянии сильного эмоционального возбуждения, он также воспринимает информацию, либо частично, либо слишком поверхностно. Кроме того, «сверхэмоции» требуют от педагога по­стоянного увеличения интенсивного воздействия, и то, что недавно приво­дило учеников в восторг, на данном уроке будет воспринято без энтузиазма. Следовательно, ребёнку на уроке должно быть комфортно, но это не значит, что всегда легко и просто – доброжелательность педагога должна сочетаться с разумной требовательностью. Основу эмоционально-положительного фона обучения составляет демократический стиль отношений между учителей и учениками.

Для усиления познавательного интереса учащихся рекомендуется в рам­ках учебного занятия использовать методы эмоциональной стимуляции ( Ильина С.Ю., Чижова А.С. Личностно ориентированные и нетрадиционные технологии в обучению русскому языку школьников с интеллектуальной не­достаточностью. – СПб.: КАРО, 2013.), которые повышают заинтересован­ность учеников в выполнении заданий и положительно влияют на познава­тельную активность детей.

Другим видом эмоциональной стимуляции учеников на уроке является альтернативный выбор заданий (действий, подходов для их решения). Дети с интеллектуальной недостаточностью чаще всего поставлены в жёсткие рамки следования требованиям окружающих, и возможности выбора, по существу, у них нет. Посредством предоставления школьнику права на выбор осущест­вляется развитие эмоционально-волевой сферы, самостоятельности, снижа­ется конфликтность во взаимоотношениях детей, так как ситуация решения «задач на выбор» являет собой пример сотрудничества ( Носкова Н.В., Мин­галёва О.Б). При использовании альтернативных заданий ученик не только формально участвует в процессе обучения, но и становится его активным действующим лицом.

Эффективность системы выбора обеспечивается :

Отсутствие равнозначности выбора.

Избегание чрезмерного количества альтернатив.

Задания, которые предлагаются ученику на выбор, могут отличаться:

количеством;

оформлением.

На уроках чтения и развития речи детям предлагается творческая работа: сделать обложку книжки  изученного произведения. После объ­яснения задания, учащимся предлагается несколько вариантов «фона» об­ложки  и не­сколько вариантов изображения главного героя .

Детям предстоит подготовить основу обложки, вырезать нужную деталь, расположить её на основе и подписать обложку. Расположение основы, цвет, размер, выбор шрифта – на усмотрение обу­чающихся. Работы размещаем на доске, организуя выставку готовых обложек.

Во всех случаях следует помнить, что при выборе заданий ученики с ин­теллектуальной недостаточностью, в силу низкой критичности мышления, могут ориентироваться только на его внешние признаки : лёгкость выполне­ния, внешнее оформление, занимательность. Поэтому следует предлагать та­кие альтернативные задания, сложность которых была бы приблизительно одинаковой, но при этом она может варьировать в зависимости от возможно­стей конкретного ребёнка. Кроме этого, ученики должны иметь некоторый положительный опыт в выполнении каждого из заданий, предъявляемых на выбор.

В целях устранения и предупреждения таких явлений на уроке, как утомление, рассеянное внимание, различные вегетативные проявления, негативные поведенческие реакции, активно использую на уроках чтения, письма и развития речи специальные упражнения для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это так называемые развивающие минутки. Они занимают совсем немного учебного времени и могут применяться на разных этапах урока. Их отбор никогда не бывает случайным. Необходимым условием является связь развивающей минутки с задачами данного урока.

Приведём примеры некоторых видов развивающих минуток.

1. Разговорная минутка.

Она направлена на развитие навыков общения у школьников с нарушениями интеллекта: умение слушать других, планировать и реализовывать собственное речевое высказывание. Это попытка выйти на разговор о том, чем живёт мир, страна, город, сами учащиеся. Возникает живая ситуация общения, когда хочется поделиться информацией, мнениями, впечатлениями. Обычно разговорная минутка проводится в начале урока, начинается с постановки вопроса и может служить материалом для введения в тему урока.

Например:

-Какая новость по телевидению вчера вас удивила?

-Почему на перемене между мальчиками произошел конфликт? Что вы сделали, чтобы разрешить его?

Разминки-хитринки.

Это упражнения и игры на развитие сообразительности, внимания к слову, орфографической зоркости.

Варианты заданий.

Игра «Третий лишний».

-Определите, какое слово лишнее: на кроват…, из морковк..., в тумбочк… . (По склонению – на кровати, по окончанию – в тумбочке, по падежу – из морковки).

Игра «Вспоминай-ка!».

-Назовите одушевлённые существительные, обозначающие названия животных, в которых есть сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ? Прилагательные? Кто больше? (Ёжик, чайка, жираф, щука; жирный, широкий, чужой, частый, чудесный и др.).

К разминкам-хитринкам также можно отнести применение всевозможных ребусов, загадок, иллюстрирующих орфографические правила и заставляющих учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы задуматься, найти ответ и удивиться.

Например, к теме «Имена числительные»:

-Здесь спрятано очень важное правило правописания числительных. Прочитайте его.

5ь – 20ь, 30ь

5ь0 – 8ь0

5ь00 – 9ь00

-Какие слова зашифрованы в ребусах?

Р1на, смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, ви3на, па3от, о5, 7я, 40а, 100рона, пи100лет, 100п (л, н, г, к), 100рож, 100янка.

-Попробуйте сами придумать подобные слова.

3. Поэтическая минутка.

Это выразительное чтение учителем стихотворений с целью развития у детей умения слушать и понимать стихотворную речь, формирования образного мышления, чувства ритма, воспитания интереса к поэзии.

Варианты применения.

Работу над смысловым содержанием стихотворения Э.Асадова «Дачники» (5-ый класс) можно дополнить слушанием стихотворения того же автора «Стихи о рыжей дворняге».

На этапе закрепления темы «Изменение имён существительных по падежам» (5-ый класс) было бы уместно послушать стихотворение-шутку Г.Граубина «Ленительный падеж».

Без сомнения, стихотворения должны быть заранее выучены учителем наизусть, чтобы не был нарушен зрительный контакт с учениками, чтобы у учителя сохранялась возможность улавливать малейшие эмоциональные реакции учащихся. После прочтения необходимо выдержать паузу, а потом можно предложить детям ответить на некоторые вопросы.

Например, к стихотворению Э.Асадова «Стихи о рыжей дворняге» вопросы могут быть следующими:

-Как вы понимаете выражение «сердце чистейшей породы»?

-Как вы думаете, что заставило хозяина оставить собаку?

-Как нужно было поступить ему, на ваш взгляд?

А к стихотворению Г.Граубина «Ленительный падеж» вопросы могут быть такими:

-Хотели бы вы дружить с таким мальчиком? Почему?

-Можно ли по тем падежам, которые придумал Лежебокин, склонять существительные?

-А какие бы названия падежей придумали бы вы?

4. Двигательная минутка.

Это упражнение с мячом на развитие ловкости, внимания позволяет быстро актуализировать знания учащихся по изучаемому материалу.

Примером может служить тема «Неопределённая форма глагола» (7-ой класс). Учитель называет глагол и бросает мяч. Ученик должен поймать его и назвать неопределённую форму данного глагола. Поймал, но не знает ответа - бросает тому, кто знает.

По тому же принципу можно отвечать на вопросы учителя на этапе закрепления изучаемого материала, подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными и пр.

Музыкальная встреча.

На уроках чтения, письма и развития речи в старших классах специальной (коррекционной) школы широко использую образцы классической музыки (произведения Вивальди, Моцарта, Чайковского и др. композиторов), а также звуки живой природы (пение птиц, журчание ручейков, шум дождя и пр.). Музыка вселяет в учеников веру в собственные возможности, пробуждает лучшие стороны их души, обладает здоровьесберегающим эффектом.

Варианты применения.

При работе над произведением К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (6-ой класс) в качестве музыкальной иллюстрации к тексту звучит «Утро» Э.Грига.

К поэме А.Пушкина «Руслан и Людмила» (9-ый класс) – «Марш Черномора» из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила».

А к «Сказке о царе Салтане…» А.Пушкина (7-ой класс) такими иллюстрациями будут отрывки из одноименной оперы Н.Римского-Корсакова.

При написании самостоятельной работы положительный настрой, «ситуацию успеха» создаёт негромкое, умиротворяющее пение птиц.

Минутка прикладного творчества.

Это включение в урок чтения, письма и развития речи элементов предметно-практической, изобразительной деятельности (рисования, лепки, конструирования). Такая работа может проводиться в разных формах (индивидуальное задание, работа в паре, коллективная композиция). Она способствует снятию статического напряжения, развитию мелкой моторики учащихся, позволяет детям почувствовать радость творчества, обогащает их эмоциональную жизнь.

Варианты заданий.

1.Раскрашивание (как правило, иллюстраций к литературным произведениям).

2.Рисование по опорным точкам (зрительным ориентирам).

3.Собственно рисование (портрет персонажа литературного произведения, портрет Имени Существительного…) Используются разнообразные материалы для включения в работу разных групп мышц: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, мел, восковые мелки, акварель, гуашь и пр.

4.Рисование музыки.

Цикл «Времена года. Зима» (А.Вивальди).

-Какое время года изображает музыка?

-Придумайте для неё название.

-Ещё раз послушайте музыку и попробуйте её нарисовать.

«Утро» (Э.Григ).

-Подберите краски, которые вам помогут зарисовать музыку.

-Какую часть суток изобразил Э.Григ в своей музыкальной композиции?

«Марш Черномора» (М.Глинка).

-Представьте себе колдуна Черномора.

-Назовите слова и выражения, характеризующие этого персонажа поэмы.

-Какие краски нам помогут нарисовать его портрет? Почему?

5.Обрывная аппликация.

Например, коллективная работа по созданию новогоднего костра, у которого грелись 12 братьев-месяцев (С.Маршак «Двенадцать месяцев», 6-ой класс). Костер выполняется из обрывков цветной бумаги красного цвета разных оттенков, приклеиваемых на общий лист.

6.Лепка. Используется глина или пластилин разных цветов.

Задания:

-Вылепи безударные гласные; Золотую рыбку из сказки А.Пушкина…

Итак, развивающие минутки являются действенным средством совершенствования памяти, внимания, речи, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики старшеклассников с нарушениями интеллекта, способствуют реализации принципа коммуникативной направленности в обучении, повышению речевой мотивации, формируют чувство языка и опираются на него. Развивающие минутки активизируют инертных детей, мобилизуют возбудимых учеников на усвоение учебного материала, повышают познавательную активность учащихся на уроках чтения, письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида, пробуждают их интерес к русскому языку и служат более успешной реализации коррекционных целей обучения.

Литература.

Аксёнова А.К. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика 1999. 192 с.

Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.

Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. – М.: Просвещение, 1995.

Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.

Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. – 125-127.

Ушакова О.Д. Пословицы, стихи и загадки о русском языке: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1999. – 96 с.

С. Ю. Ильина, А. С. Чижова. Использование личностно-ориентированных технологий в обучении русскому языку детей с интеллектуальной недостаточностью//Специальное образование, 2013г .№2, стр. 38-47.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.