Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду в соответствии с ФГОС и ФОП

0
0
Материал опубликован 20 September

Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду в соответствии с ФГОС и ФОП


Введение


Нетрадиционные техники рисования представляют собой инновационный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста, полностью соответствующий требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и Федеральной образовательной программы (ФОП). Эти методы позволяют детям проявлять творческую самостоятельность, развивать воображение и креативное мышление, что является приоритетным направлением современного дошкольного образования.


1. Роль нетрадиционных техник рисования в развитии дошкольников.


Согласно ФГОС, образовательная деятельность должна быть направлена на развитие творческих способностей и индивидуальности каждого ребенка. Нетрадиционные техники рисования эффективно решают эти задачи путем:


· Снятия эмоционального напряжения и страхов перед творческим процессом;

· Развития уверенности в собственных силах;

· Формирования пространственного мышления и цветовосприятия;

· Стимулирования творческого поиска и экспериментирования;

· Развития мелкой моторики и сенсорного опыта.


В. А. Сухомлинский подчеркивал: "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли".


2. Основные нетрадиционные техники рисования для разных возрастных групп.


В соответствии с ФОП, выбор техник должен соответствовать возрастным возможностям детей. Ниже представлены наиболее эффективные методы для разных возрастных групп:


2.1.

Возрастная группа: Младшая (3-4 года).

Рекомендуемые техники: Рисование пальчиками, ладошками, печатание штампами, тычок полусухой кистью.

Образовательные задачи: Развитие тактильной чувствительности, знакомство с цветом, формами.

2.2.

Возрастная группа: Средняя (4-5 лет).

Рекомендуемые техники: Кляксография, монотипия, рисование поролоном, печать листьями.

Образовательные задачи: Формирование композиционных умений, развитие воображения.

2.3.

Возрастная группа: Старшая (5-6 лет).

Рекомендуемые техники: Набрызг, граттаж, рисование свечой+акварель, ниткография.

Образовательные задачи: Развитие творческого замысла, обучение комбинированию материалов.


3. Реализация нетрадиционных техник в соответствии с ФГОС и ФОП.


3.1. Принципы организации работы


Согласно требованиям ФГОС, организация художественно-творческой деятельности должна основываться на следующих принципах:


· Принцип поэтапности "погружения" в программу, учитывающий возрастные особенности ребенка;

· Принцип динамичности - каждое задание должно творчески переживаться и прочувствоваться;

· Принцип сравнений - разнообразие вариантов решения заданной темы;

· Принцип выбора - творческое взаимодействие взрослого и ребенка без жестких ограничений.


3.2. Интеграция образовательных областей


Использование нетрадиционных техник рисования позволяет эффективно интегрировать различные образовательные области, предусмотренные ФГОС:


· Познавательное развитие (знакомство с материалами, их свойствами);

· Речевое развитие (описание процесса рисования, составление рассказов по рисункам);

· Социально-коммуникативное развитие (коллективное творчество, взаимодействие);

· Художественно-эстетическое развитие (развитие чувства цвета, композиции).


4. Примеры нетрадиционных техник и их образовательный потенциал.


4.1. Кляксография.


Техника заключается в создании клякс различной конфигурации с последующим преобразованием их в художественные образы. Образовательная ценность: развивает ассоциативное мышление, воображение, способность видеть необычное в обычном.


4.2. Монотипия.


Техника создания отпечатка с различными эффектами. Образовательная ценность: знакомит с симметрией, развивает чувство гармонии, цветовосприятие.


4.3. Рисование сыпучими материалами.


Использование песка, круп, опилок для создания изображений. Образовательная ценность: развивает тактильную чувствительность, текстуальное восприятие, мелкую моторику.


5. Методические рекомендации по внедрению нетрадиционных техник.


1. Создание соответствующей развивающей среды - организация уголков творчества с разнообразными материалами (поролон, пробки, нитки, природные материалы и др.);

2. Обеспечение интеграции с семьей - проведение мастер-классов для родителей, совместные творческие мероприятия;

3. Использование игровых приемов - внесение сказочных элементов, сюрпризные моменты для повышения мотивации;

4. Организация выставок детских работ - обязательное представление результатов творчества для укрепления самооценки детей;

5. Индивидуальный подход - учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.


6. Преимущества нетрадиционных техник в контексте ФГОС и ФОП.


Использование нетрадиционных техник рисования полностью соответствует основным принципам ФГОС и ФОП:


· Поддержка разнообразия детства - учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;

· Содействие и сотрудничество детей и взрослых в творческом процессе;

· Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через экспериментирование;

· Возрастная адекватность - соответствие возрастным возможностям и особенностям развития.


Заключение


Нетрадиционные техники рисования являются эффективным средством реализации требований ФГОС и ФОП в дошкольных образовательных учреждениях. Они создают условия для развития творческой личности, способной к нестандартному мышлению, смелому экспериментированию и реализации собственных замыслов. Систематическое использование этих техник в образовательном процессе способствует формированию у дошкольников ключевых компетенций, необходимых для успешного обучения в школе и полноценного развития в современном обществе.


Внедрение нетрадиционных подходов к рисованию требует от педагогов творческого отношения к организации деятельности, постоянного поиска новых методов и интеграции с семьей, но результаты такой работы проявляются в повышенном интересе детей к изобразительной деятельности, развитии их творческого потенциала и формировании предпосылок для успешной учебной деятельности в будущем.


Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации